СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природоохранная акция "Покормите птиц зимой!"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка экологического мероприятия в школе. Природоохранная акция "Покормите птиц зимой" является Всероссийской акцией и ежегодно организуется и проводится в МБОУ - Лемешовской ООШ.

Просмотр содержимого документа
«Природоохранная акция "Покормите птиц зимой!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Лемешовская основная общеобразовательная школа



«Покормите птиц зимой»

(социальный проект)








Автор проекта: учащиеся 6 класса

Руководитель проекта:

учитель географии и биологии

Кубракова Валентина Васильевна,

классный руководитель 6класса




2018-2019 учебный год


Информационный раздел



Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное -

Лемешовская основная общеобразовательная школа


Название: «Покормите птиц зимой»


Идея проекта: Помочь братьям нашим меньшим


Авторы: учащиеся 6 класса

Исполнители: учащиеся 6,7 классов

Руководитель проекта: Кубракова Валентина Васильевна, учитель географии и биологии, классный руководитель 6, 7 классов.


Сроки реализации: январь-февраль 2019г. проводится в рамках экологического проекта «Покормите птиц зимой» (см. приложение № 4)



Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


А.Яшин












Пояснительная записка


Тема проекта: «Покормите птиц зимой»


Актуальность: Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.


Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

.

Сроки работы: январь-февраль 2019 г.


Методы и приёмы:

1. Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой, интернет-источниками;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.



План работы над проектом:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы;

  • Создание творческой группы (все учащиеся класса);

  • Совместное составление плана работы над проектом.

  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;

  • Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы.


Участники проектаучащиеся 6, 7 классов МБОУ- Лемешовской ООШ, Кубракова Валентина Васильевна – учитель географии и биологии, классный руководитель 6, 7 классов.






Ресурсное обеспечение проекта:


Вид ресурсов

Перечень действий

  1. Информационные


Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию среди учащихся школы.

  1. Кадровые


Создать инициативную группу из учащихся класса и их родителей по реализации проекта.

  1. Нормативно-

правовые

Утвердить местоположение уголка птиц на пришкольной территории.

  1. Программно-

методические


Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек.



  1. Материально-

технические



Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал

.

Этапы реализации проекта:



Содержание работы


Сроки


1. Экскурсия в парк, наблюдение за птицами

январь


2. Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы.

январь-февраль


3. Выступление участников акции с результатами работы

февраль


4. Дальнейшее развитие проекта

В течение года

.


Социальная оценка результатов реализации проекта


План проекта был полностью реализован. Инициативная группа (все учащиеся класса) награждена грамотами. Доброе дело не прошло незамеченным.

Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.


Результат проекта

  • Участие в проекте всех учащихся 6 – 7 классов.

  • Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.

  • Повышение экологического сознания у всех участников проекта.







Описание проекта


1. Теоретический этап

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили информационный бюллетень для просветительной работы среди учащихся школы и жителей с. Лемешовка(приложение №1).

Вместе с учениками 7 класса провели информационно – просветительное мероприятие в начальной школе « Зимующие птицы» (приложение № 2), общешкольное мероприятие « Берегите птиц зимой» (приложение № 3).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах и находят корм.


2. Практический этап

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника.Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц”  и раздали ребятам.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек

Среди учащихся была проведена викторина «Знаете ли Вы птиц?», акция «Покормите птиц зимой!».

Чтобы помочь зимующим птицам нашего населённого пункта, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряжённей у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Мы объявили в классе акцию «Покормите птиц зимой!». Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах. Затем мы с ребятами вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.


3. Результаты наблюдений

Изучив литературу, мы составили информационный бюллетень о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы. Из него видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.

Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками)Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.





Заключение


После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:


  • Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.

  • В нашем населённом пункте рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

  • Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.

  • И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки.








Мы с ребятами довольны –
Помогли пичугам.
Не страшны теперь им будут
Холода и вьюги!







