СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью "Предметно практические действия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

 Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задача этих занятий – корригировать недостатки   восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи, связанной с практической деятельностью. Полученные навыки должны закрепляться и вводиться в самостоятельную деятельность детей и в различные жизненные ситуации.

 Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

Просмотр содержимого документа
«Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью "Предметно практические действия"»

Предметно практические действия

Первый класс (вариант 2)

Пояснительная записка

Рабочая программа по предметно-практическим действиям в первом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г..

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего

образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D).

  • Учебный план КОУ «Школа VIII вида» на 2010-2011 учебный год.

  • Проект Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработчики: доктор педагогических наук, профессор Ильина С.Ю.; кандидат педагогических наук, доцент Вовк В.Н.; кандидат педагогических наук, доцент Зарин А.П.; доктор психологических наук, профессор Матасов Ю.Т.; кандидат педагогических наук, доцент Антропов А.П.; кандидат педагогических наук Царев А.М

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Школа VIII вида».

  • Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015.

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 99 часов в учебном году (3 часа в неделю).

Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задача этих занятий – корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи, связанной с практической деятельностью. Полученные навыки должны закрепляться и вводиться в самостоятельную деятельность детей и в различные жизненные ситуации.

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.



Содержание коррекционного курса.

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы

Формировать умения фиксировать взор на деятельности педагога. Выполнять простые подражательные действия за учителем (статические и динамические). Воспроизводить по подражанию действия с предметом и без предмета: катание мячика, бросание его в корзину, перекладывание предметов из коробки в коробку, складывание пирамидки, открывание и закрывание матрешек, катание машинки в определенном направлении, нанизывание шаров на шнур, строительство из кубиков домиков, машин. Работать с пластилином, глиной, воском. Складывать простейшие мозаики. Группировать различные предметы по величине, форме и цвету. Складывать разрезные картинки из двух-трех частей.

Литература.


1. Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.
2. А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью:Учебн. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

3. «Предметно-практическое обучение». Авторы Т.С. Зыкова, М.А.Зыкова

4.Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Предметно – практическая деятельность, конструирование, ручной труд».

5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

7. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога –дефектолога. Москва, ВЛАДОС, 2005г.

8. Е.А. Стребелева, А.А. Катаева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Москва, ВЛАДОС, 2001г.



Перечень основных ТСО и дидактических материалов


Интерактивная доска, детский компьютер, МФУ, ноутбук в комплекте с персональной мышью, документ-камера.


Магнитная математика.

Мини игра «Чей узор?»

Мини игра «Фигуры».

Мини игра «Пальчики».

Предметно-практические действия


п/п

Тема урока

Часы


примечание

I четверть 24 часа (3 часа в неделю)


1

Нанизывание крупных бус, работа со шнуровками.

1

Начинать лучше с крупных деревянных бус, которые нанизываются на деревянную спицу или толстую проволоку. Постепенно диаметр бус уменьшается, вводится иголка с ниткой. Шнуровки сначала выбираются на деревянной, а затем на мягкой поролоновой основе.

2

Нанизывание крупных бус, работа со шнуровками.

1

3

 Рисование с использованием красок для рук.

1

Рисовать можно как специальными красками для рук, так и гуашью. Можно закрашивать готовые контуры, дорисовывать детали готового рисунка и т. п.

4

Рисование мелками различной формы. 

1

Существует много различных по форме и фактуре мелков. Можно начинать с квадратных восковых или школьных мелков квадратного сечения, постепенно вводя мелки, способ захвата которых сходен с захватом цветного карандаша. Мелки подбираются таким образом, чтобы у ребенка не возникало напряжения в кисти руки. Такая последовательность дает возможность правильно сформировать захват пишущего инструмента.

5

Рисование мелками различной формы. 

1

6

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

1

Лото.

Ывапр

Аппликации на основе картинок из детских журналов.

1

Вырезается любая картинка из журнала (дом, дерево, машина, знакомый персонаж), которая становится центром композиции. Затем вокруг этого центра приклеиваются другие картинки или делаются рисунки. В результате получается законченная картина с интересным сюжетом.

8

Создание композиций из нескольких одинаковых готовых фигур (бусы, поезд, ёлочка)

1

Чередование, группировка по цвету и т.д.

9

Закрашивание гуашевыми красками больших листов бумаги, крупных контурных изображений. 21.09.15

1

Для выполнения этих заданий подходят толстые кисточки. Начинать лучше именно с красок, так как рисование красками дает возможность почувствовать связь собственных усилий ребенка с получаемым изображением. При закрашивании больших листов бумаги важно удерживать последовательность движения по листу слева направо и сверху вниз, научить ребенка находить незакрашенные места.

10

Закрашивание гуашевыми красками больших листов бумаги, крупных контурных изображений. 23.09.15.

1

11

Работа со счетными палочками.25.09.15


1

Выкладывание простых предметов: солнышко, лестница и т.д.

12

открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками28.09.15.

1


13

заполнение мелкими предметами сосудов с широким и уз­ким горлышком 30.09.15.

1


14

набирание ложкой сахара (крупы);02.10


1


15

пускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия 05. 10 15

1


16

Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узна­вание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3)07.10.15.

1



Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узна­вание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3)09.10.15.



