Просмотр содержимого документа
«Примерное планирование уроков по родному (русскому) языку в 4 классе»
Родной (русский) язык
4 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (3 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | | |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) | |
1 | Слова, связанные с качествами и чувствами людей | | |
2 | Слова, называющие родственные отношения | | |
3 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы | | |
4 | Русские традиционные эпитеты | | |
5 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов | | |
6 | Проектные задания | | |
Раздел 2. Язык в действии (3 часа) |
7 | Как правильно произносить слова | | |
8 | Топонимы | | |
9 | История возникновения и функции знаков препинания | | |
Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов) | |
10 | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | | |
11 | Информативная функция заголовков | | |
12 | Составление плана текста, не разделенного на абзацы | | |
13 | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста | | |
14 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности | | |
15 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний | | |
16 | Проектные задания | | |
17 | День Славянской письменности | | |