Приложение №1

«Покормите птиц зимой»





Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.


Ученики 6 класса

МБОУ – Лемешовской ООШ





Памятка “Как подкармливать птиц»

  1.  Подкормку необходим о проводить постоянно по мере расходования корма, поскольку привыкшие к подкормке птицы могут погибнуть.



  1. Подкармливайте птиц правильно. Основные корма птиц в зимний период плоды рябины, боярышника, семена клена, ясеня. Это излюбленный корм снегирей, свиристелей. Дятлов и соек можно подкармливать шишками, желудями, орехами. Семена подсолнечника наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы и т.д. Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Украсьте кормушки заранее собранными крылатками клена и ясеня, осенью большая их часть облетает с деревьев, и становится недоступным для птиц.





  1. Для подкормки небольших синичек и поползней используйте несоленое сало или мясо. Нанижите небольшие кусочки сала на бечевку и повесьте на ветви деревьев и кустарников. Не стоит забывать о злаках, ведь это излюбленный корм воробьев, щеглов, зеленушек, голубей.



  1. Для подкормки этих птиц насыпьте в кормушки пшено, овес, зерновки пшеницы. 



  1. А вот быстрый рецепт питательного зернового хлебца для птиц: 

Растопите в кастрюльке небольшое количество несоленого смальца. В

растопленный смалец добавьте семечки и просо. Если с лета запаслись

семенами арбуза или дыни, а им очень любят лакомиться синицы,

добавляйте и их в семенную смесь. Используйте такую пропорцию: 1/3

смальца на 2/3 семян. Когда смесь начнет понемногу застывать, плотно

уложите ее в форму для выпекания печенья, например. Вставьте в смесь

спичку и не вынимайте его, пока «печенье» не затвердеет. Выньте

«печенье» из формы, в отверстие от спички проденьте шнурок, за который

печенье можно повесить на ветке дерева. Или закрепите его в кормушке.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

«КАК СДЕЛАТЬ КОРМУШКУ»





Независимо от того, какую конструкцию будет иметь изделие, и что будет выступать в качестве материала изготовления, хорошая кормушка для птиц должна иметь:

  1. Крышу, которая позволяет защитить корм от выпадающих осадков. Намоченный снегом или дождем корм быстро становится непригодным к употреблению.



  1. Широкое отверстие, позволяющее птичке беспрепятственно проникать внутрь кормушки и выбираться из нее.





  1. Стойкий к повышенной влажности и перепадам температур материал изготовления, применение которого позволит создать кормушку, готовую прослужить не один сезон. Таким образом, вы не ограничены только деревянным стройматериалом, по сути, кормушку можно сделать из чего угодно.







ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

«ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ!

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы - из 10 птиц в сильные морозы выживает только 2. Да и кормить птиц – дело не только нужное, но и очень увлекательное дело. Выжившие зимой пернатые истребят большое количество вредных насекомых, а наблюдать за веселой птичьей толкотней у «обеденного стола» – огромное удовольствие.

Ваша кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц!




















ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!»





ЧТОБЫ ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ, НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА: Правила подкормки птиц

Есть птицы, которым очень нужна наша забота и корм, особенно в зимнее время года. Среди них голуби, галки, сороки, вороны, синицы, воробьи, свиристели и даже грачи! Голуби и воробьи зимой практически не могут найти себе пищу самостоятельно, поэтому кормушка может спасти им жизнь в холодный период.

Не откажутся угоститься нашим кормом и дятлы, синицы, сойки, поползни. Хотя, если они и не найдут наш корм, для них это не станет решающим моментом выживания.                 

А вот подкормка ворон и сорок – это «медвежья услуга» природе. Увеличение их видов может спровоцировать проблему для других. Они беспощадно разоряют чужие гнезда.

