СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вулкан опасен или безопасен»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание:

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой и неживой природы, расширить словарный запас на основе формирующихся у детей разнообразных представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулканвулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; закрепить художественные навыки детей в рисовании вулкана.

Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

Методическое обеспечение:: картинки с изображением вулканов; поддоны; презентация о вулканах; сода; лимонная кислота; сухая красная краска (или сок свеклы); моющая жидкость; чайные ложки; пипетки; стаканчики с водой; салфетки; камень, пемза, лист бумаги; карандаши (по количеству детей).

Методические приемы: рассказ, показ, беседа, экспериментирование, эффект удивления.

Ход экспериментально – исследовательской деятельности:

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан (слайд 2).

Вулканы изучают специальные ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется»(слайд 3).

- Итак, приступаем к изучению вулканов.

- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?

- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан? Предлагаю спросить у компьютера. Сейчас мы заглянем внутрь вулкана ещё раз (слайд 6) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор (слайд 7).

Но иногда они «просыпаются» и тогда, (8) начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура очень высокая.

-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) (слайд 9).

Опыт №1

- Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)

В пемзе много дырочек.

- А у камней есть дырочки?

- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

- Как же это можно проверить? (ответы)

- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)

Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.

- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

- Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Внимание на экран (слайд 10).

- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.

- Какой вулкан называют спящим(Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.

- Какие вулканы называют потухшими(Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. И в краторе таких вулканов образуются озера.

- Извержение вулканов (слайд 11)угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.

Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

Опыт№2

- А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана).(Проводит воспитатель). Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

- А сейчас нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?

- Какой вулкан у подножия(широкий)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного).

Но сначала разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

(рисование извержения вулкана детьми).

Анализ работ.

Игра с мячом «Лови - бросай,быстро - отвечай».

Цель: активизировать в игре знания о вулканах.

Рефлексия.

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового для себя вы узнали?

♦ Что же такое вулкан?

Он представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество.

♦ Откуда же оно берется в глубине Земли?

Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность.

Излившуюся на поверхность магму называют лавой вулкана.

При извержении на поверхность выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают огромные каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба.

Густая и вязкая лава, быстро остывая, образует гору с крутыми склонами. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и успевает преодолеть большие расстояния. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами.

Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Если действия вулкана прекратились, его называют потухшим.

Сейчас на суше насчитывается несколько сотен действующих вулканов. Ежегодно происходит 20—30 извержений.

В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах.

На дне океана тоже есть вулканы. Их называют подводными. Там происходят подводные извержения, из-за которых образуются гигантские волны. Они смывают города, деревни, села, расположенные на берегах океана.

Самые мощные вулканы находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис).

Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!