СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблема человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Создать условия для понимания темы «Природа – человек - общество»; раскрыть феномен человека как продукта биологиче­ской, социальной и культурной эволюции; неразрывную связь природы и человека, природы и общества.
  • Формировать умения объяснять процессы становления общества (социогенез), этапы становления человека (антропоге­нез)

 

Понятийный словарь: антропогенез, социогенез

 

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный

Методы урока: лекция, групповая работа

 

Структура урока:

  • Лекция по плану
  • Составление схем – работа в группах
  • Закрепление. Домашнее задание

План лекции

  1. Что такое природа

Просмотр содержимого документа
««Проблема человека»»

Проблема человека



Цель:

  • Создать условия для понимания темы «Природа – человек - общество»; раскрыть феномен человека как продукта биологиче­ской, социальной и культурной эволюции; неразрывную связь природы и человека, природы и общества.

  • Формировать умения объяснять процессы становления общества (социогенез), этапы становления человека (антропоге­нез)



Понятийный словарь: антропогенез, социогенез



Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный

Методы урока: лекция, групповая работа



Структура урока:

  • Лекция по плану

  • Составление схем – работа в группах

  • Закрепление. Домашнее задание

План лекции

  1. Что такое природа

  2. Возникновение и этапы развития человека

  3. Человек и формирование общества

  4. Неразрывная связь природы и общества.



Работа в группах

Прочитать п. «Социальное и природное в человеке» и составить схему.



Домашнее задание: прочитать § 1





Урок 3. Формирование личности



ТЦЗ:

  • Создать условия для понимания таких понятий как человек, индивид, личность.

  • Формировать понимание ролевой теории личности, анализировать, сравнивать.

  • Воспитание уважения к человеку; в каждом и в первую очередь в себе видеть личность.



Понятийный словарь: индивид, индивидуальность, личность, социальный статус, социальная роль.



Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный

Методы урока: лекция, групповая работа



Структура урока:

1.Опрос домашнего задания – понятийный диктант.

2.Изучение нового материала

А) лекция

Б) работа с текстом в группах, решение творческих вопросов

3.Заключение: тест, определяющий тип личности.



План лекции:

а) Понятия: человек, индивид, личность.

б) Ролевая теория личности.

в) Усвоение человеком социальных ролей.



1. Контроль знаний.

Проверить, как усвоен материал предыдущего урока в форме понятийного диктанта

- детерминизм

- категория

- материя

- субъект и объект

- существо

- философия

- эмпиризм



2. Изучение нового материала.

А) Раскрыть понятия: человек, индивид, личность. Подчеркнуть, что личностью можно стать только в рамках общества. Продиктовать, что философия рассматривает личность с точ­ки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, по­знания и творчества. Психологи изучают темперамент, характер, способности, волевые качества личности. Социоло­гия анализирует связи личности с обществом или с группой. Отметить, что существует много теорий личности. В качестве примера привести теорию ролевой личности, созданную аме­риканскими социологами Мидом и Минтоном. Согласно дан­ной теории социальное поведение личности объясняется двумя понятиями: социальный статус и социальная роль. Каж­дый человек в социальной системе занимает несколько позиций, исполняя несколько ролей в различных ситуациях. Объяснить разницу между

естественным, приобретенным, главным статусами. Каждый человек исполняет в обществе определенную социальную роль. Однако ролевое ожидание (определяется тем, что ожидают от нас другие) и ролевое ис­полнение (наше конкретное поведение, исполнение роли) мо­гут вступать в противоречия, из-за чего в дальнейшем и возникают конфликтные ситуации.



Б) Работа в группах

1 группа – текст «Человек с точки зрения человека». Составляют схему

2 группа – текст «Человек с точки зрения человека». Отвечают на вопрос к тексту

3 группа – текст «Индивид и индивидуальность». Составляют схему

4 группа – текст «Индивид и индивидуальность». Отвечают на вопрос к тексту

5 группа – текст «Личность». Составляют схему

6 группа – текст «Личность». Отвечают на вопрос к тексту



Вопросы

2 группа. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверж­дения: «Проблема человека - центральная проблема человеческой ис­тории». Что понимается под «Проблемой человека»?

4 группа. В чем состоят особенности естественно-научного и гумани­тарного познания человека?

6 группа. Если справедливо следующее утверждение: «Личность каждой эпохи - все равно, что чужой язык, подлежащий изучению», то не про­тиворечит ли оно положению о социальной сущности человека?



3.Закрепление.

Тест, определяющий тип личности.

«Художник или мыслитель?»



Перед началом тестирования пояснить, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие - «об­разное», левое - «логическое». Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Предложить ответить на следующие во­просы, пользуясь 11-балльной системой. Категорическому от­рицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию ­– 10 баллов. Но, если, например, первый же вопрос поставит в тупик, то можно засчитать баллы в диапазоне от 1 до 9.



  • У меня преобладает хорошее настроение.

  • Я помню то, чему училась (лся) несколько лет назад.

  • Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно вос­произвести ее.

  • Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

  • Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

  • Мне трудно дается алгебра.

  • Я легко запоминаю незнакомые лица.

  • В группе приятелей я первой (вым) начинаю разговор.

  • Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

  • У меня преобладает плохое настроение.



Результат: подсчитать отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (право е полуша­рие).



1. Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит Вы принадлежите к логическому типу мышления. Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и в быту больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию, испы­тываете больше доверия к информации, полученной из печа­ти, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником и т.д.

2. Если П больше Л, то это означает, что Вы человек худо­жественного склада. Представитель этого типа склонен к не­которому пессимизму, больше полагается на собственные чувства, чем на логический анализ событий. Такой тип не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуют­ся способности к образному мышлению – художник, актер, ар­хитектор, врач, воспитатель.



