Применение метода проектов в обучении математике.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности (т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций). Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.
Использование метода проектов в школьной практике имеет следующую целевую ориентацию:
активизация познавательной деятельности учащихся;
формирование у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования;
формирование у учащихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.
Основные требования к проекту:
1) необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);
2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;
3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:
индивидуальные, групповые, коллективные;
монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые. (Речь идет не о единственной направленности проекта, а о доминирующей направленности деятельности участников. В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов).
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д.
Подготовленные и оформленные проекты допускаются учителем к защите. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо защитить публично, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители, учащиеся других классов, гости школы). Критериями оценки результатов учащихся являются уровни развития тех или иных компетенций: владение способами познавательной деятельности; умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (сравнение, анализ, использование схем, таблиц и др.); коммуникативные и адаптивные качества; умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; самоорганизация, выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Целесообразно ограничить время представления проекта и время вопросов и ответов. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал вопросы. Жюри оценивает структуру и логику работы, исследовательское мастерство, познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии.
На вопрос “Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?” дети чаще отвечают:
доделывать все до конца
распределять правильно время
представлять результаты своего труда
распределять работу в группе.