Содержание индивидуальной работы с детьми
по направлениям работы
1. Развитие мелкой моторики:
-Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
-Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
-Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно
-Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).
- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.
- Формирование различного вида захвата.
2. Общие речевые навыки:
- Воспитание длительного ротового выдоха.
- Отработка слитности нескольких гласных.
- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )
- Воспитание правильного темпа и ритма речи.
- Воспитание интонационной выразительности речи.
- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.
- Учить выразительно читать стихи, используя естественные логические паузы, ударения, передавая своё отношение к окружающему.
- Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).
- Расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа.
- Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в импрессивной речи
- Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.
- Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи).
3. Фонематические процессы:
- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
- Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.
- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.
- Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.
- Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.
- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.
- Дифференциация неречевых звуков.
- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.
- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.
- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.
- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.
- Формирование умения выделять предложения из текста.
- Формирование умения выделять слова из предложения.
- Опознание звуков речи – восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне
- Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении
- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков
- Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения
- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)
4. Слоговая структура:
- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных
- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных
- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок
- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений
5. Лексика:
- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.
- Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
- Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).
- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов.
- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)
- Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.
6. Грамматический строй речи:
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образование множественного числа существительных.
- Согласование притяжательных местоимений с существительными.
- Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над, под.
- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
- Употребление приставочных глаголов.
- Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.
- Образование сравнительной степени прилагательных.
- Образование наречий от прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.
- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов
- Составление предложений сданными словами.
7. Связная речь:
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.
- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.
- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств, однородных слов.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений.
- Работа над распространением предложений с помощью определений.
- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.
- Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов.
- Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.
- Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.
- Формирование умения составлять рассказы по серии картин.
- Закрепление умения составления рассказов по серии картин, сюжетной картине.
- Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов.
- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.
8. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков по альбомам Комаровой.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 1июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие [С], [3], [Ц], [С'], [3'], шипящий [Ш], сонор [Л], шипящий [Ж], соноры [Р], [Р'], шипящие [Ч], [Щ].
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус"
для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки"
для [Р], [Р']: "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"
для [Л]: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
[С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных1;
[Ц], [Ч], [Щ], [Л] – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
[Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
[С]-[3], [С]-[С'], [С]-[Ц], [С]-[Ш];
[Ж]-[3], [Ж]-[Ш];
[Ч]-[С'], [Ч]-[Т], [Ч]-[Щ];
[Щ]-[С'], [Щ]-[Т'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];
[Р]-[Л], [Р]-[Р'], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л']-[Л].
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков: лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
1 Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.