Проблема человека
Цель:
Создать условия для понимания темы «Природа – человек - общество»; раскрыть феномен человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции; неразрывную связь природы и человека, природы и общества.
Формировать умения объяснять процессы становления общества (социогенез), этапы становления человека (антропогенез)
Понятийный словарь: антропогенез, социогенез
Тип урока: получение новых знаний
Форма урока: комбинированный
Методы урока: лекция, групповая работа
Структура урока:
Лекция по плану
Составление схем – работа в группах
Закрепление. Домашнее задание
План лекции
Что такое природа
Возникновение и этапы развития человека
Человек и формирование общества
Неразрывная связь природы и общества.
Работа в группах
Прочитать п. «Социальное и природное в человеке» и составить схему.
Домашнее задание: прочитать § 1
Урок 3. Формирование личности
ТЦЗ:
Создать условия для понимания таких понятий как человек, индивид, личность.
Формировать понимание ролевой теории личности, анализировать, сравнивать.
Воспитание уважения к человеку; в каждом и в первую очередь в себе видеть личность.
Понятийный словарь: индивид, индивидуальность, личность, социальный статус, социальная роль.
Тип урока: получение новых знаний
Форма урока: комбинированный
Методы урока: лекция, групповая работа
Структура урока:
1.Опрос домашнего задания – понятийный диктант.
2.Изучение нового материала
А) лекция
Б) работа с текстом в группах, решение творческих вопросов
3.Заключение: тест, определяющий тип личности.
План лекции:
а) Понятия: человек, индивид, личность.
б) Ролевая теория личности.
в) Усвоение человеком социальных ролей.
1. Контроль знаний.
Проверить, как усвоен материал предыдущего урока в форме понятийного диктанта
- детерминизм
- категория
- материя
- субъект и объект
- существо
- философия
- эмпиризм
2. Изучение нового материала.
А) Раскрыть понятия: человек, индивид, личность. Подчеркнуть, что личностью можно стать только в рамках общества. Продиктовать, что философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психологи изучают темперамент, характер, способности, волевые качества личности. Социология анализирует связи личности с обществом или с группой. Отметить, что существует много теорий личности. В качестве примера привести теорию ролевой личности, созданную американскими социологами Мидом и Минтоном. Согласно данной теории социальное поведение личности объясняется двумя понятиями: социальный статус и социальная роль. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций, исполняя несколько ролей в различных ситуациях. Объяснить разницу между
естественным, приобретенным, главным статусами. Каждый человек исполняет в обществе определенную социальную роль. Однако ролевое ожидание (определяется тем, что ожидают от нас другие) и ролевое исполнение (наше конкретное поведение, исполнение роли) могут вступать в противоречия, из-за чего в дальнейшем и возникают конфликтные ситуации.
Б) Работа в группах
1 группа – текст «Человек с точки зрения человека». Составляют схему
2 группа – текст «Человек с точки зрения человека». Отвечают на вопрос к тексту
3 группа – текст «Индивид и индивидуальность». Составляют схему
4 группа – текст «Индивид и индивидуальность». Отвечают на вопрос к тексту
5 группа – текст «Личность». Составляют схему
6 группа – текст «Личность». Отвечают на вопрос к тексту
Вопросы
2 группа. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: «Проблема человека - центральная проблема человеческой истории». Что понимается под «Проблемой человека»?
4 группа. В чем состоят особенности естественно-научного и гуманитарного познания человека?
6 группа. Если справедливо следующее утверждение: «Личность каждой эпохи - все равно, что чужой язык, подлежащий изучению», то не противоречит ли оно положению о социальной сущности человека?
3.Закрепление.
Тест, определяющий тип личности.
«Художник или мыслитель?»
Перед началом тестирования пояснить, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие - «образное», левое - «логическое». Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Предложить ответить на следующие вопросы, пользуясь 11-балльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но, если, например, первый же вопрос поставит в тупик, то можно засчитать баллы в диапазоне от 1 до 9.
У меня преобладает хорошее настроение.
Я помню то, чему училась (лся) несколько лет назад.
Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
Мне трудно дается алгебра.
Я легко запоминаю незнакомые лица.
В группе приятелей я первой (вым) начинаю разговор.
Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
У меня преобладает плохое настроение.
Результат: подсчитать отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (право е полушарие).
1. Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит Вы принадлежите к логическому типу мышления. Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и в быту больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию, испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником и т.д.
2. Если П больше Л, то это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму, больше полагается на собственные чувства, чем на логический анализ событий. Такой тип не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
Вывод. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Он может бьrrь менеджером либо испытателем сложных технических систем, лектором и переводчиком, т.е. перед ним открываются профессии, требующие гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.
Задание на дом:
1. Изучение § 2 , повторит § 1
2. Выполнить в виде сочинения следующее задание: Вообразите, что вам предстоит немедленно отправиться в многолетнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из дома вам разрешено взять с собой только три предмета. Что именно вы возьмете? А что с собой взял бы человек из раннего средневековья? Сделайте выводы.
3.Описать черты современного молодого человека, отметив как положительные, так и отрицательные стороны. Подготовиться выступить со своей работой в ходе дискуссии на следующем уроке. Тема дискуссии: «Портрет молодого человека и его деятельность в современном обществе». Провести инструктаж и объяснить, что под дискуссией понимается: обмен мнениями, выяснение позиций спорящих сторон, аргументированное доказательство своей точки зрения, подведение итогов экспертами. Эксперты (группа из 2- 3 учащихся) внимательно следят заходом дискуссии, записывают различные мнения участников дискуссии. В конце урока подводятся итоги. Делают выводы, как прошла дискуссия, к каким выводам пришли выступавшие. Учитель предоставляет возможность учащимся самим выбрать экспертов.
4. Прочитать §§ 3-4.
Дополнительный материа для обсуждения в группах
Человек с точки зрения человека
Сразу оговоримся, что свойство задумываться о себе самом : специфическое свойство человека, проявление его разумности.
Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он - человек. Ответ на этот вопрос одновременно ясен и сложен. Стоит посмотреться в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нем отражается человек. Его не спутаешь ни с каким другим существом. А если человек лишен зрения? Как он распознает человека? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека?
Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность - это и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.
Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.
Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п.
И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.
Нет сомнения, человек - удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя. Наметим некоторые вехи познания человеческой сущности.
В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосм ос». Природа понимал ась как живой организм, а человек - как сочетаниe разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из дрeвнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, «космическом» уровне.
Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех - в представителя низшей касты, за словесный - в животное, за греховный
поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.
Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы - изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.
Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.
Своеобразие христианского библейского представления о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.
Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа XV в. Пико делла Мирандола заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.
В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В XVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю - следовательно, существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияние сознания, а с другой - способно воздействовать на него.
Для представителя классической немецкой философии XVIII в. И. Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII – XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего - идеального начала - духа или разума.
Не падал интерес к проблеме человека и в конце XIX – XX в. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких проявлений, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науку вводилось различение понятий индивидуальность и личность.
Индивид и индивидуальность
Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: «Он - индивидуальность!» Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие «индивид». В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.
Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амоиа Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович).
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.
Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица.
Понятием «индивидуальность» В биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многостороиность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.
Итак, чтобы еще раз уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру.
20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т. е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид.
Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни,- он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т. е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.
Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии, индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной. В письме современника, написанном в связи со смертью писателя, читаем: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, которым, гордимся как одной из слав наших».
Личность
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека, Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, Проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других - в современном обществе.
Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя.
Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи.
В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.
Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество».