СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры заданий школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь высокомотивированным учащимся осознать целостность такого явления как химическое олимпиадное движение, осознать свое место в этой системе.

Просмотр содержимого документа
«Примеры заданий школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.»

Драницына Г.Н. –учитель химии МОУ СОШ №1 г. Камешково Владимирской области.


Цель – помочь высокомотивированным учащимся осознать целостность такого явления как химическое олимпиадное движение, осознать свое место в этой системе.



Примеры заданий школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.

  • Типичной «олимпиадной» задачей является задача, в которой требуется получить численный ответ, но, на первый взгляд, в задании нет практически никаких данных для расчетов.

Задача 1.

При пропускании паров воды через оксид кальция масса реакционной смеси

увеличилась на 9,65%. Определите процентный состав полученной твердой смеси.

РЕШЕНИЕ.

1. Запишем уравнения химической реакции:

СаO + H2O = Са(OH)2

2. На основании анализа условия задачи следует, что:

конечная смесь является твердым веществом и состоит из оксида и

гидроксида кальция;

вода прореагировала полностью и прирост массы реакционной смеси равен

массе прореагировавшей воды.

3. Проведем расчеты:

пусть исходное количество оксида кальция равна х моль, тогда:

m( H2Oпрореаг.) = (40+16)х 0,0965= 5,4х,

( H2Oпрореаг..) = 5,4х/18 = 0,3х = ( СаO прореаг..) = ( Са(OH)2, обрзов..)

m(СаO оставш.) = 0,7х (40+16) = 39,2х,

m(Са(OH)2, обрзов.) = (40+32+2).

0,3х = 22,2х,

m(смеси) = 61,4х

w(СаO) = 39,20х * 100%/61,4х = 63,84% w(Са(OH)2) = 22,20х * 100%/61,4х =

36,16%

Ответ: w(СаO) = 63,84% w(Са(OH)2) = 36,16%

Задача 2.

После растворения смеси хлорида бария и сульфата натрия в воде, масса

образовавшегося осадка оказалась в 3 раза меньше массы солей в фильтрате. Определите массовые доли солей в исходной смеси, если известно, что в фильтрате отсутствуют хлорид ионы.

РЕШЕНИЕ:

Молярная масса 142 208 233 58,5

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl

Было, моль х y 0 0

Прореагировало, моль y y

Осталось/Образовалось,

моль x–y 0 y 2y

233.3y = 142x–142y + 117y;

699y = 142x – 142y + 117y

724y = 142x

y = 0,2x

mисх.см. = 142x + 0,2.

208x = 142x + 41,6x = 183,6x

ω(Na2SO4) = 14200x/183,6x = 77,3% ω(BaCl2) = 4160x /183,6x = 22,7%

Ответ: ω(Na2SO4) = 77,3% , ω(BaCl2) = 22,7%

*В журнале «Химия в школе», №5 за 2008 г. Е.И. Миренковой дано очень изящное

альтернативное решение этой задачи.

Задача 3.

  • Задача на распознавание веществ, находящихся в пронумерованных пробирках. Такого типа задачи имеются в комплекте Всероссийской олимпиады школьников по химии за любой год. Однако оригинальность предлагаемой задачи заключается в том, что для ее решения требуется мысленный эксперимент. В решениях таких задач обычно представлена таблица, иллюстрирующая возможность взаимодействия между веществами попарно, уравнения химических реакций и, иногда, отдельные комментарии.

В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. В вашем распоряжении имеется необходимое число пустых пробирок. Не пользуясь никакими другими реактивами, определите содержимое каждой из пробирок.

Решение

Проведём мысленный эксперимент. Рассмотрим содержимое пробирок. Вещества

визуально неразличимы – это бесцветные прозрачные растворы.

Составим таблицу возможных попарных взаимодействий веществ (табл. 1), в

результате которых мы будем (или не будем) наблюдать определённые признаки реакций.

