СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблема бурятского языка в русской школе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проблема бурятского языка в русской школе»

     Язык – важнейшая составная часть культуры народа и отражает не только реальный мир, окружающего человека, но и «общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей, мироощущение, видение мира»

     Проблема вымирающих языков является одной из самых животрепещущих проблем современности. Ученые всего мира разделились на два лагеря: сторонников так называемой теории «глобализма» и их противников. Идея единого языка на одной планете в наше время очень популярна. Ее сторонники приводят разные аргументы в пользу этой теории.

     В данной работе сделана попытка изучить проблему владения бурятским языком бурятов, которые являются носителями языка и выявить пути решения сохранения языка.

Просмотр содержимого документа
««Проблема бурятского языка в русской школе»»

МКУ «Комитет по образованию АМО «Еравнинский район»

МБОУ «Попереченская основная общеобразовательная школа»

671433, РБ, Еравнинский район, с. Поперечное, пер. Школьный, 3 тел. 8(30135) 33-1-19, E-mail: [email protected]









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Проблема бурятского языка в русской школе»





Выполнила: Белоусова Марина, учащаяся 9 класса

























«Проблема бурятского языка в русской школе»

1. Введение……..…………………………………………………..........................…..…

2. Основная часть………………………………………………………………………

2.1. Современное состояние бурятского языка…...….………………………  ………….

2.2. Знаем ли мы родной язык?…….………………………………………………….........    

2.3. Пути решения проблемы сохранения бурятского языка……………………………. .

3. Заключение…….…………………………………………………………………………..

Использованная литература…………………………………………………………...…  .

Приложения……………………………………………………………………………… 

 



































«Проблема бурятского языка в русской школе»

1. Введение

     Язык – важнейшая составная часть культуры народа и отражает не только реальный мир, окружающего человека, но и «общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей, мироощущение, видение мира»

     Проблема вымирающих языков является одной из самых животрепещущих проблем современности. Ученые всего мира разделились на два лагеря: сторонников так называемой теории «глобализма» и их противников. Идея единого языка на одной планете в наше время очень популярна. Ее сторонники приводят разные аргументы в пользу этой теории.

     В данной работе сделана попытка изучить проблему владения бурятским языком бурятов, которые являются носителями языка и выявить пути решения сохранения языка.

 

     Актуальность исследования: В данной исследовательской работе затронута тема, волнующая всех людей, не безразличных к культурному наследию человечества, в частности, к его языковому разнообразию. Эта тема необычайно актуальна в современном мире. Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим наследием предков. И, как любая драгоценность в мировой сокровищнице культуры, бурятский язык и его изучение заслуживает бережного отношения и всемерной поддержки. В настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков. Снижение уровня знания бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.       

     Мы попытались узнать, владеют ли буряты, проживающие в нашем селе, родным бурятским языком; почему язык находится на грани  исчезновения  и ответить на следующие вопросы:

  • Почему мы не умеем говорить на родном языке?

  • Что нужно делать, чтобы сохранить бурятский язык?

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  • Язык- неотъемлемая часть национальной культуры, и вымирание языков ведет к потере культурного разнообразия, национальной индивидуальности и, в целом, этноса.

Цель: выяснить современное состояние бурятского языка в русской школе, определить причины вымирания и пути сохранения родного языка

Задачи:

1.  Выяснить причины вымирания бурятского языка в русской деревне

2.  Изучить проблему владения родным языком бурятами;

3.  Рассмотреть пути сохранения бурятского языка в русской деревне;

 Объект и предмет исследования: буряты, процесс вымирания бурятского языка в русской деревне.

 Методы исследования: анализ, наблюдение, анкетирование, интервьюирование.

 Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка поиска путей для решения проблемы сохранения бурятского языка в русской школе.

 Практическое применение: данную работу можно использовать при изучении проблемы сохранения языка, поиске путей возрождения бурятского языка в русской школе.

