СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа вулканов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природа вулканов»





Муниципальное бюджетное среднеобразовательное

учреждение

«Средняя школа №36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска





ПРОЕКТ ПО химии

ТЕМА «Природа вулканов»



















Ученицы 9Б класса

Щетинникова Валерия Алексеевна

Руководитель проекта:

Прибыткина Елена Вениаминовна









Оглавление:

Введение ………………………………………………………………………… 3

Теоретическая часть ………………………………………………………. 5-12

1.Природа вулканов. Общие сведения …………………………….. 5

2. Образование вулканов ………………………………………………….. 6

3.Строение вулканов…………………………………………........... 7

4.Квалификация вулканов ………………………………………………... 8-10

5.Извержения вулканов……………………………………………….. 11

6.Влияние деятельности вулканов на человека……………………………… 12

Практическая часть ……………………………….. 13

5.Заключение ………………………………………………………………… 14

6.Источники …………………………………………………………………… 14

























Введение

Вулканическая деятельность – чрезвычайно интересный объект для изучения и , разумеется, очень интересная тема для повествования. Вулканическая деятельность, относящаяся к ряду наиболее грозных явлений природы, часто приносит огромные бедствия людям. В древние времена, когда люди были неграмотны и не умели объяснять явления природы, грозная и разрушительная деятельность вулканов вызывала в человеке суеверие и страх. О вулканах складывались древние мифы и невероятные легенды.











































Цель: выяснить, что такое вулканы, как они возникают, какие бывают, почему происходят извержения вулканов и могут ли они быть полезными или приносят только вред жителям Земли.

Задачи:

1.Осуществить поиск информации;

2.Отобрать важное, систематизировать информацию;

3.Создать действующую модель вулкана в домашних условиях;

4.Провести эксперимент.

Гипотеза: изучив природу вулканов, можно установить, что вулканы– это геологические образования на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы).

Объект исследования: вулканы.

Предмет исследования: сведения о вулканах.

Методы исследования: исследование, анализ, обобщение.

Практическая значимость исследования: данный материал помогает при изучении деятельности вулканов и может быть использован в качестве учебного пособия.























Пррода вулканов. Общие сведения

Вулканами называются конусообразные или куполовидные возвышения над каналами, трубками взрыва и трещинами в земной коре, по которым извергаются из недр газообразный продукты, лава, пепел, обломки горных парод.

Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня- Вулкана.

Наука ,изучающая вулканы, - вулканология.1











Образование вулканов

Если кратко объяснять суть образования вулкана, то это будет выглядеть следующим образом. Под земной корой расположен особый слой под сильным давлением, состоящий из расплавленных горных пород, его и называют магмой. Если же в земной коре вдруг начинают возникать трещины, то на поверхности земли образовываются возвышенности. Через них то и выходит наружу магма под сильным давлением. На поверхности земли она начинает распадаться на раскаленную лаву, которая затем застывает, заставляя вулканическую гору становиться все больше и больше. 2







Строение вулканов

Для того, чтобы понять, как извергается магма, нужно знать, из чего состоит вулкан. Основными его компонентами являются:

Кратер – углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина – от десятков до нескольких сотен метров.

Жерло – канал по которому движется лава.

Магма – вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли . Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.

Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250С. Скорость течения 300-500 метров в час. В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой. Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется извержением.

Конус – вулканическая гора, образовавшегося застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.

Очаг магмы - место под земной корой , где собирается магма.3

Квалификация вулканов

Вулканы могут быть квалифицированы по нескольким признакам. Так, к примеру, по форме эти образования подразделяются на следующие виды:

1 .Щитовидные вулканы образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.





2 .Шлаковые конусы выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.



3.Стратовулканы или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей л авы, которые служат вулкану опорой.















4.Купольные вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла.



5.Вулканы-кальдеры взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.



Помимо этого, вулканы могут быть идентифицированы в зависимости от своего местонахождения:

1.Наземные.

2.Подводные.

3.Подледниковые.

Кроме этого, среди обывателей существует и другая, простая классификация, которая зависит от степени активности вулканов:

Действующий. Данное образование характеризуется тем, что извергалось сравнительно недавно.

Спящий вулкан. Под этим определением подразумевается гора, которая на данный момент неактивна, но в будущем извержение может произойти.

Потухший вулкан – это тектоническое образование, больше не имеющее возможности фонтанировать.4



Извержения вулканов

Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.

В некоторых местах под землёй и скапливается большое количество магмы. А поскольку деваться ей оттуда некуда, то она начинает постепенно подниматься. Вулканы являются теми каналами, которые позволяют выплеснуть излишки магмы, снизив давление в некоторых участках литосферы. Это основная причина извержения вулканов.

Существуют различные виды извержений вулканов. Зависит это от многих факторов, но, в целом, эти виды не привязаны к чему-либо конкретному. То есть, один вулкан может обладать различными типами извержения. А может обладать и одним единственным, на протяжении большого периода времени. Виды вулканических извержений, как правило, называют в честь знаменитых вулканов, на которых данный вид наблюдался.

1.Гавайский

(жидкая лава образует низкий и широкий вулкан ).

2. Пелейский

(огромные потоки вязкой лавы, вытекая из жерла, задерживаются на его краях (из-за вязкости), в результате чего нарастают и образуют лавовые купола. После чего потоки лавы устремляются вниз).

3. Стромболианский

(вязкие потоки лавы и раскалённого шлака выбрасываются из жерла разными по мощности взрывами).

4. Плинианский тип.

(опасен своей непредсказуемостью. При извержениях данного типа, возникают непредсказуемые мощные взрывы, во время которых, помимо лавы, выделяется огромное количество пепла).5



Влияние деятельности вулканов на человека



Извержение вулкана с бурлящими потоками лавы, заливающими равнины, с токсичным пеплом, оседающим на землю с клубами дыма представляют огромную опасность для людей. Они выжигают целые города и поселки. Застывшая лава превращает землю в пустыню, разрушения обширны и не подлежат восстановлению. Несмотря на свою опасность, вулканы могут сослужить человечеству хорошую службу. В ходе извержения появляется большое количество металлов, которые можно применять в промышленности. Вулкан порождает крепчайшие горные породы, которые можно использовать для строительства. Пемза, которая появляется вследствие извержения, используется в промышленных целях, а также при производстве канцелярских резинок и зубной пасты.6





Практическая часть проекта

Одна из основных задач моего проекта – создание действующей модели вулкана и проведение эксперимента.

Для того , чтобы создать модель вулкана, мне понадобилась помощь родителей. В качестве основы мы взяли соленое тесто и вылепили своеобразный конус, похожий на вулкан, затем подождали некоторое время, чтобы наша модель застыла. После этого мы раскрасили вулкан гуашью.

Для того, чтобы вулкан начал извергаться , необходимо взять небольшую емкость и насыпать в нее соду, добавить красную гуашь, чтобы извержение было похоже на настоящее. Засыпаем получившуюся смесь в кратер. Затем в отдельную заранее подготовленную емкость наливаем воду , добавляем средство для мытья посуды(в моем случае- «Fairy» ) и 9%-ый уксус, перемешиваем. Получившийся раствор выливаем в кратер. Начинается «извержение».







Заключение:

таким образом, мы выяснили, что такое вулканы, как они возникают, какие бывают, почему происходят извержения вулканов и могут ли они быть полезными или приносят только вред жителям Земли.



1 studwood.ru


2 vulkania.ru

3 studwood.ru

4 Научно-практический журнал «Физика для школьников» ,2010г.

5 naturae.ru

6 scienceforum.ru

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!