Таблица 1


BaCl2

Na2CO3

K2SO4

HCl

BaCl2


выпадает осадок

белого цвета

выпадает осадок

белого цвета

без изменений

Na2CO3

выпадает

осадок белого

цвета


Без изменений

Выделяется газ

без цвета и

запаха

K2SO4

выпадает

осадок белого

цвета

Без изменений


Без изменений

HCl

Без изменений

Выделяется газ

без цвета и

запаха

Без изменений


Уравнения реакций:

BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl; (1)

BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2KCl; (2)

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O. (3)

Возьмём пробирку 1. Из остальных пробирок отольём примерно по 2 мл растворов в три

пустые пробирки и добавим в каждую из них по 5–6 капель раствора из пробирки 1.

Рассмотрим 4 возможных варианта (см. табл. 1).

Вариант 1

В двух пробирках выпали белые осадки, в третьей признаков реакции не наблюдается

(первая строка табл. 1). Это означает, что в пробирке 1 находится хлорид бария. В этом случае в той из пробирок, где нет признаков химической реакции, находится соляная кислота. Осадки в двух пробирках представляют собой карбонат и сульфат бария. Прильём в пробирки с осадками по несколько капель кислоты (схема 1). Там, где осадок растворяется с выделением газа, изначально находился раствор карбоната натрия, там имели место реакции (1) и (3). В пробирке, где при прибавлении кислоты осадок не растворяется (BaSO4 не растворяется в кислотах), изначально находился сульфат калия и протекала только реакция (2).

Вариант 2

При добавлении нескольких капель из пробирки 1 в одной из трёх пробирок выпал белый осадок, в другой выделился газ, в третьей нет признаков реакции (вторая строка табл. 1). В этом случае в пробирке 1 находился карбонат натрия. Там, где выпал белый осадок, находился хлорид бария, где выделился газ – соляная кислота, где не было признаков реакции – сульфат калия .

Вариант 3

При добавлении нескольких капель из пробирки 1 в одной из трёх пробирок выпал белый осадок, в двух других нет признаков реакции (третья строка табл. 1). В этом случае в пробирке 1 находился сульфат калия. Там, где выпал белый осадок, находился хлорид бария. В две пробирки с исходными растворами, которые не прореагировали с сульфатом калия, добавляем хлорид бария). Выпадение белого осадка (BaCO3) указывает, что первоначально в этой пробирке находился карбонат натрия. В пробирке, где вновь нет признаков реакции, находился раствор кислоты.

Вариант 4

При добавлении нескольких капель из пробирки 1 в одной из трёх пробирок выделяется газ, в двух других нет признаков реакции (четвертая строка табл. 1). В этом случае в пробирке 1 находилась хлороводородная кислота. Там, где выделился газ, находился карбонат натрия. В две пробирки с исходными растворами, которые не прореагировали с кислотой, добавляем карбонат натрия . Выпадение белого осадка (BaCO3) указывает, что первоначально в этой пробирке был хлорид бария. В пробирке, где вновь нет признаков реакции, первоначально находился раствор сульфата калия.


  • Трудности при решении задач часто связаны с некими стереотипами, которые

сложились у школьников в процессе изучения химии. Например, учащиеся привыкают, что в условиях задач на газовые законы даны объёмные доли веществ, а в задачах на нахождение молекулярной формулы – массовые. Однако автор задачи имеет полное право использовать в любой задаче объёмные, массовые или мольные доли компонентов смесей.

Задача 4.

Массовые доли азота и оксида углерода (II) в трехкомпонентной газовой смеси равны,

соответственно, 10,00% и 15,00%. Объемная доля третьего компонента равна 72,41%. Определите неизвестный компонент газовой смеси и среднюю молярную массу смеси (Mср.).

РЕШЕНИЕ:

Примем массу смеси за 100 г. Тогда в ней содержится 10/28 + 15/28 = (10+15)/28 =

0,893 моль N2 и CO, и (100-25)/ Мх =75/ Мх моль третьего компонента.

Из закона Авогадро следует, что объемные проценты компонентов газовой смеси

равны мольным (χ)

Внесем дополнительные обозначения:φ х –объемная доля третьего компонента, χх – мольная доля третьего компонента, νсм. – число моль газов в смеси, νх – число моль третьего компонента.

φх = χх = νх/νсм. =75Мх / 0,89375Мх = 0,72

решая это уравнение , получаем

Мх = 32 г/моль. Такую молярную массу имеет кислород (О2) или гидразин (N2H4).