 



 Аннотация

   Работа посвящена исследованию проблемы развития языков малых народов в бурятских деревнях. Бурятский язык также находится в сложном социальном положении. Ученые, общественность давно бьют тревогу по поводу его дальнейшего развития. Основным инструментом для создания картины мира для большинства бурят, особенно у детей и молодежи, давно и прочно стал русский язык. Инкультурация в русскую языковую среду трансформировало языковое поведение и существенно сузило возможности для репродукции бурятского языка в социальной среде, как в малых социальных группах, как семья, так и в целом в бурятском обществе. Основными инструментами, позволяющими репродуцировать язык, являются образовательная система с корпусом методических и методологических разработок, семья, где начинается первичная социализация ребенка и социокультурная среда. Признавая сложности функционирования и развития бурятского языка в российском государстве, в первую очередь, отмечаем такие проблемы, как «ограничение сфер использования высоко структурного развитого письменного языка, снижение объема выполняемой им функции средства общения, уменьшение числа активных носителей языка, особенно среди молодого поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

2.1. Современное состояние бурятского языка

     Язык каждой нации является отражением уникальных исторических традиций, накопленных знаний, мыслей и духовности народа. И пока люди говорят на родном языке, сохраняются духовные ценности, сохраняется культура народа, с ее богатыми традициями и обычаями. Похвально знать много языков. Сколько языков столько и культур.

Общая численность населения с. Поперечное 203 человека из них, русское население – 97%, все владеют русским языком. Это не только русские. После русского самым распространённым языком на территории края являются бурятский - его знают 7 человек (3%).

     Причиной угрозы исчезновения языка социологи назвали не востребованность. Родной язык, оказывается, может стать ненужным. «Человечество столкнулось с проблемой массового вымирания: языковое разнообразие нашего мира стремительно сокращается. Когда язык исчезает, с ним исчезает целый мир знаний. Со смертью каждого языка мы теряем невоспроизводимое культурное наследие; уникальную перспективу окружающего мира, и, самое главное, мы теряем память о том, как целое общество выражало юмор, любовь, жизнь. По существу, мы теряем память многих веков жизни народа» - сообщается на одном из сайтов Интернета1.

  Несмотря на то, что вымирание языков явление не новое и в какой-то мере закономерное, скорость, с которой это происходит сейчас, тревожит учёных. Каждые две недели исчезает один язык. На сегодня около половины из примерно 7000 живых языков мира находится под угрозой исчезновения в течение ближайших ста лет. Согласно статистическим данным через 50 лет количество языков сократится вдвое. Через 500 лет в мире может остаться лишь один язык.

        Основной проблемой исчезновения бурятского языка учёные - лингвисты называют отсутствие языковой среды. Около 55% бурят - билингвы. Именно билингвы являются надеждой на сохранение языка. Если в своих семьях билингвы начнут обучать своих детей языку, то ещё не всё потеряно. Кроме изучения языка в семье, большой проблемой филологи считают отсутствие внешней языковой среды, нет детских иллюстрированных книг, способных заинтересовать малышей, за последние двадцать лет не написано ни одного крупного романа, отражающего современную действительность через призму бурятского менталитета и философии. Языком преподавания является русский язык, сфера общественно – политической жизни связана с русским языком, и конечно же средства массовой информации.

В нашем селе проживают 203 человека, из них 7 бурят. В проведенном опросе участвовало 7 человек. На вопрос, владеете ли Вы родным языком, 4 человек ответили «да», 2 человека – «владею плохо» и 1% - «забываю, т.к. нет среды общения».

      Проблемы языка тесно связаны с проблемой образования. 100% респондентов ответили, что в школе обучались на русском языке.

  Однако, несмотря на явные процессы исчезновения бурятского языка, важным моментом является его статус как одного из двух государственных Благодаря закону о сохранении и развитии бурятского языка получают поддержку и развитие национальные школы, где дети наряду с русским изучают бурятский язык. Государственный статус бурятского языка записан в Конституции РБ. Уже принято распоряжение администрацией РБ «Об изучении бурятского языка в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории РБ».  

  С 1 октября в школах округа проходит традиционное программное мероприятие - месячник бурятского языка, в рамках которого предусматривается приобщение к истории, языку, традициям и фольклору бурятского народа с широким привлечением общественности. Проводятся социологические исследования среди учащихся общеобразовательных учреждений, также взрослого населения: «Хотим ли мы знать и изучать бурятский язык».

