СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны. Экваториальные леса.Саванны.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны. Экваториальные леса.Саванны.»











Технологическая карта урока географии

7 класс


тема «Природные зоны. Экваториальные леса.Саванны»










Разработала :

учитель географии

МБОУ» Ивнянская СОШ№1»

Севрюкова Е.С.







2014

Урок по географии в 7 классе

Предмет: география

Уровень образования: основное общее образование

Тема:«Природные зоны. Экваториальные леса.Саванны»

Тип урока: изучение и первичное закрепление

Формапроведения урока: путешествие

Участники: ученики 7 класса

Цель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.

Задачи урока:

  • раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия;

  • объяснить их особенности размещения;

  • углубить знания об основном законе широтной зональности;

  • развивать умение работать с картами атласа, источниками дополнительной информации;

  • воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе

  • сформировать умения применять полученные знания в жизни.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме, в форме презентации.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД:формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,

развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.Основные понятия: природный комплекс, природная зона, экваториальный лес,

Ресурсы «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв.; мультимедийное оборудование, глобус, карта природных зон.







Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание


I этап. Организационный момент.

Цель:

1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;




1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, уважаемые гости.

-Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях , мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой.

-Сегодня нас вновь позвала Африка! Мы отправляемся в виртуальную научную экспедицию по Африке. Я предлагаю вам отправиться туда под девизом:

Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”





Приветствуют учителя,


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.




Ф

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке


Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Поднятие жизненного тонуса и укрепление здоровья.


Опрос д.з.

  1. Работа у доски, определение координат крайних точек

  2. Работа по номенклатуре с интерактивной картой

  3. Визитка Африки

  4. Блиц-опрос

  1. Назвать крайнюю южную точку материка

  2. Самая полноводная река Африки….

  3. Озеро-двойник Байкала…….

  4. Наивысшая точка Африки…….

  5. Африка занимает 1 место в мире по добыче……

  6. Водопад, открытый Ливингстоном…

  7. Озеро, часто меняющее свою площадь….








II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.
































Видео о природных зонах Африки


Итак ,определим тему урока

« Природные зоны Африки. Экваториальные леса, Саванны»


-Какова цель урока?

-Сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка ,раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия; объяснить их особенности размещения;

-Ребята, мы продолжаем с вами изучать экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с природой во всем её величии и красоте.

- Вспомните , что такое природная зона?

- Это крупный природный комплекс, обладающий общностью климатических условий, почв, растительности и животного мира.

Основополагающий вопрос: Компоненты, определяющие особенности природных зон, существуют обособленно и изолированно, либо в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга?


Работа с картой

На пр На примере характеристики природных зон Африки вы должны показать эту взаимосвязь и выявить главный компонент, влияющий на формирование природных зон.










Диалог с учителем


Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;



Ф

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира

Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;



I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий






Поиск информации.





















































































Групповая работа. Класс разбит на з экспедиции, в составе которых географы ( изучают Г.П,, климат, почвы)

Биологи ( изучают органический мир), выбирают руководителей экспедиций.

Учитель. -Ваша задача - каждому специалисту собрать материал об особенностях своей природной зоны и представить его в виде краткого устного отчёта данные занести в таблицу.


Самостоятельное изучение природных зон по атласу, учебнику, дополнительных источников информации

Учащиеся заполняют таблицу в тетради



Название природной зоны

Географическое положение

Климат

Почвы

Растения

Животные

Особенности

Влажные экваториальные леса

 располагаются по обе стороны от экватора..

 Жаркий

экваториальный

климат, высокая

температура
большая
влажность

т + 24ºС, А=0, осадки 2000 мл.

 Красно-жёлтые

ферраллитные

почвы

 

 Шимпанзе,

африканский

оленек,

карликовые
бегемоты
окапи,
леопард,

 масличная
пальма,
семейство
эбеновых
деревьев

Много тепла и влаги

Саванны

 Саванны расположены и к северу и к югу от экваториальных лесов, в северном полушарии доходят до 17º с.ш, а в южном – до 25º ю.ш. S саванн составляет 40 % от площади материка.

 Смена сухого и

влажного сезона,

сухая зима, влажное лето

 почвы и краснобурые почвы


Пробковый

дуб, кофе, огромные баобабы, травы до 3м, акации

  Копытные травоядные животные.


Сухой и влажный период



Делаем вывод: В экваториальных лесах почвы красно-желтые ферраллитные перегной в почвах не накапливается и они малоплодородны.

 Какие растения растут в этом лесу?

У: Какие животные могут жить в этом лесу?

У: Какие у них приспособления? Почему во влажных экваториальных лесах мало крупных животных? Продолжаете заполнять таблицу., какие особенности? ( слайд 7,

У: И так, что же такое влажный экваториальный лес?