Главное правило подкормки – не кормить, а только частично подкармливать! Так птицы не разучатся искать себе пищу в природе. Особенно это касается синиц, поползней, соек и им подобных. Не стоит допускать постоянного наличия корма в кормушке – это приведет к перееданию, заболеванию печени у птиц. Приучите птиц, что есть график кормления. Насыпайте корм раз или два раза в день, в определенное время. Лучше, если это будет утром и вечером. Старайтесь не увеличивать объем.

Саму кормушку не размещайте за окном, на подоконнике, на балконе. Помните о том, что возле нее часто будет шум, мусор, помёт. К тому же, птицы могут залетать в окно, травмироваться об оконную раму. Разместите кормушку в тихом местечке.

Кормушка должна быть защищена от ветра. Её лучше расположить рядом с густым кустом. Особенно это удобно для мелких птиц. Главное, чтобы кормушка располагалась в стороне от жилья, чтобы были посадочные места для птиц. Хорошо, чтобы у птиц в ожидании была возможность спрятаться от потенциальных хищников. Если будете кормить голубей, то знайте, что они могут запомнить вашу одежду, а потом выпрашивать каждый раз у вас еду.

Продукты подкормки птиц: запрещенные и разрешенные

В нимательными стоит быть и при выборе продуктов для корма. Птицы не смогу самостоятельно оценить опасную для них пищу. Птицам нельзя давать:

  • пшено;

  • соленое сало;

  • соленые, жареные семечки;

  • черный хлеб;

  • продукты с плесенью;

  • прогорклое зерно;

  • испорченные продукты.

Подкормка птиц включает:

  • для воробьев – просо;

  • для синиц – свежее, мелко порезанное яблоко, творог средней жирности с панировочными белыми сухарями, семечки подсолнечника;

  • для уток – белый хлеб, семечки или пшеница, но сыпать его нужно на лед или в погруженные в воду кормушки;

  • для голубей – ячмень, перловка (очищенный ячмень), пшеница, овсяная крупа, а белый хлеб и семечки нужно давать в очень малом количестве.

Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.

Если к кормушке прибегает и белка, то можете положить ей:

  • кедровые орешки;

  • фундук (лесной орех);

  • нежареные семечки;

  • колотые грецкие орехи;

  • баранки;

  • кусочки яблока;

  • кусочки печенья, сухарей;

  • творог;

  • яйцо;

  • сушеные грибы;

  • сухофрукты;

  • прессованный мел – закрепить на кормушке.

Приложение № 2


Мероприятие для начальной школы на тему: «Зимующие птицы»

(проводят учащиеся 7 класса)


Цель:

Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:

  • Привлечь внимание детей к помощи зимующим птицам;

  • Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Ход мероприятия:



1 ученик: Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. Давайте вместе с вами разберемся в вопросе: «Какие птицы зимуют в наших лесах?»


Какие птицы зимуют у нас

Не все птицы остаются зимовать с нами рядом - в наших лесах и садах? Давайте разберемся какие же есть птицы. Итак можно разделить всех известных нам пернатых на:

перелетных птиц - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,

зимующие (оседлые) птицы - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

( показать детям картинки с этими видами птиц)

Вопрос детям:1) назвать знакомых им птичек. Не просто называйте изображенную на картинке птицу, но и расскажите чем они друг от друга отличаются;

2) видели ли вы этих птиц в лесу или в своем саду. Может быть эти птички лакомятся из школьной кормушки?

3) сможете ли вы отличить дятла от синицы, воробья от вороны?

2 ученик: Играем в игру «Угадай птицу». Описываем оперение и повадки птиц, а дети ее угадают:

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть.
( ответ: снегирь. Если птица угадана, то показываем ее фотографию).

3 ученик: Зимой мы не видим некоторых птиц (соловья, иволгу, мухоловок, нет рядом и ласточек). Куда же они делись? Оказывается не все птицы зимуют вместе с нами.

К зимующим птицам относятся:

- галка

- поползень,

- свиристель.