Мср=100 / 0,89375/32=30,89 г/моль

Ответ: Третий компонент газовой смеси – кислород или гидразин. Mср. = 30,89моль/л.

Задача 5.

В газовой смеси содержится метан (CH4) ( φ= 40%, w = 48,5%), оксид азота (II) (φ = 20%) и некий третий компонент. Проведя расчеты, установите название третьего компонента газовой смеси.

РЕШЕНИЕ:

Для удобства расчетов составим таблицу:

Газ М, г/моль φ V, л (на 100 л смеси) m (газа), г

СН4 16 0,40 40 40/22,4 ∙16 = 28,57

NO 30 0,20 20 20/22,4 ∙30 = 26,78

Х х 0,40 40 40/22,4 ∙х = 1,79х

Т.к. известна массовая доля метана в смеси, то х=0,485/28,5726,781,79

()= 28,57 CH4 / 28,57·26,781,79 = 0,4

откуда х = 2 г/моль.

Газом с молярной массой 2 г/моль может быть только водород Н2.

Ответ: водород.

Задача 6.

К 79,10 мл 10% раствора нитрата алюминия (плотностью 1,081г/мл) прилили 175,67

мл 3,3% раствора едкого натра (плотностью 1,035г/мл). Определите % концентрацию веществ в полученном растворе.

РЕШЕНИЕ:


79,10 мл · 0,1 · 1,081 г/мл

n(Al(NO3 )3 = __________________________=0,04 моль

213



175,67 мл ·0,033 ·1,035 г/ мл

n(NaOH) = ________________________ = 0,15моль

40

Для полного осаждения алюминия в виде гидроксида:

Al(NO3)3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaNO3

Потребуется 0,04·3 = 0,12 моль NaOH. Поскольку гидроксида натрия больше 0,12 моль, то осадок начнет растворяться, до тех пор, пока не израсходуется вся щелочь:

Молярная масса 78 40 118

Al(OH)3 + NaOH = NaAl(OH)4

Было, моль 0,04 0,15-0,12

Прореагировало, моль 0,03 0,03

Осталось/Образовалось, моль 0,01 0 0,03

В результате двух реакций:

1. В растворе будет только алюминат натрия, который может быть записан в виде:

Na[Al(OH)4], Na[Al(OH)4(H2O)2]или Na3[Al(OH)6], но никак не в виде NaAlO2,

который образуется только при сплавлении реактивов. В данном решении взята

наиболее употребимся формула комплексной соли.

2. Осадок гидроксида алюминия растворится лишь частично и это необходимо будет

учесть при определении массы раствора.

m(раствора) = 79,10·1,081 + 175,67·1,035 – 0,01·78 = 268,10 г

w(NaAl(OH)4) = m(NaAl(OH)4)/m(раствора) = 0,03·118·100/268,10 = 1,32%

w(NaNO3) = m(NaNO3)/m(раствора) = 0,12·85·100%/268,10 = 3,80%

Ответ: w(NaAl(OH)4) = 1,32%, w(NaNO3) = 3,80%

Задача 7.

  • Очень часто школьники не решают задачи правильно из-за несоблюдения размерности величин при расчетах.

Какова масса 5 мл оксида азота (II) при 25оС и давлении 1,2 атм.?

РЕШЕНИЕ:

Решение этой задачи сводится к элементарным расчетам по уравнению Менделеева-

Клайперона:

m

PV= ---- RT

М

Несмотря на важность использования универсальной газовой постоянной при решении

различных типов расчетных задач, ее применение вызывает большие затруднения у

школьников, абитуриентов, поступающих в ВУЗы и даже у части студентов. Основная

трудность заключается в том, что учащиеся не соблюдают соответствия между

размерностями газовой постоянной и размерностями физических величин данной

конкретной задачи.

Известно, что универсальная газовая постоянная входит в уравнение состояния идеального газа: pV=nRT, где n-число молей газа (n=m/M), а p, V и T - соответственно - давление, объем и абсолютная температура газа. Это уравнение носит еще название уравнения Менделеева-Клапейрона.