Экваториальные леса-природная зона, образование которой обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года.( слайд8)

Саванна

Где находится природная зона саванны ? (К северу и югу от природной зоны влажные экваториальные леса)

У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится природная зона саванны (план описания климата тот же).

У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в саваннах. (Красно-бурые). Саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные.

У: Плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон. .( слайд 9)

У: Что такое саванна?

Вывод.

Саванна-природная зона, для которой характерны смена сухого и влажного сезонов года, преобладание травянистого покрова. ( слайд 11)

Биологи приготовили нам ещё видео о природе Африки

Физкультминутка( слайд 12

Ну-ка, школьник, 
Хватит сидеть.
Время пришло
Встать, чуть вспотеть.

Шею потянуть, 
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.

В конце потянись,
Сон развей,
И до конца урока
Будет все о, кей!


Показ видео о природных зонах

У.-Посмотрев такой сюжет вспоминаешь стихотворение К.И. Чуковского

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку гулять.

Африка ужасна

Африка опасна

Не ходите в Африку,

Дети, никогда!

Но папочка и мамочка уснули вечерком

А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, -

       Три дня по Африке гуляют

Природные зоны  изучают!

Продолжаем заполнять таблицу.


Таня:    Ваня, посмотри, в этом лесу растут деревья-гиганты ( слайд 14)

Таня:   Здесь так сыро и мне очень тяжело дышать, не хватает кислорода. Интересно, а здесь живут люди?

Ваня:    Какие же «сверхлюди» в состоянии противится опасности этого мрачного мира, жить в такой убийственной сырости (выходят 2 пигмея).

1-й: Здравствуйте!

Таня:    Здравствуйте! Вы кто?

1-й: Мы – пигмеи, что означает «люди высотой с локоть». Нас около 80 тысяч и наши племена называются «бамбути».-й: Мы хорошие экскурсоводы, рады гостям и, если хотите, мы многое можем вам рассказать.

Таня:    Но, как  же вы живёте в таком лесу?

Ваня:    Густом,  сыром, непроходимом лесу, куда лучи солнца и не проникают.

1-й: Мы любим свой лес, отлично его знаем, здесь много дичи и ценных растений. Влажные экваториальные леса Африки, или  гелея, многоярусны. Верхний ярус (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр ее ствола достигает 2 м, а широкие дисковидные корни поднимаются до высоты 4м. Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м. (слайд 15)

В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.( слайд 16,17))


Таня:    Что это за вечнозелёное дерево с белыми и такими пахучими цветами?

1-й: Африка – родина этого кофейного дерева. Его плоды имеют красный цвет и содержат два семени. ( слайд 18)

Ваня:    Таня, посмотри, бананы! И растут прямо на дереве. Не нужно ходить на базар покупать.

2-й: Это не дерево. Это огромное травянистое растение с толстым корнем. После плодоношения ствол отмирает, а корневая система остаётся и даёт новые побеги.( слайд 19)

Таня:    Ой, дождь!

Учитель : Раздался раскат грома, молния и вновь раскат грома. Поляна превратилась в озеро. Молния прорезала тьму и метнулась вниз к дереву, возвышающемуся над лесом. Она коснулась верхушки и ослепила всех яркой вспышкой. Молния и гром, дождь и ветер дружно атаковали поляну.( слайд 20)

Учитель: Но вот перестала сверкать молния, стихли грохот и яростный вой ветра, прекратился проливной дождь.

1Таня:    Солнце вновь высоко, и вновь невыносимый зной. Хорошо, что листья дерева защищают нас от беспощадных, жгучих лучей. Что это за дерево?

2-й: Это масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, ( слайд 21)

Таня:    А здесь водятся обезьяны?

2-й: здесь действительно обитают человекоподобные обезьяны – горилла и шимпанзе.

Таня:    Горилла покрыта густой чёрной шерстью. Имеет рост до 2 м и большую часть жизни проводит на земле.( слайд 22)

Ваня:    Шимпанзе меньше. Ростом до 1,5 м. И главным образом обитает на деревьях.( слайд 23)

1-й: Тогда может вы знаете и этого зверя. Он живёт у больших рек и озёр. Имеет грузное тело длиной до 4 м, держится на толстых и коротких ногах, а его голова сливается с туловищем.

2-й: Днём он находится в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершает набеги на поля местных жителей.

