5 ПРИМЕРОВ РАЗГОВОРА В ГРУППЕ
© Нил Мерсер, 2008
ТРИ ТИПА РАЗГОВОРА
Спор, когда...
Существует много несогласий и каждый принимает свое решение.
Существует несколько попыток объединить ресурсы или предложить конструктивную критику.
Существует много взаимодействий типа «Да! – Нет!».
Атмосфера соперничества сильнее, чем атмосфера взаимодействия.
Кумулятивный, когда:
Все просто принимают и соглашаются с тем, что говорят другие.
Дети используют разговор, чтобы поделиться знаниями, но не в критичной форме.
Дети повторяют и тщательно обдумывают идеи друг друга, но не оценивают должным образом.
Исследовательский, когда:
Все активно слушают
Люди задают вопросы
Люди делятся соответствующей информацией
Идеи могут быть оспорены
Причины для споров
Участие строится на предыдущем опыте
Участие всех поощряется
К идеям и мнениям относятся с уважением
Существует атмосфера доверия
Существует чувство разделенной цели
Группа ищет соглашения для совместных решений
© Нил Мерсер, 2008
5 примеров разговоров в группах
Эпизод 1: Шейн и Лестер
2 мальчика в возрасте 5 лет работают над мозаикой (часть программы Смайл) где они должны определить координаты на карте Нью-Йорка, где прячется слон.
Лестер: | Смогу это сделать. |
Шейн: | (Смотрит на экран) нет, не вверх, вниз. |
Лестер: | Этого не может быть |
Шейн: | Может |
Лестер: | Я знаю где он. (Он и Шейн действуют по очереди, но не находит слона) |
Лестер: | Я сказал тебе, что он не там. (Он тоже пытается найти, но не может) |
Шейн: | хахахахаха (радостно смеется) |
Лестер: | Что это только что было? Я не понял |
Шейн: | 1,2,3,4,5,6 (считает ) |
Лестер: | Я знаю, где он. |
Шейн: | Я на ближайшей точке. |
Лестер: | (считает) 1,2,3,4,5,6,7,8. |
Шейн: | Я на ближайшей точке, 5 |
Лестер: | Значит это должно быть 1,8 |
Лестер: | 2,8 |
Шейн: | Это подходит. |
Эпизод 2: Ханна, Дерил и Дебора
Работая на компьютере, трое детей в возрасте 5-6 лет используют моделирование Проводника Науки для тестирования различных материалов для звукоизоляции.
Ханна (читает инструкцию) «Сохраняйте тишину. Какой материал лучше для изоляции? Нажмите «средство» для приема на слух. Есть ли разница с этой высотой?»
Дерил: Нет, мы не хотим ткань. Посмотри тогда что это. (Показывает на экран)
Ханна: Нет, это ткань Дерил, Да, это ткань.
Ханна: Вниз. Лучше, когда Стефани с нами.
Дерил: Металл?
Ханна: Хорошо, попробуй.
Дебора: Что попробовать? Это?
Ханна: Попробуйте «Стекло»
Дерил: Да
Дебора: Ни одно.
Ханна: Сейчас!
Дерил: Измеряй!
Ханна: Измеряй сейчас. Держи. (Поворачивает уровень звука ниже экрана)
Дерил: Результаты, заметки!
Ханна: Результаты. Мы должны посмотреть другое. Результаты!
Дерил: Да, ты должна посмотреть другое, поэтому все запиши.
Ханна: Я не записываю.
Эпизод 3: Фритци, Вики и Глория
В рамках серии уроков по теме "Наша Галактика", три девочки (5 лет) обсуждают истинность высказывания, предоставленного им их учителем.
Фритци: (читает) “Наше солнце - это просто одна из миллионов звезд в галактике,
названной Млечный путь». Ложь или правда?
Вики: Я вообще-то не уверена, Я не ...
Глория: Да, это правда, так и называется.
Вики: Да, я..не уверена, но думаю это правда.
Фритци: Почему?
Вики: Ну, потому что ночью в небе очень много звезд. Но если вы вглядитесь,
ммм…..
Фритци: планета?
Вики: ... да, самая большая звезда - это планета, она мерцает, я думаю это
планета и …
Глория: Да, я видела очень большую планету прошлой ночью, и я фактически видела не одну, на самом деле я видела три очень большие планеты, три очень большие звезды.
