СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой проект "Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры"

Просмотр содержимого документа
«Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры»

Доклад

«Народ, который не знает своей культуры и истории –

презрен и легкомыслен». Н.М. Карамзин


Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Очевидна актуальность выбранной мной темы: в нашем современном мире возрос интерес к истории и культуре нашего народа. Прививая детям традиции своего народа, культуры своей страны, уважение к истории России, взрастить патриотов своей страны.

Ежедневно приобщая детей к истокам русской народной культуры более пяти лет, накопив материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Именно потому я стала  включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности. Я вижу новизну в этом.

На современном этапе развития человечества актуальность данной темы очень велика, в Росси идет пересмотр новых ценностей. Дети познают историю своего народа через русский народный фольклор.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.


Цель  работы: через активацию познавательной деятельности воспитать творчески развитую личность  при приобщении к русской национальной культуре.

Задачи:

  •  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование уважительного отношения к семье, к России, её культуре, истории и современной жизни;

  • развитие эстетических способностей и духовного потенциала детей.


Объект исследования - процесс формирования у школьников начальных классов знаний о культуре своего народа.

Предмет – используя интегрированный подход в образовательной деятельности,

создать условия для воспитания патриотических чувств через приобщение  их  к русской народной культуре.

Гипотеза проекта: если систематически проводить работу с детьми, то приобщение младших школьников к народной культуре будет эффективным.


Для решения поставленных задач мною была использована совокупность исследовательских методов:

1. Изучение опыта педагогической работы Лицея;

2. Теоретический анализ социологической, психолого-педагогической, этнографической и методической литературы по этой проблеме.

Методологической основой  исследования послужили работы в школьной педагогике затрагивающую проблему ознакомления детей с национальной культурой, через ознакомление с родным краем, народным творчеством (К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, Радина, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская). Посвятили свои работы изучению русского фольклора В.П. Аникин, В.Н. Афанасьев, В.И. Даль, О.И. Капица.


Ожидаемые результаты:

1. Знакомство с культурой как процессом и результатом человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

2.осознание, что патриотизм - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

3. приобщение, что семья - основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.


Россия всегда была страной духовности, открытости, приветливости. Могущественной национальной ценностью был и остаётся патриотизм – любовь к своему народу, ко всему русскому, неотрывная связь поколений, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Патриотизм – самое глубокое из человеческих чувств, выражающих служение и любовь к Родине. Патриотизм неразрывно связан с воспитанием чувств долга, чести, ответственности человека в мире. Сплоченность со своим народом, со своими местами, языком, национальными традициями. В современном мире эта проблема очень актуальна потому, что в общество испытывает огромный дефицит моральных и нравственных ценностей. Все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Чувство долга, доброту и ответственность необходимо воспитывать с младшего возраста. Поэтому, одна из важнейших задач современности – воспитание патриотизма подрастающего поколения.

Основными компонентами патриотизма являются:

- опека об интересах своей Родины;

- уважение к родному языку;

- привязанность к местам, где родился и вырос;

- гордость за свой народ, свою страну, символику государства;

- долг перед своей страной, защита ее свободы, чести и достоинства;

- общечеловеческие ценности;

- уважение к прошлому своей страны, своего народа.

Выделяют 4 основных уровня патриотизма:

- духовный – верования, основанные на традиционном мировоззрении;

- психологический, который основывается на второй сигнальной системе, описанной И.П. Павловым. В процессе национального воспитания в детском возрасте как базовая культура основываются главные компоненты психологического патриотизма;

- биологический патриотизм – на клеточном уровне под влиянием космических излучений на конкретную географическую площадь по формулировке Л.Н. Гумилева;

Чувство патриотизма можно соотнести к сложному психологическому явлению. Это явление состоит из трех аспектов: эмоционального (поведение), когнитивного (знания) и поведенческого (готовности к действию).

В современной школе во главе всегда стоит патриотическое воспитание потому, что в детстве легче всего привить любовь к своей Родине, к памяти предкам и их великих делах.

Построение гражданского общества в России зависит от совместных усилий ответственных людей, которые искренне любят свое Отечество. Поэтому воспитание гражданина-патриота своей страны является гарантированным будущим для общества.

В настоящее время наступает переоценка духовных и этических ценностей, вследствие влияния западной культуры. Современная ситуация в стране считается нестабильной, происходит трансформация жизненных ценностей и установок.

Негативное влияние, которое происходит от средств массовой информации, очень сильно влияет на несформированное мировоззрение детей. Оно, к сожалению, превзошло влияние семьи и школы. У человека формируется неправильное восприятие окружающей действительности. Как следствие – рост пьянства, побегов из дома, бродяжничества, преступности, отказ от службы в армии.

Для многих молодых людей в наше время приоритетом деньги, работа, поэтому многие пытаются этим оправдать свои желания и мысли. Отсутствие жизненных ориентиров становится в наше время бичом современности. Наступает постепенно утрата патриотического сознания, происходит отток образованной и креативной молодежи за границу.

Приоритетными задачами при воспитании патриотизма у школьников начальных классов являются:

– развитие заинтересованности и детей к окружающему миру, участие в природной и общественной жизни страны. Это предполагает активизировать эмоциональную грань личности ребенка, прививать такие чувства, как любовь к природе, к городу, в котором живешь, у истории и культуре своего народа, восхищаться народными умельцами и промыслами;

– с применением полученных знаний подключить учащихся в практическую деятельность. Развить у детей конкретные умения: уметь применять полученные знания в творческой деятельности, в игре, в общественно полезном труде, при общении со сверстниками и со взрослыми.

В процессе обучения во внеурочной и внеклассной работе также осуществляется обучение детей патриотическому воспитанию, включение детей в разнообразные игры, эстафеты, различные военные парады.