- синица,

- сизый голубь,

- ворона,

- глухарь,

- сорока,

- чиж,

- дятел.

А теперь посмотрите на эту картинку. Скажите, что это за птички, видели ли они их, слышали ли как они поют. Когда ребята видели этих птиц.

Эти птички не остаются с нами на зиму, они улетают в теплые края. Они летят туда, где тепло и есть их основной корм - насекомые.

К перелетным птицам относятся:

- стриж,

- ласточка,

- трясогузка,

- иволга,

- соловей,

- зарянка,

- пеночки,

- мухоловки,

- зяблик.

Вопрос: А почему мы не видим летом снегиря?

На этот вопрос ответить такой: Многие птицы вынуждены перелетать с места на место в поисках пищи. Вот и прилетает снегирь из леса к нашим кормушкам и в сады. Тут он может полакомиться рябинкой и поклевать семечки в нашей зимней столовой.
















Покормите птиц зимой

15 января отмечается как Всероссийский день зимующих птиц.

История этой даты связана с именем поэта Александра Яшина и писателя Евгения Носова. Среди последних произведений Евгения Ивановича есть рассказ «Покормите птиц». Прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой...», Евгений Иванович в память о поэте каждую осень стал вывешивать кормушки. Он пытался привлечь к этому делу и жителей своего города Курска, расклеивая на видных местах листовки со стихотворением Яшина. На надгробье Евгения Носова (как он и завещал) помещена надпись «Покормите птиц…»

4 ученик: Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна - 
И не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их - не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

Какие птички хрупкие, какие тоненькие у них лапки и ажурные перышки

( показать ребятам коллекцию перьев разных птиц. Поставьте запись голосов птиц и попросите ребят угадать какая это птица, чей голос).

Зимующие птицы остаются и не улетают в теплые края.

Вопрос к детям: холодно ли им в мороз на улице? (Ребята ответят, что да, мерзнут у них и носы, и уши, и щечки). Вот и птичкам также холодно зимой.

А кроме того, зимой птицам трудно найти корм, а без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому нужно не только знать какие птицы остаются с нами зимовать, но и обязательно помогать им.

5 ученик: Как помогать птицам зимой? 

Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросите у ребят, каких птиц видели они у кормушек.

А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся снова сюда выводить птенцов.









6 ученик: Как сделать кормушку для птиц? 

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками.  В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм. Спросите у детей почему так? 

Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Как сделать кормушку и чем подкармливать птиц?

Если есть возможность - сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку - не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

«Сытому морозы не страшны» это выражение про птичек. Не страшен ей так мороз, если птичка сыта.

Наблюдаем за птицами в зимней столовой

(Чтобы у ребят не пропадало желание кормить птичек, не угасал интерес к кормушкам, предложите им вести «Дневник орнитолога»).

Рассказ: Орнитолог - человек, изучающий птиц. Ребята, попробуйте вести наблюдение за зимующими птицами. А где легче всего за ними наблюдать? Ну конечно же, не бегать в лесу! Проще всего наблюдать за птицами возле кормушки. Тут и воробьи, и синицы, и снегири, и другие гости прилетают на обед.

Давайте узнаем, как вести дневник орнитолога. Какие записывать туда наблюдения. Что отмечать:

  1. Пишем по дням какие птицы прилетают в кормушку.

  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.

  3. Что предпочитают из корма.

  4. Летают ли они стайками или поодиночке.

  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.

  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

  7. Зарисовать прилетающих в кормушку птиц или распечатать нужную картинку и вклеить ее в дневник орнитолога.




Карточки с изображением птиц можно брать с собой на прогулки или экскурсии в зимний лес или в парк. И попробуйте сами определить увиденную птицу.

Пословицы и поговорки о птицах

  • Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

  • Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

  • Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Стихи о птицах

Стихи про ворону

Окраской – серовата, 
Повадкой – воровата, 
Крикунья хрипловатая 
Известная персона. 
Серая ворона!