Вывод. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, откры­вается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновре­менно образно, цельно воспринимать события, быстро и тща­тельно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Он может бьrrь менеджером либо испытателем сложных технических систем, лектором и переводчиком, т.е. перед ним открываются профессии, требующие гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Задание на дом:

1. Изучение § 2 , повторит § 1

2. Выполнить в виде сочинения следующее задание: Вообразите, что вам предстоит немедленно отправиться в много­летнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходи­мое. Из дома вам разрешено взять с собой только три предмета. Что именно вы возьмете? А что с собой взял бы человек из раннего средневе­ковья? Сделайте выводы.

3.Описать черты современного молодого человека, отметив как положи­тельные, так и отрицательные стороны. Подготовиться высту­пить со своей работой в ходе дискуссии на следующем уроке. Тема дискуссии: «Портрет молодого человека и его деятель­ность в современном обществе». Провести инструктаж и объ­яснить, что под дискуссией понимается: обмен мнениями, выяснение позиций спорящих сторон, аргументированное до­казательство своей точки зрения, подведение итогов эксперта­ми. Эксперты (группа из 2- 3 учащихся) внимательно следят заходом дискуссии, записывают различные мнения участников дискуссии. В конце урока подводятся итоги. Делают выводы, как прошла дискуссия, к каким выводам пришли выступав­шие. Учитель предоставляет возможность учащимся самим выбрать экспертов.

4. Прочитать §§ 3-4.



Дополнительный материа для обсуждения в группах



Человек с точки зрения человека



Сразу оговоримся, что свойство задумываться о себе са­мом : специфическое свойство человека, проявление его разум­ности.

Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он - человек. Ответ на этот вопрос одновременно ясен и сложен. Стоит посмотреться в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нем отражается человек. Его не спутаешь ни с каким другим существом. А если человек лишен зрения? Как он распо­знает человека? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека?

Натура человеческая может проявляться весьма многообраз­но, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность - это и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, другим человеком. При этом вы­являются коренные отличия человека от иных живых существ.

Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение чело­века с точки зрения его биологического строения, пси­хики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п.

И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Нет сомнения, человек - удивительное и безмерно инте­ресное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя. Наметим некоторые вехи познания человеческой сущ­ности.

В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосм ос». Природа понимал ась как живой организм, а человек - как соче­таниe разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из дрeв­некитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Зем­лей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю при­роде. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире вре­мя от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, «космическом» уровне.

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между жи­выми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое при­станище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех - в предста­вителя низшей касты, за словесный - в животное, за греховный

поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только чело­веку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепо­щение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий ­между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы - изменчивые че­ловеческие установления». Человек как духовно-телесное суще­ство был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с че­ловеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Бо­гом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по все­му остальному». А сами греческие боги предстают величест­венными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось од­ним из путеводных в развитии наук о человеке.

Своеобразие христианского библейского представления о че­ловеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении бо­жественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления гре­ховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безгра­ничности творческих возможностей человека. Идея филосо­фа XV в. Пико делла Мирандола заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, посколь­ку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначе­ние человека дает ему творческую способность самоопреде­ления. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке рас­ширялись, обогащались. В XVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человече­ского существования является мышление («Мыслю - следова­тельно, существую»). Именно от этого тезиса ведет линию пред­ставление о разумности как специфической особенности че­ловека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной сто­роны, испытывает влияние сознания, а с другой - способно воз­действовать на него.

Для представителя классической немецкой философии XVIII в. И. Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам - природной необходи­мости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII – ­XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего - идеального на­чала - духа или разума.

Не падал интерес к проблеме человека и в конце XIX – XX в. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких проявлений, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науку вводилось различение понятий индивидуаль­ность и личность.



Индивид и индивидуальность



Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: «Он - индивидуальность!» Близко по зву­чанию и происхождению к этому слову и понятие «индивид». В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Одна­ко наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с гре­ческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, сла­гаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, на­сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амоиа Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович).

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описыва­ют человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризо­вать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых ка­честв. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой само­бытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инже­нера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, исто­рика, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровожда­ется эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчерки­вается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица.

Понятием «индивидуальность» В биологии обозначают специ­фические черты, присущие определенной особи, организму в си­лу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психо­логии под индивидуальностью понимают целостную характери­стику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуально­стью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представи­тель общности, то индивидуальность - как своеобразие прояв­лений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторои­ность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единст­ве типичное и неповторимое.

Итак, чтобы еще раз уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру.

20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Го­голя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т. е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как ин­дивид.

Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетель­ству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позд­нее у него появились черты, связанные с взрослением, обучени­ем, индивидуальным стилем жизни,- он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литерато­ром, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т. е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии, индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной. В письме современника, на­писанном в связи со смертью писателя, читаем: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, которым, гор­димся как одной из слав наших».



Личность



Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека, Вне общества индивид не может стать ин­дивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и со­знательной деятельности. Другое значение - это устойчивая си­стема социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рас­сматривает сущностные (наиболее важные для понимания чело­века) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и измене­ния мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность че­рез сопоставление с установленными в обществе нормами. Че­ловек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она дей­ствует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее че­рез набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, Проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных усло­вий. Так, скажем, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других - в совре­менном обществе.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботли­вым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление актив­ности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики непремен­но предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с обществен­ным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя.

Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи.

В своих ролевых проявлениях личность развива­ется, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладаю­щий личностью. Через нее, особым, только ему присущим обра­зом организуя свою деятельность, отношения, индивид предста­ет как Человек.

Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «об­щество».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!