Вики: Да
Глория: ... это было потрясающе, она даже не мерцала.
Фритци: Итак, это только, только звезды так мерцают, да?
Глория: (кивает)
Вики: Да, теперь.
Фритци: Да, это значит правда.
Вики: Да, надо указать «правда».
Фритци: Правда, правда (указывает на бумагу)
Вики: Я не смогла, я даже не могу вспомнить, как пишется правда
© Нил Мерсер 2008
Эпизод 4: Эленор, Джорджи и Кармел
В рамках серии уроков по теме "Наша Галактика", три девочки (5 лет) обсуждают истинность высказывания, предоставленного им их учителем.
Эленор: Хорошо (читает) «Луна меняет форму, потому что находится в тени Земли».
Кармел: Нет, это не правда, потому что есть облака, которые закрывают луну.
Эленор: Нет, это не так, …да.
Джорджи: Да.
Эленор: Потому что днем, когда мы думаем, что луна исчезла, это просто облака…
Кармел: ... закрывают ее
Джорджи: Да, именно поэтому мне нравится, каждый раз, а в воскресенье я вышла, и это
было как в пять утра, и луна была еще, что это нормально, потому что было еще темно, да.
Эленор: Да
Джорджи: Когда мы вышли, как это было пять, четыре, четыре часа, что-то вроде того, как будто в это время не было бы луны, но я видела половину луны, и я сказала, я сказала другу моей матери, я сказала «Тони посмотри, луна уже вышла» и он сказал: «О, да». Потому что утром, когда мы приехали, были облака...
Учитель: Так все, заканчивайте обсуждать
Эленор: Что мы думаем?
Джорджи: Я думаю, это ложь
Кармел: Ложь
Эпизод 5: Эммилин,Оливер и Мэдди
Группе детей в возрасте 5 лет были даны фотографии и описания различных животных тропического леса, среду обитания, которые они изучали. Они должны классифицировать их как «травоядные» и «хищники».
Эммилин: Так, у нас есть рыба
Оливер: Какая, пиранья?
Эммилин: Нет, маленькая, чешуйчатая
Мэдди: Две ... (сомневается)
Оливер: Двоякодышащая рыба
Мэдди: Она, наверное, питается тем, что есть в реке, потому что она не выходит из воды, чтобы поймать обезьянку или еще что-нибудь, да? (все смеются)
Эммилин: Да, может быть .
Оливер: (перебивает) Конечно, там есть речные растения, некоторые едят эти растения, и
листья, которые падают в воду.
Мэдди: Да, это, наверное, травоядные…
Бэн: Нам нечего сказать
Эммилин: Что ты думаешь, это может быть
Оливер: нет, я думаю это хищная, многие рыбы..
Эммилин: Нет, потому что ма….
Оливер: (перебивает) Это наша лучшая рыба
Эммилин: (перебивает) Да, но одна здесь, а другая здесь (она показывает на карты с рыбами хищных и травоядных на доске)
(Обсуждение продолжается, пока Бэн не сказал ...)
Бэн: Давайте голосовать
Эммилин: Да, давайте голосовать
Бэн: (Оливеру) Что ты думаешь?
Оливер: Я думаю, хищник
Бэн: (Мэдди) Что ты думаешь?
Мэдди: Я думаю, травоядное
Бэн: (Эммилин) Ты?
Эммилин: Травоядное
Оливер: (Бэну)
Бэн: (смеется, робко смотрит, не отвечает )
Оливер: ну давай, это не стоит того, это дво…..
Бэн: Хищный
Оливер: Хищник, двое
Бэн: Давайте, хорошо (он готовится бросать монету)
Оливер: нет, не надо бросать монету.
Бэн: (перебивает, бросает) Брось
Оливер: ... думаю!
Бэн: орел или решка?
Оливер: легко, нет, тихо!
Эммилин: Орел. Ты выиграл.
Оливер: (выбирает двоякодышащую рыбу на карточке) «Двоякодышащие имеют пару легких и мелкие жабры и делают норы в грязи и дышат воздухом. Они не могут быть травоядными, потому что в песке нечего есть? Там нет ничего, чтобы поесть».
1