СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры конвергентных уроков в старшей и основной школе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры конвергентных уроков в старшей и основной школе»


Примеры конвергентных уроков в старшей и основной школе.


Тема медиаграмотности школьников представляется очень актуальной в XXI веке, который выдвинул новые требования к профессиональной подготовке выпускников в различных областях. Рынок труда ждет конкурентоспособных, инициативных, компетентных, предприимчивых и высококвалифицированных специалистов, способных анализировать и структурировать получаемую информацию, осваивать современные информационные технологии.


В связи с этим наши учителя проводят конвергентные уроки, начиная с начальных классов и продолжая в старшей и основной школе. Как сформировать на школьном уровне принципиально новый тип мышления? Как успеть в завтра? Для этого необходимо совершенствовать образовательную среду, путем междисциплинарной интеграции. Сделать обучение интересным, актуальным и эффективным!


Если говорить о конвергенции, то в дословном переводе это означает процесс схождения, сближения чего-либо. Первый раз в старшей и основной школе ученики с этим термином знакомятся на уроках биологии. Конвергенция в биологии означает процесс схождения признаков у разных систематических групп живых организмов. Например, формы тела акулы и дельфина. На уроках географии термин конвергенция встречается, например, при изучении темы «Движение литосферных плит» и означает сближение, сталкивание участков земной коры. А применительно к школьным занятиям - это взаимопроникновение, взаимодополнение разных учебных предметов и учебных действий.

Есть такие научные термины и понятия, которые рассматриваются на разных учебных предметах, например, - «адаптация», «свет», «движение» и изучить их можно на одном уроке, но через разные дисциплины.

Это вариант образования, в котором мы не просто устанавливаем межпредметные связи, а ищем подход к одному предмету через другой. И обучаем комплексно.

Так, например, учителя географии с 5 класса учат математике через свой предмет:

  1. масштабы в курсе географии изучаются раньше, чем на уроках математики;

  2. нахождение среднеарифметического при изучении темы «Атмосфера» и нахождение среднемесячной и среднегодовой температуры;

  3. построение графиков температуры воздуха и построение розы ветров

  4. со многими явлениями природы на географии ученики знакомимся задолго до начала изучения этих процессов в физике. То же и с биологией, с историей и с другими предметами.

Рассмотрим некоторые виды конвергентного подхода, которые я наблюдала при посещении уроков в нашей школе:





  1. Междисциплинарные. Одной из тем междисциплинарного урока по физике было выбрано понятие «свет».

Это понятие ученики 8-Б рассматривали сразу в нескольких предметных областях: биология, физика, география, история и медицина.

На станции «Биология» обучающиеся исследовали оптическую составляющую глаза человека, условия формирования зрения и роли света в нем, выяснили причину появления естественных иллюзий. На станции «Физика» с помощью измерений и формул ответили на вопросы, соответствует ли освещенность в классе нормам, как происходит рассеивание света, измерили значение освещенности светодиодной лампы. На станции «География» установили зависимость солнечной радиации от высоты ее источника над горизонтом. Рассмотрели, как выглядит рассеивание света на других планетах. На станции «История» познакомились с понятиями верхние миражи, которые могли видеть участники битвы при Ватерлоо. И на станции «Медицина» выяснили сущность заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость», определили правила гигиены естественного оптического прибора – глаза.


  1. Уроки экспедиции. Такой урок прошел в 5-Б классе по теме: «Лишайники». Класс совершил научную экспедицию «Маршрут неизвестного объекта» на 4-х кораблях от египетских сфинксов до северного полюса, совершая остановки в разных научных областях, с помощью которых ребята расширяли знания про лишайники через другие предметы.

- порт «Легенда», здесь ребята познакомились с «Необыкновенной историей Гриба и Водоросли», выяснили причины сходства древнеегипетских сфинксов и лишайников.

- порт «Его величество Лишайник», определили строение, виды и способы размножения лишайников.

- порт «Исследователи», определили места обитания, и условия распространения лишайников.

- порт «Экологический», завершал экспедицию и встретил ребят показом видеоролика “Лишайники индикаторы окружающей среды”.

Ученики при таком построении урока могут использовать воображение, фантазию, абстрактное мышление, по средствам познавательной дидактической игры.


  1. Серия экспериментов. На конвергентном уроке «Нитраты» ученики 9-Б класса в ходе проведения серии экспериментов по химии, биологии и географии применили знания законов этих предметов для измерения нитратов и объяснения физиологических процессов, происходящих под их влиянием в окружающей среде. Была подготовлена проектная работа в рамках биологической дисциплины, в которой группа учащихся отработали методику определения нитратов в растительных объектах и провели анализ результатов. На уроке химии ребята провели опыт «измерение нитратов с помощью датчиков», а после анализа географических карт «Загрязнение территории России нитратами», предложили возможные пути решения проблемы загрязнения окружающей среды.





  1. Интегрированные уроки. Интегрированный урок по географии «Европа: от Исландии до Пиренейского полуострова» прошел в 7-Б классе. По теме данного урока класс работал группами. С историей открытия, освоения и главными историческими событиями выступила группа «Путешественников». В ходе работы группы «Картографов» были нанесены на карту географические объекты изучаемой территории. С биологическим разнообразием класс познакомила группа «Юные ботаники». Межпредметная интеграция существенно обогащает знание основного предмета и способствует творческой деятельности всего класса.


Конвергентные уроки позволяют стирать границы между областями знаний, учат воспринимать мир как единое целое, а не как отдельные дисциплины, изучаемые в школе.


Методический опыт, полученный на конвергентных уроках, мы планируем обобщать и продолжать применять в разных дисциплинах.


Вся эта разнообразная работа позволяет взглянуть на традиционное обучение по-новому, ввести в него такие элементы, которые делают этот процесс более современным, отвечающим ключевым тенденциям сегодняшнего дня и реальным вызовам дня будущего.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!