I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий Поиск информации. | Групповая работа. Класс разбит на з экспедиции, в составе которых географы ( изучают Г.П,, климат, почвы) Биологи ( изучают органический мир), выбирают руководителей экспедиций. Учитель. -Ваша задача - каждому специалисту собрать материал об особенностях своей природной зоны и представить его в виде краткого устного отчёта данные занести в таблицу. Самостоятельное изучение природных зон по атласу, учебнику, дополнительных источников информации Учащиеся заполняют таблицу в тетради Название природной зоны | Географическое положение | Климат | Почвы | Растения | Животные | Особенности | Влажные экваториальные леса | располагаются по обе стороны от экватора.. | Жаркий экваториальный климат, высокая температура большая влажность т + 24ºС, А=0, осадки 2000 мл. | Красно-жёлтые ферраллитные почвы | Шимпанзе, африканский оленек, карликовые бегемоты окапи, леопард, | масличная пальма, семейство эбеновых деревьев | Много тепла и влаги | Саванны | Саванны расположены и к северу и к югу от экваториальных лесов, в северном полушарии доходят до 17º с.ш, а в южном – до 25º ю.ш. S саванн составляет 40 % от площади материка. | Смена сухого и влажного сезона, сухая зима, влажное лето | почвы и краснобурые почвы | Пробковый дуб, кофе, огромные баобабы, травы до 3м, акации | Копытные травоядные животные. | Сухой и влажный период | Делаем вывод: В экваториальных лесах почвы красно-желтые ферраллитные перегной в почвах не накапливается и они малоплодородны. Какие растения растут в этом лесу? У: Какие животные могут жить в этом лесу? У: Какие у них приспособления? Почему во влажных экваториальных лесах мало крупных животных? Продолжаете заполнять таблицу., какие особенности? ( слайд 7, У: И так, что же такое влажный экваториальный лес? Экваториальные леса-природная зона, образование которой обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года.( слайд8) Саванна Где находится природная зона саванны ? (К северу и югу от природной зоны влажные экваториальные леса) У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится природная зона саванны (план описания климата тот же). У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в саваннах. (Красно-бурые). Саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные. У: Плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон. .( слайд 9) У: Что такое саванна? Вывод. Саванна-природная зона, для которой характерны смена сухого и влажного сезонов года, преобладание травянистого покрова. ( слайд 11) Биологи приготовили нам ещё видео о природе Африки Физкультминутка( слайд 12 Ну-ка, школьник, Хватит сидеть. Время пришло Встать, чуть вспотеть. Шею потянуть, Плечи поднять, Круговыми движениями Лопатки сжать. В конце потянись, Сон развей, И до конца урока Будет все о, кей! Показ видео о природных зонах У.-Посмотрев такой сюжет вспоминаешь стихотворение К.И. Чуковского Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку гулять. Африка ужасна Африка опасна Не ходите в Африку, Дети, никогда! Но папочка и мамочка уснули вечерком А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, - Три дня по Африке гуляют Природные зоны изучают! Продолжаем заполнять таблицу. Таня: Ваня, посмотри, в этом лесу растут деревья-гиганты ( слайд 14) Таня: Здесь так сыро и мне очень тяжело дышать, не хватает кислорода. Интересно, а здесь живут люди? Ваня: Какие же «сверхлюди» в состоянии противится опасности этого мрачного мира, жить в такой убийственной сырости (выходят 2 пигмея). 1-й: Здравствуйте! Таня: Здравствуйте! Вы кто? 1-й: Мы – пигмеи, что означает «люди высотой с локоть». Нас около 80 тысяч и наши племена называются «бамбути».-й: Мы хорошие экскурсоводы, рады гостям и, если хотите, мы многое можем вам рассказать. Таня: Но, как же вы живёте в таком лесу? Ваня: Густом, сыром, непроходимом лесу, куда лучи солнца и не проникают. 1-й: Мы любим свой лес, отлично его знаем, здесь много дичи и ценных растений. Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний ярус (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр ее ствола достигает 2 м, а широкие дисковидные корни поднимаются до высоты 4м. Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м. (слайд 15) В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.( слайд 16,17)) Таня: Что это за вечнозелёное дерево с белыми и такими пахучими цветами? 1-й: Африка – родина этого кофейного дерева. Его плоды имеют красный цвет и содержат два семени. ( слайд 18) Ваня: Таня, посмотри, бананы! И растут прямо на дереве. Не нужно ходить на базар покупать. 2-й: Это не дерево. Это огромное травянистое растение с толстым корнем. После плодоношения ствол отмирает, а корневая система остаётся и даёт новые побеги.( слайд 19) Таня: Ой, дождь! Учитель : Раздался раскат грома, молния и вновь раскат грома. Поляна превратилась в озеро. Молния прорезала тьму и метнулась вниз к дереву, возвышающемуся над лесом. Она коснулась верхушки и ослепила всех яркой вспышкой. Молния и гром, дождь и ветер дружно атаковали поляну.