СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные ресурсы мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о природных ресурсах мира.

Учить учащихся исследовательским методам работы.

Формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы

Просмотр содержимого документа
«Природные ресурсы мира»

Тема: МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Цели

  1. Сформировать представление об исчерпаемых возобновимых и исчерпаемых природных ресурсах, дать характеристику, объяснить особенности основных групп ресурсов (земельные, водные, биологические, ресурсы мирового океана).

  2. Учить учащихся монологической речи, исследовательским методам работы, умению сравнивать, обобщать, отбирать нужный материал.

  3. Формировать умения анализировать статистические данные, работать с картами атласа, давать устную характеристику природным ресурсам; продолжить формировать умения работать в группе.



Средства обучения: карта «Природные ресурсы мира», Максаковский В. П., Экономическая и социальная география мира.- М., Просвещение . 2007 , Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение . 2003 , атласы, таблицы.

Форма проведения занятия – практикум

План урока

(алгоритм хода урока)

Мотивация

Повторение

Самостоятельная работа в группе

Обсуждение вопросов группой

Первичное закрепление ЗУН

Отчеты групп (Контроль)

Коррекция

Итог урока

Домашнее задание



Ход урока



I. Организационный этап

- Взаимное приветствие учителя и учащихся;

- проверка подготовленности учащихся к уроку (класс заранее разбивается на группы по

4-5 человек, занимают свои места за столами).

II. Актуализация знаний к восприятию новых понятий

- Учитель знакомит учащихся с темой и целью занятия. Каждая группа получает задание.

Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературы является групповой

отчет, в котором должны быть отражены: характеристика ПР, особенности их

размещения, а также указаны перспективы использования и их охрана.

Форма отчета группы может быть представлена в виде ЛОК, работы на контурной карте, систематизирующей таблицы, т.е. учащиеся сами выбирают форму отчета.

Алгоритм работы группы

Знакомство с целью, поставленной перед группой

Повторение необходимых понятий или терминов

Выполнение заданий по изучению нового материала

Первичное закрепление

(заполнение таблицы, формулировка выводов)

Отчет группы



II. Самостоятельная работа учащихся в группах

ГРУППА 1

Цели: познакомиться с земельными ресурсами мира, дать характеристику земельному фонду, выявить особенности размещения земельных ресурсов. Объяснить экологические последствия при нерациональном использовании земельных ресурсов.

Название учебных элементов

Источники информации


I.

Вспомните, что включает понятие: «земельные ресурсы».

Записи в тетради.


II.

- Какова структура мирового земельного фонда. Отразите результат в

виде диаграммы.

- Какие регионы занимают ведущие позиции по удельному весу:

а) обрабатываемых земель;

б) лугов и пастбищ;

в) лесов.

В чем причины имеющихся различий?

- Охарактеризуйте состояние земельных ресурсов мира. Какие пути

по сохранению земельного фонда планеты вы можете предложить?


Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира . – М., Просвещение,2012 .Тема- 2, § 2

Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира .- М ., Просвещение , 2007 . стр. 23-24, таблица – 1.,стр. 24-25

III.

Проверьте себя.

Соберите части вашей работы. Сделайте общий вывод группой. Укажите, в чем заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда.


IV.

Определите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами.




ГРУППА 2



Цели: выявить особенности состояния водных ресурсов планеты, обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Разработка проектов решения проблемы сохранения пресной воды.

Название учебных элементов

Источники информации


I.

Вспомните данные: сколько воды на земле? Много ли пресной воды?

Учебник стр. 27


II.

Сопоставьте карты атласа 7 класса «Среднегодовое количество осадков» с картой атласа 10 класса «Водные ресурсы». Какую информацию можно получить, сопоставив эти карты?

На основе материала учебника дайте характеристику состояния водных ресурсов планеты.

Дополните карту атласа «Водные ресурсы», с учетом состояния их загрязнения. Отразите проблемы пресной воды.

Карты атласа:

7 класс,10 класс.

Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира.- М.,

Просвещение,2007 стр. 28

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2012

стр. 33, стр. 44.



III.



На основе результатов выполненной работы предложите возможные пути решения проблемы пресной воды.



Составление ЛОК, схемы и т.д.

IV.

Определите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами.









ГРУППА 3

Цели: Изучить состояние лесных ресурсов планеты, дать оценку лесных богатств мира. Составить программы спасения земного покрова.

Название учебных элементов

Источники информации


I.

В чем состоит уникальная роль лесов планеты?

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2012

стр. 33-34

II.

На основе анализа карты лесных ресурсов и таблицы 2 дайте оценку лесных богатств. Постройте секторную диаграмму, отражающую долю каждого континента в лесопокрытой площади.

Составьте карту «Лесные ресурсы мира и их экологическая оценка». Какую информацию она может содержать?


Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2007

стр. 30-31, таблица – 2.

Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2007 стр. 31-32



III.



Предложите проект рационального использования лесных ресурсов планеты.




Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2007 рис.9.

Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2007

стр. 32


IV.

Определите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами.





ГРУППА 4

Цели: Выявить особенности географии ресурсов Мирового океана, определить их классификацию, использование пути по ликвидации угрозы жизни Мировому океану.

Название учебных элементов

Источники информации


I.

Является ли океан кладовой бездной?

Почему так важна чистота океана?




II.



Какие группы природных ресурсов объединяет понятие «ресурсы Мирового океана»? Какую схему вы могли бы предложить по их классификации?



Почему изучения природных ресурсов Мирового океана и их охрана приобрели особое значение со второй половины XX в.?

Почему нефть является основным загрязнителем Океана?

Состояние, каких морей вызывает особую озабоченность ученых и общественности? Почему эти моря оказались в особо тяжелом положении?




Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2007

стр. 33-35

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2012

стр. 35-37.,стр. 36

Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение,2007

стр. 35 рис. 14


III.

Какие пути по ликвидации угрозы жизни Мировому океану вы можете предложить? Какие последствия для нашей планеты имеет продолжающееся загрязнение Океана? Отразите ход своих размышлений в виде схемы.


Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение, 2007 стр. 37.,

IV.

Определите выступающего с результатами вашей работы и заключительными выводами.




III. Отчеты групп

- каждая группа представляет отчет о выполненной работе в форме ЛОК, систематизирующей таблицы, работы на контурной карте и т.д.

- остальные учащиеся класса внимательно слушают отчеты, делают записи в тетрадях.

IV. Итоги урока

Оценка и самооценка работы учащихся.

V. Задание на дом

Гладкий Ю. Н. Экономическая и социальная география мира, - М., Просвещение,2007

§ 3-8

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира, - М., Просвещение, 2012 Тема 2, § 1-3, готовиться к зачету.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!