СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение метода проектов на уроках немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из путей решения проблемы развития творческих способностей является использование технологии метода проектов. В статье Вы найдёте ответы на вопросы: Что такое проект? Для чего нам нужен метод проектов? Какое значение имеет работа над созданием проектов для обучающихся и для учителя?

Просмотр содержимого документа
«Применение метода проектов на уроках немецкого языка»

Применение метода проектов на уроках немецкого языка

Как известно, обучение школьников ИЯ нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретёнными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. Материал учебников школьной программы ориентирован на развитие личностной активности школьников и вовлечение их в творческую деятельность.

Применение новых обучающих технологий в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создаёт наиболее благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребёнка. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого учителя. В практике работы учитель может использовать разнообразные эффективные методики. Одним из путей решения проблемы развития творческих способностей является использование технологии метода проектов.

Что такое проект? Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.

Для чего нам нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

  • Научить ориентироваться в информационном пространстве.

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проект - один из способов, позволяющий способным школьникам избегать зазнайства, а слабым приобщаться к активному общению и освобождаться от чувства застенчивости, страха высказываний перед классом. На своих уроках иностранного языка мы создаём разные проекты. Творческие проекты охватывают каждого ученика. Дети могут попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования ИЯ. Детям нравится коллективная форма работы, т.к. в группе каждый может найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам: каждый в проекте находит дело по душе и по силам. Кроме того, в группе есть сильные ученики, которые могут оказать помощь менее подготовленным детям.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас  детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

  • предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

  • выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

 5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Мой режим дня», «Моя семья», «Моё расписание уроков», «Школа будущего» или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие (5-6 классы). У детей  должно создаться  впечатление, что немецкий язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.

Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы,  особенно, когда мы делаем  какие-либо практические проекты  из серии «Мы мастерим». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

  1. Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

  2. Игровые проекты – ролевые проекты, например, разыгрывание диалогов, драматизация пьесы.

  3. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение какой-либо федеральной земли Германии», «Великие люди Германии», «Профессии».

  4. Сценарные проекты  - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса

  5. Творческие проекты – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык.

  6. Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.


В заключение хочется сказать, что работа над созданием проектов имеет большое значение и для учителей, и для ребят:

  • повышается интерес к иностранному языку;

  • повышается мотивация к изучению ИЯ благодаря использованию новой информации и выполнению проектных работ;

  • повышается активность и самостоятельность в планировании своих работ;

  • сознательность и творчество обеспечивают прочность знаний, навыков и умений;

  • метод проектов делает естественным процесс интеграции ИЯ с такими предметами, как география, литература, информатика и др.;

  • возрастает потребность к познанию культуры других народов;

  • происходит приобщение к новым техническим средствам передачи информации.

Всё это способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!