Стихи про воробья

Скачет, скачет воробей, 
Кличет маленьких детей: 
- Киньте крошек воробью - 
Я вам песенку спою, 
Чик-чирик! 
Киньте просо и ячмень - 
Буду петь вам целый день, 
Чик-чирик!

Стихи про сороку

Прилетела к нам сорока 
Белогруда, белобока, 
Потрещала, поскакала, 
Грядку рыхлую примяла, 
Клювом кое-где порыла, 
Хвостик в луже помочила, 
Потом пёрышки встряхнула, 
Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы 
По заснеженным ветвям – 
Желтогрудые синицы 
Прилетели в гости к нам. 
«Тинь-тень, Тили-тень, 
Всё короче зимний день – 
Не успеешь пообедать, 
Солнце сядет за плетень. 
Ни комарика,ни мушки. 
Всюду только снег да снег. 
Хорошо, что нам кормушки 
Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели, 
Но случается порой - 
Прилетают свиристели 
Ягод поклевать весной. 
Куст боярышника гнётся 
От напора птичьих стай. 
Звон серебряный несётся, 
Славя стылый урожай. 
На рябину пересели, 
Алых ягод напились, 
И в морозный воздух трели 
Тонким эхом понеслись.

Стихи про снегиря

Снегири - смешная птица, 
Зиму вовсе не боится, 
В зиму в гости прилетает, 
Холодов не замечает. 
Эта с красной грудкой птица, 
Леса зимнего певица. 
Лес ей в зиму славный дом, 
Снегири там ищут корм. 
Птица малая размером, 
Может многим стать примером: 
Как в лесу холодном жить, 
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают, 
Дары леса собирают: 
Сухие семена цветов, 
И ягодки лесных кустов. 
Их стайки красногрудых в ряд, 
Для леса будто бы парад. 
Частенько стайки снегирей, 
Влетают в города людей. 
Рябину зимнюю съедают, 
Весну все вместе поджидают.

Загадки про зимующих птиц

(Кочующие и осёдлые птицы)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)

Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...
(Сорока)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...
(Сорока)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)

Днём спит, ночью летает.
(Сова)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
(Дятел)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит

(Дятел)


Как важны для людей наши пернатые друзья. Давайте знать тех птиц, которые живут рядом с нами!














Приложение № 3

Праздник «Покормите птиц зимой!»

Оформление зала:

  • картины зимнего леса;

  • выставка кормушек “Мы заботимся о птицах”;

  • рисунки детей с изображением зимующих птиц “Наши любимцы”;

  • выставка книг посвященных птицам;

  • жетоны; рисунок облака.

Музыкальное оформление: фонограмма М. Свиридов “Метель”

Ход праздника

Звучит фонограмма М. Свиридова “Метель”. На сцену выходит ведущий.

Ведущий:

Заколдован невидимкой, 
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

Ответы детей. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Ведущий: Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.

Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.

Дети читают стихи:

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков.

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис. 
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки 
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.

Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Дети читают стихи:

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы 
По заснеженным ветвям - 
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день – 
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын Ю. Синицын

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним 
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев А. Прокофьев

Т. Евдошенко «Берегите птиц»

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.
























Ведущий: «Отгадайте ребус»:




 

Ответы:  ворона чайка

                 синица  лебедь                  

                 дятел                  ласточка

                 снегирь голубь



                

Ведущий: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

  8. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

  9. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

  10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)

  11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

  12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )

  13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

  14. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шестьбольшая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)

  15. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)

  16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

  17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

Определяется победитель среди участников викторины.

Народные приметы.

Воробей забирается в хворост — жди усиления мороза.

Вробьи дружно расчирикались — к оттепели.

Воробей взъерошился — ударит мороз.

Голуби прячутся — погода портится. Вороны каркают всей стаей — быть холоду.