Таким образом, для одного моля газа: R=pV/T. Температура в этом уравнении всегда

выражается в Кельвинах. Давление же и объем можно выразить в различных единицах. В

зависимости от выбора этих единиц, значения R будут иметь то или иное значение . В любом случае R легко рассчитать, используя следующее следствие закона Авогадро: при

нормальных условиях 1 моль любого газа занимает объем, равный 22,4 л. (Напомним, что

при нормальных условиях Р = 760 мм рт. ст. = 1атм.=.101325 Па и Т = 273К) В системе СИ

значение R = 8,31 Дж/моль К. В этом случае объем газа выражается в м3 , давление в Па и

температура в К. Это значение R рассчитывается следующим образом:

pV 101325 Па· 22,4 ·10-3 м 3 Па· м3 Дж

R = ------ = --------------------------------- = 8,31------------ = 8,31 -----------

T· n 273 K ·1 моль K ·моль K· моль


Напомним, что

Па=Н/м2

и Дж=Н.м, отсюда: Па.м3/(м2К.моль)=Н м /(К моль) = Дж/(К моль).


Если пользоваться принятой в школе величиной R = 8,314 Дж /К.моль = 8,314 Па.м3/К.моль , то давление, данное в атм. надо перевести в Па, объем в м3. Но можно вместо двух расчетов произвести один, а именно выразить R в атм..мл/К.моль:

R = PVМ/T. При 273К и 1 атм. , VМ = 22400 мл.

Тогда R = 1.22400/273 = 82,05атм.мл/К.моль

MNO = 14 + 16 = 28 (г/моль)

1,2·5мл·28г/моль

mpVM/RT= ------------------------------ =0,008г

82атм.мл/К·273 K


Ответ: 0,008 г.


Задания для самостоятельного решения.

9 класс

9-1. Некоторый элемент образует оксиды, содержащие 52,98 и 18,39 % кислорода

соответственно. Определите формулы оксидов и соответствующих им кислот.

4 балла

9-2. Массовая доля цинка, входящего в состав яда кобры, равна 0,5 %. Сколько атомов цинка потребуется кобре для производства 1 капли (30 мг) яда?

4 балла

9-3. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном при пропускании 2,24 л (н.у.) сероводорода через 250 г 10 %-ного раствора сульфата меди (II).

7 баллов

9-4. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

Оксид1→ Соль1→ Оксид2 →Соль2→ Основание →Соль3

10 баллов

9-5. В трех пробирках находятся растворы бромидов магния, алюминия и аммония. С

помощью одного реагента определите, какое вещество находится в каждой пробирке.

10 баллов

10 класс

10-1. Элементы X и Y образуют соединения с серой составом XY4S и X2Y12S3, массовая доля серы в которых 21,62 и 24,49 % соответственно. Определите формулы соединений.

4 балла

10-2. Во сколько раз необходимо разбавить сточную воду, содержащую 0,001 моль/л Hg2+, чтобы ее можно было сливать в водоем? ПДК (Hg2+) = 0,005 мг/л.

3 балла

10-3. Какой объем 20 %-ного раствора аммиака (плотность 0,91 г/мл) необходимо добавить к 150 мл 30 %-ной соляной кислоты (плотность 1,15 г/мл), чтобы массовая доля кислоты уменьшилась втрое? 8 баллов

10-4. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

O2 Br2, H2O BaCl2 C, t HCl

S → X1 → X2 X3 → X4 → H2S

10 баллов

10-5. Возможно ли распознать растворы хлорида аммония, сульфата алюминия, соляной кислоты, гидроксидов натрия и бария, используя в качестве реагента только фенолфталеин? Предложите план проведения анализа, запишите уравнения реакций.

10 баллов

11 класс

Задания для участников олимпиады, изучавших в 10 классе органическую химию

11-1. На сжигание порции алкена, содержащей 2 ∙ 1023 молекул, требуется 1,8 ∙ 1024

атомов кислорода. Какую формулу имеет алкен? 6 баллов

11-2. Определите структурную формулу соединения, если известно, что оно состоит из 37,7 % С, 6,3 % Н и 56,0 % Cl (по массе), а 6,35 г паров этого соединения занимают объем 1,12 л (н.у.). При гидролизе этого соединения образуется вещество, состоящее из С, Н, О, а при восстановлении последнего образуется вторичный спирт.