Проблема воспитания молодежи в духе патриотизма сегодня очень волнует общество и оно ищет пути решения.

Государство уделяет формированию патриотизма большое внимание, это отражается в ряде норм и законодательных систем.

При участии администрации школы, ученический актив определяет содержание работы, включающей в себя компоненты:

-гражданско-патриотический;

-военно-патриотический;

-культурно-патриотический;

-спортивно-патриотический;

-героико-патриотический.

Заинтересовать родным языком и культурой можно с помощью:

-экскурсий в музеи;

-экскурсий по области для расширения и развития кругозора;

-выпуск стенгазет про родной край;

-посещения различных выставок;

-конкурсы чтецов, художественная самодеятельность, театрализованная деятельность;

-туристические поездки.

В любой культуре существует нравственное воспитание. Основу нравственности составляют традиции, мораль, светские заповеди. Какие нормы и правила поведения приемлемы, а какие – нет – каждая культура решает сама.

В современном мире формирование нравственной культуры ребенка – важная педагогическая задача. Ребенок, обладающий нравственным потенциалом, может противостоять негативу в окружающем мире.

Нравственное воспитание можно объединить в несколько групп: природа, деятельность детей, художественные средства и мир, в котором живет ребенок.

От выбора методов и форм обучения зависит успех к приобщению к народной культуре.

Важным средством приобщения к этической культуре является пословица.

Пословица – это складывающееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка в любых жизненных ситуациях. Пословицы в мыслях несут народную нравственность.

Еще один жанр – поговорка.

Поговорка – это оборот речи или словосочетание, отражающее явление жизни.

Поговорка, в отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла, она яркая и краткая.

Загадки влияют на умственное, нравственное и эстетическое воспитание. В наши дни приоритетным началом в загадках стало умственное воспитание, они развивают мышление детей.

Огромную роль в воспитании детей играет народная песня. Вековые знания, мечты народа отражаются в песнях.

В песнях присутствуют красота и добро. В народных песнях присутствуют национальные народные ценности, построенные на счастье человека.

На Руси красивому пению учили, а оно учило прекрасному и доброму. Все события в жизни народа (труд, праздники, похороны, свадьба, игры и т.д.) сопровождались песней.

На личность ребенка разностороннее влияние оказывают народные праздники. Их используют как сильное педагогическое средство. Нравственную направленность имеют тематика и содержание праздников, дети испытывают радость и веселье. Основы народной культуры, нравственного поведения оказывают участие в народных праздниках.

Средством приобщение к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники – это обряды, которые отображают нравственные устои народа, закрепляют верность друзьям, семье, доброту и преданность, развивают эстетические чувства. Они представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица, Новый год, Рождество Христово и другие.

Очень эффективно приобщать детей к народному творчеству через праздники. Необходимо обеспечить участие в пении песен, Масленице, обрядах.

Приобщают детей на уроках технологии и изо. Ученики также знакомятся с городецкой, жостовской, хохломской, гжельской и городецкой росписью.

Ценят хохломские изделия не только красотой орнамента, у них прочное лаковое покрытие - ими пользуются в повседневной жизни. В основе ассортимента хохломских изделий токарная посуда и ложкарные изделия. Основные цвета - красный да чёрный и совсем немного жёлтого и зелёного совсем немного жёлтого и зелёного. Мастера этого промысла любят растительные узоры: ягодки, травки, сказочные цветы.

Гжель занимает одно из первых мест. Это шкатулки, вазочки, расписанная посуда, фигурки зверей и птиц. Белый фон заполняют синие травы и цветы.

При работе с тканью на уроках технологии необходимо давать детям понятие о вышивке, о цветовом строе нитей, об узоре, об украшениях и нарядных отделках на одежде на рушниках. Следует акцентировать внимание детей о том, количество вышивки и украшений зависела от назначения одежды: праздничная, повседневная; а также от возраста хозяйки.

На уроках технологии знакомятся с изготовлением игрушки: гончарные, керамические, из дерева.

На уроках труда дети могут вылепить игрушку, а на изобразительном искусстве – прорисовать детали. Это воспитывает аккуратность в них, развивает воображение, вызывает положительные эмоции.

На уроках музыкального воспитания дети знакомятся с народными песнями.

Песни воспитывают любовь к прекрасному, развивают эстетический вкус у подрастающего поколения. Эстетическое воздействие поэтического слова песен усиливают красивые мелодии.

Эстетическое воспитание – вот главное назначение песен. Еще песни являются комплексным средством воздействия на личность.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний", - говорит Д.С. Лихачев.

Воздействие на детей образцов народного искусства, какими бы высокими художественными особенностями они ни обладали, во многом будет зависеть от умения педагога и родителя пробудить интерес к народной культуре.

Исходя из этого, необходимо читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта, глубже изучать различные виды народного творчества. Обладать умением «заразить» родителей заинтересованностью в положительном результате, накапливая различные материалы и пособия (куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи).

Одним из направлений работы классного руководителя является воспитание патриотических чувств у младших школьников. Через знакомство с различными жанрами русского фольклора вижу реализацию обозначенного направления в приобщении детей к истокам русской народной культуры, каждый жанр красив, интересен и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.

Исследование, которое я провела, показало, что выдвинутая мной гипотеза, заключающаяся в ежедневной работе по приобщению детей к истокам русской народной культуре будет эффективной, подтвердилась.

Стратегия приобщения детей к русской народной  культуре, как основа его любви к Родине представляется мне именно такой.

Считаю, что предложенный мной материал в настоящей работе имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия (Приложение) для работы по приобщению детей младшего школьного возраста к истокам русской народной культуры.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!