Вороны устроили в небе хоровод — быть снегопаду.

Ворона под крыло нос прячет — к холоду.

Вороны садятся на вершины деревьев — к морозу.

С утра пищит синица — жди усиления мороза.

Громко пищит синица — ночью будет мороз.

Снегирь запел — быть вьюге.

Снегирь зимой скрипит — на снег, вьюгу.

Сорока вертится возле дома, норовит залезть под крышу — быть метели.

Галки зимой вьются в воздухе — перед снегом.

Галки собираются гурьбой и жмутся к жилью — жди большого снегопада.

Галки садятся на ветках с полдерева — к морозу.



Дети читают стихи.

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

1 чтец:

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной 
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

2 чтец:

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте! 
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади

Ведущий: Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц? Проводится награждение победителей.

Ученик читает стихотворение:

МОРОЗЫ

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: 
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц, 
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?

Хором:

Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Е. Благинина

Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит.

А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц:

- Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

- Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

- Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

- Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов 
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, 
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!



Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это после праздника. А сейчас развесим кормушки на школьной территории.

Использованная литература:

Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.

Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.













Приложение № 4

Экологическая акция «Покормите птиц зимой!»


1.     Общее положение

 Природоохранная акция «Покормите птиц зимой!» является Всероссийской акцией и ежегодно организуется и проводится в МБОУ – Лемешовской ООШ. 

 ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А. Яшин

 Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году.
Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи.
Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Птицы могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. И очень важно в конце зимы, когда уже не остаётся корма, позаботиться о наших пернатых.

2.    Целью акции является привлечение внимания взрослых и детей к проблемам в недостатке кормовой базы и сокращение мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территории села Лемешовка.

3.     Задачи:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • развитие познавательного интереса, экологических знаний о птицах в зимний период;

  • развитие навыков по изготовлению кормушек, а также художественного вкуса и творческих способностей в процессе их декорирования;

  • изучение и наблюдение за жизнью птиц;

  • развитие наставнического движения среди обучающихся школы.

4. Участники акции: коллектив МБОУ – Лемешовской ООШ, обучающиеся и их родители.

5. Время проведения акции:

Акция проводится в период с 01 декабря по 1 апреля 2019 года. Заканчивается общим праздником в честь Международного дня птиц.

Перечень мероприятий, которые проводятся в школе в ходе акции:

  • Изготовление и развешивание кормушек для птиц, организация «зимней столовой для птиц» и осуществление регулярной подкормки птиц в холодный период года (рекомендации по реализации правильной подкормки птиц);

  • Сбор корма для птиц и организация банка корма (в каждом классе);

  • Проведение обучающими старшего звена тематических эколого-просветительских бесед с детьми на темы: «Зимующие птицы»; «Птицы – наши друзья!», «Жизнь птиц зимой»,

  • « Красная книга. Исчезающие птицы и их охрана», «Птицы в жизни человека» , «Наши соседи по планете»;

  • Выпуск информационных бюллетеней, газет, листовок, плакатов о значении охраны и заботы птиц зимой;

  • Проведение целевых прогулок и наблюдение за птицами у кормушек;

  • Организация и проведение дидактических игр («Чем кормить птиц зимой», «Четвертый лишний», «Отгадай», «Найди по описанию», «Кто, что ест», наглядное моделирование «Птицы»); игр – диалогов, разгадывание кроссвордов;

  • Создание копилки загадок о птицах, чтение художественной литературы (Н. Сладкова «Волшебная палочка», «Кусок хлеба», В. Бианки «Сумасшедшая птица», Г. Скребицкий и В. Чаплина «Зимние гости», «Чем дятел зимой питается»), чтение и заучивание стихов, пословиц и поговорок, работа с энциклопедиями;

  • Изучение фото, видеоматериалов, просмотр познавательных фильмов и презентаций.







ФОТООТЧЁТ:








Т. Евдошенко «Берегите птиц».


О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.
















17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!