( слайд 20) Учитель: Но вот перестала сверкать молния, стихли грохот и яростный вой ветра, прекратился проливной дождь. 1Таня: Солнце вновь высоко, и вновь невыносимый зной. Хорошо, что листья дерева защищают нас от беспощадных, жгучих лучей. Что это за дерево? 2-й: Это масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, ( слайд 21) Таня: А здесь водятся обезьяны? 2-й: здесь действительно обитают человекоподобные обезьяны – горилла и шимпанзе. Таня: Горилла покрыта густой чёрной шерстью. Имеет рост до 2 м и большую часть жизни проводит на земле.( слайд 22) Ваня: Шимпанзе меньше. Ростом до 1,5 м. И главным образом обитает на деревьях.( слайд 23) 1-й: Тогда может вы знаете и этого зверя. Он живёт у больших рек и озёр. Имеет грузное тело длиной до 4 м, держится на толстых и коротких ногах, а его голова сливается с туловищем. 2-й: Днём он находится в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершает набеги на поля местных жителей. Таня: Это же бегемот. А разъяренный бегемот опасен для человека и для сильных животных.( слайд 24) 1-й: А ещё в наших лесах много муравьёв, ящериц, змей. В реках водятся крокодилы.( слайд 25) 2-й: Здесь распространена муха цеце – переносчик «сонной» болезни человека. ( слайд 26) Много москитов, термитов. Из птиц – попугаи, ( слайд 27) 1-й: Вот мы и подошли к границе моего владения. Вы покидаете экваториальный лес, а там смотрите – впереди уже другой воздух, другие растения и животные, другой мир – другая Африка. То – африканская Швейцария. Прощайте! (Подходят к рисунку «Саванны и редколесья»). Таня: Это же степь, покрытая высокой травянистой растительностью. Здесь жарко! Ваня: А знаешь, что ночь здесь очень прохладная. Здесь точно люди не живут. Как же называется эта степь?( слайд 28) (Выходят местные жители – ватусси). 1-й ватусс: Приветствую вас, чужестранцы! Вы удивлены. Мы – ватусси – одно из племён Руанды, да очень высокие, наш рост 2-2,5 м. Таня: Как называется ваша степь? 2-й ватусс: Вы в саванне, от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина. Трава у нас высокая, встречаются и деревья, кустарники, которые сбрасывают листья в сухое время года. Таня: Что за интересное дерево? 1-й: Баобаб! Это священный символ. Дерево живёт до 5000 лет, его высота – 25 метров. 2-й: В охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут охватить его. ( слайд 29,30) 1-й: А вот ещё интересное дерево. Это зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.( слайд 31) Таня: А правда, что здесь живёт самое высокое животное жираф? 1-й: Да , жираф достигает 6 м.( слайд 32) Таня: Самым крупным в саванне является, наверное, слон? Ваня: Африканский слон самое крупное животное на суше. Его масса – 5 т, рост – 3,5 м, а длина туловища до 5 м.( слайд 33) Таня: А кто самый быстрый ? 1-й: Это гепард. Быстрее лошади, быстрее антилопы. Это самые быстрые звери на земле. Бросаясь в погоню за добычей, гепард за 2 секунды развивает скорость 70 км/ч.( слайд 34) Таня: Какая самая крупная птица у вас? 2-й: Африканский страус. Её рост до 3 м, масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколько весит 40 куриных. ( слайд 35) Таня: А какой зверь самый воинственный? 1-й: Конечно же, носорог. Все животные от него уходят. Ваня: И даже слон? 2-й: Вряд ли носорог может причинить большой вред слону, но слон чаще всего избегает встречи с ним.( слайд 36) Таня: А как же царь зверей? 2-й: Здоровый, полный сил лев никогда не бывает опасным. Опасен он только в том случае, если болен, стар или его покидают самки.( слайд 37) Ваня: А из копытных, какие встречаются? Таня: Я знаю. Это зебра, антилопы, буйволы.( слайд 38) Ваня: А из птиц – марабу, пеликаны, фламинго, цапли, которые на берегах рек и озёр образуют огромные птичьи колонии.( слайд 39) Таня: Богатство животного мира саванн уникально. Ваня: Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя. | Объединяются в группы. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Поиск информации в атласах, учебниках, дополнительных источниках информации. Работают с информацией, представленной учителем. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Обосновывают выбор написания. Представитель каждой группы даёт характеристику компонентов природной зоны. Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь Слушают делятся впечатлениями | Г И Ф Ф и | Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ; Личностные УУД Формировать умение способности к саморазвитию Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ПознавательныеУУД Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из просмотренного видео. Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД владение монологической и диалогической формами речи . | Работа в группах Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. |