6 баллов

11-3. При кипячении с водой аспирин распадается на салициловую (орто-оксибензойную) и уксусную кислоты. Рассчитайте число молекул салициловой кислоты и ее молярную концентрацию в растворе, который образовался после растворении одной таблетки аспирина в 100 мл воды и последующем кипячении. Масса таблетки 0,5 г.

7 баллов

11-4. Каким образом из древесных отходов можно получить искусственный каучук?

Приведите уравнения реакций и вычислите, какое количество каучука можно теоретически получить из древесины, содержащей 50 % целлюлозы.

8 баллов

11-5. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

15000 H2 SO4 (конц.), t

Этаналь →ацетат калия→ метан → Х1→ К2С2О4 → Х2

10 баллов

11-6. Смесь бензилбензоата, бензилового спирта и бензойной кислоты разделите на

компоненты с помощью различий в химических свойствах. Запишите уравнения реакций.

8 баллов

11 класс

Задания для участников олимпиады, изучавших в 10 классе неорганическую химию

11-1. Неизвестный металл полностью растворился в 324 г 5%-ного раствора

бромоводородной кислоты; в результате образовался 6,81%-ный раствор бромида металла. Какой металл был использован? 8 баллов

11-2. Определите массу нитрида магния, полностью подвергшегося гидролизу, если для солеобразования с продуктами гидролиза потребовалось 150 мл 4 %-ного раствора соляной кислоты плотностью 1,02 г/мл. 5 баллов

11-3. Алюмокалиевые квасцы (додекагидрат сульфата калия-алюминия KAl(SO4)2∙12H2O) используют в медицинской практике наружно для промываний, примочек. Сколько граммов квасцов надо добавить к 1000 г 5%-ного раствора сульфата калия, чтобы массовая доля последнего увеличилась вдвое? Что произойдет, если на полученный раствор подействовать избытком сульфида калия? 7 баллов

11-4. При электролизе 366 г 25 %-ного раствора нитрата никеля (II) масса катода

увеличилась на 11,8 г. Рассчитайте массовые доли веществ в растворе после окончания реакции. 5 баллов

11-5. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

HBr MnO2 , H2SO4 I2, H+

Na3[Al(OH)6]→ Al(OH)3 →X1 → X2→ KBrO3 → X3 10 баллов

11-6. Имеются колбы с неподписанными растворами серной кислоты, сульфатов железа (II) и марганца (II), нитрата свинца (II), гидроксида натрия и пероксидаводорода. Можно ли, используя только эти растворы, определить, какое вещество находится в каждой колбе? Предложите план проведения анализа, запишите уравнения реакций. 10 баллов


Ответы и решения

(допускаются иные формулировки ответов, не искажающие смысла)

9 класс

9-1. Формулы оксидов: Э2Ох и Э2Оу.

0,5298= 16х /(16х· 2А (Э )

→16х = 11,427у

0,1839= 16у /(16у· 2А (Э )


А(Э) = 80 (бром) при х = 5 и у = 7.

Оксиды: Br2O5 и Br2O7, кислоты: HBrO3 и HBrO4.

9-2. 1,38 ∙ 1018 атомов

9-3. 4 %.

9-5. Добавим в каждую из пробирок щелочь: Mg2+ + 2OH-→ Mg(OH)2 белый осадок

Al3+ + 3OH-→ Al(OH)3 студенистый осадок, р-ряется в избытке щелочи

NH4+ + OH-→ NH3 + H2O появляется резкий запах аммиака.

10 класс

10-1. Молярные массы соединений: М(XY4S) = 32/0,2162 = 148 г/моль

М(X2Y12S3)= 96/0,2449 = 392 г/моль

Находим атомные массы элементов:

А(Х +) 4А (У )+ 32= 148

→А(Х) = 52 (хром), А(Y) = 16(кислород)

2 (А )Х+ 12А (У ) +96 =392


Ответ: формулы соединений CrSO4 и Cr2(SO4)3

10-2. В 41000 раз.