Таня:    Это же бегемот. А разъяренный бегемот опасен для человека и для сильных животных.( слайд 24)

1-й: А ещё в наших лесах много муравьёв, ящериц, змей. В реках водятся крокодилы.( слайд 25)

2-й: Здесь распространена муха цеце – переносчик «сонной» болезни человека. ( слайд 26)

Много москитов, термитов. Из птиц – попугаи, ( слайд 27)

1-й: Вот мы и подошли к границе моего владения. Вы покидаете экваториальный лес, а там смотрите – впереди уже другой воздух, другие растения и животные, другой мир – другая Африка. То – африканская Швейцария.  Прощайте!

(Подходят к рисунку «Саванны и редколесья»).

Таня:    Это же степь, покрытая высокой травянистой растительностью.  Здесь жарко!

Ваня:    А знаешь, что ночь здесь очень прохладная. Здесь точно люди не живут. Как же называется эта степь?( слайд 28)

(Выходят местные жители – ватусси).

1-й ватусс:        Приветствую вас, чужестранцы! Вы удивлены. Мы – ватусси – одно из племён Руанды, да очень высокие, наш рост 2-2,5 м.

Таня:    Как называется ваша степь?

2-й ватусс:        Вы в саванне, от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина. Трава у нас высокая, встречаются и деревья, кустарники, которые сбрасывают листья в сухое время года.

Таня:    Что за интересное дерево?

1-й: Баобаб! Это священный символ. Дерево живёт до 5000 лет, его высота – 25 метров.

2-й: В охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут охватить его. ( слайд 29,30)

1-й: А вот ещё интересное дерево. Это зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.( слайд 31)

Таня:    А правда, что здесь живёт самое высокое животное жираф?

1-й: Да , жираф достигает 6 м.( слайд 32)

Таня:   Самым крупным в саванне является, наверное, слон?

Ваня:    Африканский слон самое крупное животное на суше. Его масса – 5 т, рост – 3,5 м, а длина туловища  до 5 м.( слайд 33)

Таня: А кто самый быстрый ?

1-й: Это гепард. Быстрее лошади, быстрее антилопы. Это самые быстрые звери на земле. Бросаясь в погоню за добычей, гепард за 2 секунды развивает скорость 70 км/ч.( слайд 34)

Таня:    Какая самая крупная птица у вас?

2-й: Африканский страус. Её рост до 3 м, масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколько весит 40 куриных. ( слайд 35)

Таня:    А какой зверь самый воинственный?

1-й: Конечно же, носорог. Все животные от него уходят.

Ваня:    И даже слон?

2-й: Вряд ли носорог может причинить большой вред слону, но слон чаще всего избегает встречи с ним.( слайд 36)

Таня:    А как же царь зверей?

2-й: Здоровый, полный сил лев никогда не бывает опасным. Опасен он только в том случае, если болен, стар или его покидают самки.( слайд 37)

Ваня:    А из копытных, какие встречаются?

Таня:    Я знаю. Это зебра, антилопы, буйволы.( слайд 38)

Ваня:    А из птиц – марабу, пеликаны, фламинго, цапли, которые на берегах рек и озёр образуют огромные птичьи колонии.( слайд 39)

Таня:    Богатство животного мира саванн уникально.

Ваня:    Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.


Объединяются в группы.

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;




Поиск информации в атласах, учебниках, дополнительных источниках информации.


Работают с информацией, представленной учителем.


Формулируют собственное мнение и аргументируют его.


Обосновывают выбор написания.

Представитель каждой группы даёт характеристику компонентов природной зоны. Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица.


Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь

















































Слушают делятся впечатлениями







Г



















































И






















Ф









Ф













и

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;




;

Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

Коммуникативные



Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве








Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.


















Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

ПознавательныеУУД














Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из просмотренного видео.



















Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.



Коммуникативные УУД

владение монологической и диалогической формами речи .








































Работа в группах

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.




























IV. Этап первичной проверки понимания изученного

- Какой компонент природной зоны самый главный?

  • -Это к климат. От него зависит тип растительности, почва, животный мир. (климатом – соо сотношение тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность -много птиц, насекомых, небольших животных.

  • В сав. Саванна. Жарко, немного влаги-травянистая растительность-много крупных животных, травоядных и хищников.



построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Высказывают своё мнения, приводят доводы.


Г

Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей




V. Этап информации о домашнем задании


П.20 , сообщения о пустыне. Кроссворды, Рассказ «Один день в экваториальном лесу или саванне».






VI.Этап закрепления изученного. обобщения и систематизации


Отправь письмо в природную зону





Распределяют растения и животных по данным природным зонам. Осуществляют проверку по группам.







Г

Коммуникативные УУД

умение отвечать на вопросы

- умение спрашивать,



VI1.Этапподведения итогов


Выставление оценок за урок





VI11.Этап рефлексии


  • Красный вагон: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».

  • Оранжевый вагон: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

  • Серый вагон: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».





И

Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли..



ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!