Пояснительная записка
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М. Пришвин.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
В связи с этим экологическое образование становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Программа «Экология и дети» экологического кружка «Зеленый лист» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой, экологической культуры младших школьников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:
Обучающие:
дать общие представления о природе;
формирование исследовательских навыков;
научить правилам обращения с растительным и животным миром;
участие в практической деятельности по охране природы..
Воспитывающие:
воспитать доброе отношение к окружающему миру;
пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;
развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, развивать чувство красоты.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 9 - 10 лет.
Сроки реализации программы – 1 год
Продолжительность образовательного процесса составляет - 35 часов в год.
Занятия проводятся один раз в неделю, по 45 минут.
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности .
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
Рассматривание Демонстрация Труд в природе Коллективный труд Индивидуальные поручения
картин фильмов
Наглядные Практические Словесные
Наблюдения Игра Эксперименты Рассказывание
Кратковременные Дидактические игры Беседа
Длительные (настольно-печатные, Чтение
Определение предмета словесные),
по определённым Игры-занятия
признакам Подвижные игры
Восстановление картины Творческие игры
целого по отдельным признакам
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
связь между человеком и природой;
экологическую ситуацию в своем городе;
исчезающие растения и животные своей местности;
правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
работать со справочной литературой;
вести наблюдения в природе;
выполнять правила поведения в природе;
изготовлять кормушки для птиц;
оформлять результаты своей деятельности.
Учащиеся будут воспитывать в себе:
любознательность;
усидчивость;
коммуникабельность;
организованность;
ответственность.
Общие сведения о кружке:
вид кружка | переменного состава |
год занятия кружка | ПЕРВЫЙ |
количество членов кружка | 14 человек |
возраст кружковцев | 9– 10лет |
количество занятий | 1 час в неделю 35 часов в учебный год+3 ч – каникулярная занятость = 38 ч |
место занятий | МБОУ СОШ № 69, к. |
Содержание и методическое обеспечение программы
№п/п | Дата проведения | Темы | Кол-во часов |
1 | | «Что такое природа?» | 1 |
2 | | «Наш дом – природа» | 1 |
3 | | «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | 1 |
4 | | «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | 1 |
5 | | «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | 1 |
6 | | «Водные растения и животные. Загрязнение водоемов» | 1 |
7 | | «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха». | 1 |
8 | | Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром. | 1 |
9 | | Чистый и загрязнённый воздух. | 1 |
10 | | Солнечная система. Солнце – источник света и тепла. | 1 |
11 | | Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. | 1 |
12 | | Легенды и сказки о солнце. | 1 |
13 | | Почва – верхний слой земли. | 1 |
14 | | Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | 1 |
15 | | Песок и глина. | 1 |
16 | | Камни. | 1 |
17 | | Разнообразие видов растений. | 1 |
18 | | Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. | 1 |
19 | | Растения – пища животных и человека. | 1 |
Лекарственные и ядовитые растения. | 1 |
Легенды о растениях | 1 |
Охрана растений. Красная книга природы. | 1 |
23 | | Разнообразие животного мира. Знакомство с различными представителями животного мира. | 1 |
24 | | Рыбы. | 1 |
25 | | Земноводные. Пресмыкающиеся | 1 |
26 | | Насекомые. Птицы. | 1 |
27 | | Звери. | 1 |
28 | | Животные разных континентов. Красная книга Природы. | 1 |
29 | | Лес - как пример сообщества. | 1 |
30 | | Лес и человек. Охрана леса. | 1 |
31 | | Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности». | 1 |
32 | | Социологический опрос «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы» | 1 |
33 | | Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала | 1 |
34 | | Нужны все на свете. (Обобщение знаний) | 1 |
Литература:
1. А. И. Иванова « Живая экология», Москва 2007г., Изд. « ТЦ «СФЕРА»
2. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова « Формирование культуры дошкольников», Волгоград2008г., Изд. « Учитель».
3. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей « Мы», Санкт-Петербург 2001г., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
4. В.Д. Мезенцева Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.
5. В.Д Мезенцева Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.
6. А.С. Пешкова Вслед за солнышком живем. Этноэкологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.
7. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
8. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
9. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
10. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
11. Энциклопедия о животных « Планета животных», Москва 2001г., Изд. « МАХАОН».
Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»
МО кл. руководителей зам директора по ВР директор МБОУ СОШ № 69
прот. №____ от _________ _____ Л.А. Красина __________О. И. Бурдакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
экологического кружка
«Зеленый лист»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 9 – 10 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: учитель начальных классов ВКК,
Потамошнева Наталья Алексеевна
2015-2016 учебный год