10-3. 71,7 мл.

10-4. X1 – SO2, X2 – H2SO4, X3 – BaSO4, X4 - BaS

10-5. Добавляем в небольшие порции каждого из исследуемых растворов фенолфталеин – в растворах щелочей наблюдаем малиновое окрашивание.

Один из растворов щелочей добавляем к порциям остальных веществ. Появление запаха аммиака говорит о наличии соли аммония, студенистый осадок говорит о присутствии соли алюминия.

Определенный сульфат алюминия поочередно добавим к щелочам. Белый осадок (сульфат бария) выпадет в пробирке, в которой находился гидроксид бария.

В оставшейся пробирке – соляная кислота. Добавляя ее в пробирки с окрашенными

фенолфталеином растворами щелочей, наблюдаем исчезновение окраски.

11 класс (органическая химия)

11-1. CnH2n + 1,5nO2 → nCO2 + nH2O

Число молекул (O2) = 1,8 ∙ 1024/2 = 9 ∙ 1023

V(CnH2n) / V(O2) = 2 ∙ 1023/9 ∙ 1023 = 1 : 4,5

1 : 4,5 = 1 : 1,5n n = 3 – пропен.

11-2. CH3-CH2-CCl2-CH3.

11-3. 1,67 ∙ 1021 молекул, с(сал. к-ты) = 0,028 моль/л.

11-4. 167 кг каучука.

11-6. Выделим из смеси бензойную кислоту. Для этого добавим к смеси водный раствор гидрокарбоната натрия, соберем водный слой, содержащий бензоат натрия, и обработаем раствором соляной кислоты.

К оставшейся смеси добавим металлический натрий (предварительно высушив смесь). Отделим выпавший в осадок алкоголята, растворим его в воде. Произойдет гидролиз с образованием бензилового спирта.

11 класс (неорганическая химия)

11-1. Me + xHBr → MeBrx + 0,5xH2

m(HBr) = 0,05 ∙ 324 = 16,2 г, n(HBr) = 16,2/81 = 0,2 моль;

n(H2) = 0,5n(HBr) = 0,1 моль, m(H2) = 0.2 г;

m(Br-в р-ре) = 16,2 – 0,2 = 16 г.

Пусть растворилось m г металла, тогда масса соли равна (m + 16) и

0,0681 = (m + 16)/( m + 324 – 0,2) m = 6,5 г.

n(Me) : n(HBr) = 1 : x (6,5/M(Me)) = (0,2/x) M(Me) = 32,5x. Металл – цинк.

11-2. 2,1 г.

11-3. 598 г квасцов.

11-4. 15,64 % Ni(NO3)2, 7,18 % HNO3.

11-5. X1 – AlBr3, X2 – Br2, X3 – KIO3.

11-6. Отбираем пробы растворов и смешиваем их попарно. Результаты наблюдений сводим в таблицу:

Колба

1

2

3

4

5

6

1

-

-

-

PbSO4

белый

Fe(OH)2

Зеленовато-

белый

Fe2(SO4)3

2

-

-

-

PbSO4

белый

Mn(OH)2

Розовый,

темнеет

O2

3

-

-

-

PbSO4

белый

-

-

4

PbSO4

белый

PbSO4

белый

PbSO4

белый


Pb(OH)2

белый

-

5

Fe(OH)2

Зеленовато-

белый

Mn(OH)2

Розовый,

темнеет

-

Pb(OH)2

белый



-

O2

6

Fe2(SO4)3

-

-

-

O2↑

-

Вывод

FeSO4

MnSO4

Н2SO4

Pb(NO3)2

NaOH

H2O2



Т.к. в пробирке (4) выпадают осадки белого цвета при смешении со всеми реагентами, кроме в-ва в пробирке (6), то в пробирке (4) - Pb(NO3)2, а в пробирке (6) - H2O2.

Т.К. в-во в пробирке (3) вызывает выпадение осадка только с Pb(NO3)2, то в пробирке (3) - Н2SO4.

В пробирке (5) находится NaOH, потому что добавление содержимого этой пробирки

вызывает видимые изменения во всех случаях, кроме р-ра Н2SO4.