17

Поиск предметов в окружающем пространстве. Нахождение собственных вещей, учебных принадлежностей, предметов лич­ного пользования. Нахождение парных предметов. Нахождение предметов, соответствующих показанной картинке.12.10.15

1


18

Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру.14.10

1


19

Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в груп­пе других предметов по качественному признаку — цвет (фор­ма, размер).16.10.15

1


20

Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в груп­пе других предметов по качественному признаку — цвет (фор­ма, размер).19.10.

1


23

Чередование предметов через один элемент: по цвету (красный — синий — красный — синий)21.10.


1


24

Чередование предметов через один элемент: по форме (шар — куб — шар — куб)

23.10

1


II четверть 24 часа (3 часа в неделю)

1

Чередование предметов через один элемент: по размеру (большой — маленький — большой — малень­кий)

1


Чередование предметов через один элемент: по размеру, по цвету, по форме.


2

Размещение плоскостных вкладок типа «доски Сегена» (3—5 фигур

1

3

Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий).

1

4

Различение на ощупь величины предметов (большой, ма­ленький) при выборе из двух резко контрастных по величине.

1

5

постройка башни из 2—4 кубов одно­го размера, разного размера

1

6

постройка стола (куб и паралле­лепипед), скамейки (кубы и параллелепипед)

1

7

Складывание кар­тинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 час­тей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя.

1

8

Выкладывание по подражанию и по образцу: прямого длинного ряда из одноцветной мозаики

1

9

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.

1

10

Выкладывание узоров из мозаики с соблюдением цвета: Чередующегося ряда через один элемент (красный — си­ний — красный — синий

1

11

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Башня и флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент

1

12

Выкладывание цветка: «Ромашка», «Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов белого цвета).

1

13

Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков. 

1

14

Лепка по подража­нию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов. Сплющивание шара между ладонями

1

15

Лепка изделий путем вдав­ливания: миска, тарелка, блюдце.

1

16

размазывание пластилина по поверхности, контуру (солныш­ко, туча, дождик)

1

17

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (фольги) на полосе картона в определенной последова­тельности слева направо или чередуя по цвету.

1

18

Разрывание ниток (нитей) разной длины и толщины. Сорти­ровка (группировка) ниток и лоскутов ткани по цвету.

1

19

Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок

1

20

Скручивание нескольких толстых ниток в одну, плетение косички.

1

21

Чей узор! Подобрать предметы с одинаковым узором.

1

22

Чей узор! Подобрать предметы с одинаковым узором.

1

23

Фигуры. Подобрать предметы похожие на фигуру.

1

24

Фигуры. Подобрать предметы похожие на фигуру.

1

III четверть 27 часа (3 часа в неделю)

1

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

1

2

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

1

3

Кто скорей свернет ленту, бант.

1

4

Кто скорей свернет ленту, бант.

1

5

Собери бусы. Подобрать и выложить бусины по цвету.

1

6

Собери бусы. Выложить бусины с чередованием цвата.

1

7

Дидактическая игра «Ниткопись»


1

8

Дидактическая игра «Ниткопись»


1

9

Веселые прищепки.


1

10

Веселые прищепки.


1

11

Дидактическая игра «Пинг-понг». Подбор и выкладывание шаров по цвету.


1

12

Дидактическая игра «Пинг-понг». Подбор и выкладывание шаров по цвету.


1

13

Дидактическая игра «Круг знаний»


1

14

Дидактическая игра «Круг знаний»


1

15

Мышата. Подобрать по цвету.


1

16

Мышата. Подобрать по цвету.


1

17

Дидактическая игра «Паровозик»


1

18

Дидактическая игра «Паровозик»


1

19

Закрашивание гуашевыми красками больших листов бумаги, крупных контурных изображений. 

1

20

Закрашивание гуашевыми красками больших листов бумаги, крупных контурных изображений. 

1

21

Бахрома. Вытягивание нитей из лоскута ткани.

1

22

Бахрома. Вытягивание нитей из лоскута ткани.

1

23

Вырезание из ткани геометрических фигур.

1

24

Вырезание из ткани геометрических фигур.

1

25

выкладывание рисунков из фасоли на пластилине

1

26

выкладывание рисунков из фасоли на пластилине

1

27

использование в рисунках штампов с изображением животных

1

IV четверть 24 часа (3 часа в неделю)

1

использование в рисунках штампов с изображением животных

1

2

Трафареты животных, транспорта. Штриховка прямыми вертикальными штрихами (сверху вниз).

1

3

Трафареты животных, транспорта. Штриховка наклонными штрихами (сверху вниз)

1

4

Трафареты животных, транспорта. Штриховка горизонтальными штрихами (слева направо)

1

5

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.


1

6

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.


1

7

Лепка изученных букв и цифр.

1

8

Вырезание из бумаги разной плотности простых предметов.

1

9

Вырезание из бумаги разной плотности простых предметов.

1

10

Геометрик. Выкладывание резиночками геометрические фигуры.

1

11

Геометрик. Выкладывание резиночками геометрические фигуры.

1

12

Игры с лентами.

1

13

Цветные скрепки.

1

14

Цветные скрепки.

1

15

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

1

16

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

1

17

Манкография

1

18

Манкография

1

19

Перекладывание предметов пинцетом.

1

20

Перекладывание предметов пинцетом.

1

21

Поделки из синельной (пушистой) проволоки


1

22

Поделки из синельной (пушистой) проволоки


1

23

Шнуровка.

1

24

Мозаика

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!