СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерное содержание индивидуальной работы с детьми по направлениям работы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерное содержание индивидуальной работы с детьми по направлениям работы

Просмотр содержимого документа
«Примерное содержание индивидуальной работы с детьми по направлениям работы»

Содержание индивидуальной работы с детьми

по направлениям работы

1. Развитие мелкой моторики:

-Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

-Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

-Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно

-Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

- Формирование различного вида захвата.


2. Общие речевые навыки:

- Воспитание длительного ротового выдоха.

- Отработка слитности нескольких гласных.

- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )

- Воспитание правильного темпа и ритма речи.

- Воспитание интонационной выразительности речи.

- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

- Учить выразительно читать стихи, используя естественные логические паузы, ударения, передавая своё отношение к окружающему.

- Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

- Расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа.

- Работа над интонационной выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в импрессивной речи

- Дифференциация носового и ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

- Формирование речевого дыхания (распределение выдоха и добор воздуха в процессе речи).


3. Фонематические процессы:

- Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

- Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.

- Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.

- Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.

- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.

- Дифференциация неречевых звуков.

- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

- Формирование умения выделять предложения из текста.

- Формирование умения выделять слова из предложения.

- Опознание звуков речи – восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне

- Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении

- Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков

- Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения

- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)

4. Слоговая структура:

- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

- Работа над двухсложными словами без стечения согласных

- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений


5. Лексика:

- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

- Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

- Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).

- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов.

- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

- Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.


6. Грамматический строй речи:

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Образование множественного числа существительных.

- Согласование притяжательных местоимений с существительными.

- Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над, под.

- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

- Употребление приставочных глаголов.

- Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.

- Образование сравнительной степени прилагательных.

- Образование наречий от прилагательных.

- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

- Образование относительных прилагательных.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Закрепление способов образования новых слов путём сложения основ.

- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов

- Составление предложений сданными словами.


7. Связная речь:

- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств, однородных слов.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений.

- Работа над распространением предложений с помощью определений.

- Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.

- Работа над распространением предложений с помощью обстоятельств, однородных слов.

- Составление различных типов сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.

- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

- Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.

- Формирование умения составлять рассказы по серии картин.

- Закрепление умения составления рассказов по серии картин, сюжетной картине.

- Обучение составлению рассказов из личного опыта и творческих рассказов.

- Работа над пересказом текста с помощью опорных карточек и схем.

- Формирование и закрепление умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.


8. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков по альбомам Комаровой.
























ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД


Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 1июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.


Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.


I. Подготовительный

Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.


II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:


1. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие [С], [3], [Ц], [С'], [3'], шипящий [Ш], сонор [Л], шипящий [Ж], соноры [Р], [Р'], шипящие [Ч], [Щ].

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус"

для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки"

для [Р], [Р']: "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"

для [Л]: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.


2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

[С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных1;

[Ц], [Ч], [Щ], [Л] – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

[Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.


3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.


4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.


5. Дифференциация звуков:

[С]-[3], [С]-[С'], [С]-[Ц], [С]-[Ш];

[Ж]-[3], [Ж]-[Ш];

[Ч]-[С'], [Ч]-[Т], [Ч]-[Щ];

[Щ]-[С'], [Щ]-[Т'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];

[Р]-[Л], [Р]-[Р'], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л']-[Л].


6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).


III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения


IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале


V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков: лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.



1 Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!