В пробирке (1) находится FeSO4 – образуется осадок, буреющий на воздухе, после обработки раствором щелочи (реакция на Fe2+) и осадок белого цвета при добавлении Pb(NO3)2 (реакция на SO42-).

В пробирке (2) находится MnSO4 – образуется осадок розового цвета после добавления р-ра NaOH (реакция на Mn2+) и осадок белого цвета при добавлении Pb(NO3)2 (реакция на SO4 2-).


Литература

1. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2005. – 128 с.

2. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2006 году / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2006. – 144 с.

3. Чуранов С.С., Демьянович В.М. Химические олимпиады школьников. – М.: Знание, 1979. – 63с.

4. Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду. – Пермь: Книжный мир, 2001. – 45с.

5. Лунин В. В., Архангельская О. В., Тюльков И. А. / Под ред. Лунина В. В. Химия.

Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. (Пять колец) – М.: Просвещение, 2010 - ISBN 978-5-09-021023-2

6. Лунин В. В., Тюльков И. А., Архангельская О. В. / Под ред. Лунина В. В. Химия.

Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. (Пять колец) – М.: Просвещение, 2012 - ISBN 978-5-09-022625-7

7. Задачи Всероссийской олимпиады школьников по химии /Составители: Ольга

Архангельская, Александр Жиров, Вадим Еремин, Ольга Лебедева, Марина Решетова,

Владимир Теренин, Игорь Тюльков/ Под общей редакцией академика РАН, профессора

В.В.Лунина – М: «Экзамен», 2003 - ISBN 5-94692-987-9,5-472-00712-7

8. Кузьменко, Н., Теренин, В., Рыжова, О., Антипин, Р., Архангельская, О., Еремин, В., Зык, Н., Каргов, С., Карпова, Е., Ливанцова, Л., Мажуга, А., Мазо, Г., Морозов, И., Обрезкова, М., Осин, С., Пичугина, Д., and Путилин, Ф. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета. Учебное пособие. Издательство Московского Университета Москва, 2011.

9. Кузьменко, Н., Теренин, В., Рыжова, О., Архангельская, О., Еремин, В., Зык, Н., Каргов, С., Ливанцова, Л., Мазо, Г., Морозов, И., Ненайденко, В., Обрезкова, М., and Осин,

С. Вступительные экзамены и олимпиады по химии в Московском университете: 2007. Под общей ред. Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренина. Издательство Московского университета Москва, 2008.

10. «Химия в школе» - научно-методический журнал

11. Большой энциклопедический словарь, Химия. – М: «Большая Российская энциклопедия», 1998

12. Энциклопедия для детей, Аванта+, Химия, т.17, М: «Аванта+», 2000.

13. Некрасов Б.В. Основы общей химии : [В 2 т.]. - СПб. [и др.] : Лань, 2003

14. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для вузов / Под ред. А.И.Ермакова. – М.:

Интеграл-Пресс, 2000.

15. Шрайдер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2-х т. – М: Мир, 2004

16. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. – М.: МЦНМО, 2007.

17. Эткинс П.. Физическая химия. – М.: Мир, 2006.

18. Задачи по физической химии : Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 011000 - Химия и по направлению 510500 - Химия / В.В. Еремин , С.И. Каргов, И.А. Успенская [и др.]. - М. : Экзамен, 2003 - 318 с

19. Шабаров Ю.С. Органическая химия. М.: Химия. 1994. Т.1,2.

20. Травень В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов: В 2т./– М.: ИКЦ «Академия», 2004

21. Органическая химия : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и

специальности "Химия" : в 4-х ч. / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин. - 2-е изд. - М. :

БИНОМ. Лаб. знаний, 2005- (Классический университетский учебник / Моск. гос. ун-т им.

М. В. Ломоносова).

22. Ленинджер А. "Основы биохимии" в 3-х томах, М.: Мир, 1985 30

23. Эллиот В., Эллиот Д."Биохимия и молекулярная биология", М.: МАИК

"Наука/Интерпериодика", 2002.