В целом, для сохранения и развития бурятского языка в нашем районе ведется целенаправленная работа. Органами государственной власти проводится комплекс мер по сохранению, развитию национальной культуры, языка и именно сфере образования отводится важнейшая роль в сохранении и развитии родного языка. На правительственном уровне принята программа сохранения языка, в рамках которой множество мероприятий, конкурсов, олимпиад и конференций. Большая работа по возрождению языка и культуры проводится министерством образования, учителями. Стали традиционными мероприятия "День бурятского языка", "Гэсэр-Дангина", "На земле Гэсэра", "Моя родословная", «Шагай наадан», конкурсы юных знатоков родного фольклора и другие. Возрождаются наши национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Увеличивается число дошкольных учреждений и учебных заведений, в которых изучается бурятский язык. В нашей русской деревне обязательно проводится традиционный праздник «Сагаалган», который все с нетерпение ждут и принимают активное участие.



 2.2. Знаем ли мы свой родной язык?

     Ученые-лингвисты считают, что в первую очередь родную речь должны прививать в семье. Для того, чтобы узнать, насколько учащиеся нашей школы и их родители владеют родным бурятским языком, культурой, мы провели анкетирование с бурятами. Респондентам были предложены следующие вопросы:

1.      Владеете ли вы родным языком?

2.      Имена ваших членов семьи бурятские или русские?

3.      Как вы считаете, нужно ли изучать бурятский язык?

4.      Придерживаетесь ли вы традиций бурятского народа?

5.      Что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру?

     На 1 вопрос «да» ответили 57% взрослых. «Владею плохо» - 29% взрослых. «Забываю» ответили 14% взрослых. Во всех семьях встречаются и русские и бурятские имена. 100% респондентов считают, что нужно изучать бурятский язык. Традиций своего народа придерживается 87% респондентов. 

Наше село русскоязычное. На вопрос, что нужно сделать, чтобы возродить бурятский родной язык и культуру, респонденты предлагают следующее:

·         Начинать изучение бурятского языка с детского сада;

·         Создавать мультфильмы на бурятском языке;

·         Изучать бурятский язык с 1 по 11 классы, преподавать его как иностранный;

·         Записывать бурятские песни на караоке;

·         Побольше выпускать хорошие детские иллюстрированные книги на бурятском языке.

При этом респонденты подчеркивают, что вся проблема в том, что нет языковой среды. Они пишут, что даже если в семье говорят на бурятском языке, начиная с детского сада, затем в школе они не сталкивались с родной речью. Таким образом русский язык постепенно вытесняет необходимость общаться на родном языке.



2.3. Пути решения проблемы сохранения бурятского языка

     Таким образом, получается замкнутый круг. Чтобы разорвать его, надо начинать что-то делать. В рамках поселка и школы для решения проблемы сохранения бурятского языка предлагаем следующее:

·         Провести конкурс на лучшие переводы и озвучивание любимых детских мультфильмов;

·         Проводить конкурсы на лучшее исполнение бурятских песен, танцев, художественного чтения;

·         Ввести изучение бурятского языка в детских садах;

·         Дать возможность выбора школьникам литературы на бурятском языке;

·         Школьникам изучать культуру, традиции, обычаи бурятского народа.

 

Заключение

  Таким образом, в результате данных исследований я пришла к следующим выводам:

1. В нашем селе Поперечное большая часть населения – русские, что и привело к тому, что некоторые буряты забывают свой родной язык. Дома в бурятских семьях родители с детьми разговаривают на русском языке, а дедушки и бабушки с родителями говорят на бурятском и русском языках.

2. На 1 вопрос «да» ответили 57% взрослых. «Владею плохо» - 29% взрослых. «Забываю» ответили 14% взрослых. Во всех семьях встречаются и русские и бурятские имена. 100% респондентов считают, что нужно изучать бурятский язык. Традиций своего народа придерживается 87% респондентов. 

Исходя из этого, я считаю:

1.Нужно сохранить бурятский язык, обычаи и культуру в русской деревне.

3.Проводить побольше праздников, посвященных бурятской культуре в нашей русской деревне. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!