24. Основы аналитической химии : учеб. для студентов хим. направления и хим. специальностей вузов : в 2 кн. / [Т. А. Большова и др.] ; под ред. Ю. А. Золотова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая шк., 2004. - 22 см. - (Классический университетский учебник / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).

25. Дорохова Е.Н., Прохорова. Г.В. Задачи и вопросы по аналитической химии : Мир, 2001.

26. Общая химия/ Г.П.Жмурко, Е.Ф.Казакова, В.Н.Кузнецов, А.В.Яценко; под ред. С.Ф.Дунаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 512 с.

27. Практикум по общей химии : Учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 335 с. - (Классический университетский учебник).

28. Химическая энциклопедия в 5 т. – М: «Советская энциклопедия», 1988–1998.

29. Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Мирос, 1995.

30. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. М.: Мир, 1969. Ч.1 –3.

31. Р. Дикерсон, Г. Грей, Дж. Хейт Основные законы химии, в 2т. Москва: «Мир», 1982.

32. Хаусткрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2-х томах. Пер. с англ.– М.: Мир, 2002.

33. Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1,2

34. Неорганическая химия: В 4-х т. /Под ред. Ю.Д.Третьякова/ А.А.Дроздов, В.П.Зломанов, Г.Н.Мазо, Ф.М.Спиридонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004-2007.

35. Полинг Л. Общая химия. – М.: Мир, 1974.

36. Реми Г. Курс неорганической химии, в 2-х томах, перевод с немецкого, под. редакцией чл.-корр. АН СССР А.В.Новоселовой, М.: Иностранная литература, 1063.

37. Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. – М.: Мир, 2002.

38. Тиноко И. и др. Физическая химия. Принципы и применение к биологическим наукам. – М.: Техносфера, 2005.

39. Эткинс П. Кванты. Справочник концепций. – М.: Наука, 1977.

40. Химия:Энциклопедия химических элементов, под ред. А.Н. Смоленского, М.:Дрофа, 2000

41. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия, М: «Химия», 1989.

42. Несмеянов А.Н., Несмеянов А.Н. Начала органической химии. М.: Мир, 1974.

43. Химия и жизнь (Солтеровская химия) Часть I II и IV: Пер. с англ. – М.: РХТУ им.

Д.И.Менделеева, 1997

44. Справочник химика. - 2-е изд. - М.; Л.: ГХИ, 1963.

45. Воскресенский П. И. Техника лабораторных работ. - М.: Химия, 1966.

46. Степин Б.Д. Техника лабораторного эксперимента в химии, М.: Химия, 1999

47. Химия и жизнь (Солтеровская химия) Часть III Практикум: Пер. с англ. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

48. Эмсли Дж. Элементы. - М.: Мир, 1993


Интернет-ресурсы

  • Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование.

Технологии. – http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/ Здесь собрана информация обо всех химических олимпиадах

  • Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rosolymp.ru/

Этот портал объединяет Всероссийские олимпиады по всем предметам.

Эти Интернет-ресурсы являются, в первую очередь, информационными, т.е.

предоставляющими актуальную информацию о текущих событиях. С другой стороны, они

являются ценными творческими базами заданий олимпиад за много лет.

  • Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня – http://chem.olymp.mioo.ru/

Этот портал является наиболее методически разработанным и информационно насыщенным, нацеленным на прямую работу с высокомотивированными школьниками. Портал организован Департаментом образования г. Москвы, Московским институтом открытого образования при участии Московского центра непрерывного математического

образования для дистанционной подготовки к олимпиадам по математике, информатике,

биологии, химии. географии и физике.

Портал ориентирован на учащихся, желающих успешно выступать в олимпиадах высокого уровня. Зарегистрированным пользователям предлагаются учебные курсы по биохимии, квантовой химии, неорганической химии, органической химии, химии высокомолекулярных соединений, химической кинетике, химической термодинамике, аналитической химии.

Задачи для всех этих курсов разбиты по трем уровням сложности. Преподаватели проверяют решение задач и дают консультации on-line (посредством icq) и off-line (посредством электронной почты).

  • Портал педагогического университета издательского дома «Первое сентября» -

дистанционные курсы для учителей «Система подготовки к олимпиадам по химии» -

http://edu.1september.ru/distance/18/005/books



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!