СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при обучении детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при обучении детей с ОВЗ.»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при обучении детей с ОВЗ. Кузитенко Наталья Сергеевна учитель начальных классов ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6» г.Нижнеудинска.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе при обучении детей с ОВЗ.

Кузитенко Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6»

г.Нижнеудинска.

ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ  В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ « Главная задача - в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья». Д.А. Медведев .

ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

« Главная задача - в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья».

Д.А. Медведев .

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Изменения происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах.    Для того, чтобы жить в современном мире, необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.   «  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального    благополучия, а не только отсутствие   физических дефектов».                                      

Изменения происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах.

Для того, чтобы жить в современном мире, необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

  «  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального    благополучия, а не только отсутствие   физических дефектов».

                                     

  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.       По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

    По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников.

   Причиной резкого снижения уровня здоровья школьников являются следующие факторы: падение уровня жизни, социальные потрясения; неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; малоподвижный образ жизни; ·перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин; неполноценное питание; отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

   Причиной резкого снижения уровня здоровья школьников являются следующие факторы:

  • падение уровня жизни, социальные потрясения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • ухудшение состояния здоровья матерей;
  • стрессы;
  • малоподвижный образ жизни;
  • ·перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
  • неполноценное питание;
  • отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
   Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.      Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

    Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

  Учителя начальных классов продолжают поиски   педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.    Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:   -учет возрастных особенностей младших школьников;   -учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения; -структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока); -осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Учителя начальных классов продолжают поиски   педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся. 

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

  -учет возрастных особенностей младших школьников;

  -учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

-осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

    Урок считается удачным, с точки зрения его влияния на здоровье учащихся при следующих критериях:   отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от сделанной работы; желание продолжать работу.  

Урок считается удачным, с точки зрения его влияния на здоровье учащихся при следующих критериях:

  • отсутствие усталости у учащихся и педагога;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • удовлетворение от сделанной работы;
  • желание продолжать работу.

 

     Большое значение имеет микроклимат в классе , ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаем вам удачи – За работу, в добрый час!                                 Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

  Большое значение имеет микроклимат в классе , ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

                               

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

 Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.    Подача материала должна быть в доступной форме , понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.   Наглядность , используемая на уроке,  способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.    Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий , направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

   Подача материала должна быть в доступной форме , понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

  Наглядность , используемая на уроке,  способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. 

  Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий , направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что:  «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».      Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.   

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что:  «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

     Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.   

        Физминутки естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.   

Физминутки естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.  

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.
  • Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока.
  • В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут.
  • Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.
                    Учителя начальной школы используют различные виды гимнастики .   « Рука является вышедшим наружу мозгом.»  И.Кант  Пальчиковая гимнастика.  Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.       По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.   Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. 

  Учителя начальной школы используют различные виды гимнастики . « Рука является вышедшим наружу мозгом.» И.Кант Пальчиковая гимнастика. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.      По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.   Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. 

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у обучающихся формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у обучающихся формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Гимнастика для глаз 38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из фактором возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Общепринятые технологии обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.

Гимнастика для глаз

38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из фактором возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Общепринятые технологии обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.

Зрительная гимнастика помогает:  Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость; Тренировать вестибулярный аппарат; Развить зрительную координацию; Укреплять глазные мышцы; Развить зоркость и внимательность; Улучшить зрение.

Зрительная гимнастика помогает:

  • Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
  • Тренировать вестибулярный аппарат;
  • Развить зрительную координацию;
  • Укреплять глазные мышцы;
  • Развить зоркость и внимательность;
  • Улучшить зрение.
Дыхательная гимнастика. Цель: активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы. При речевом дыхании (короткий вдох и длительный выдох) значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Дыхательная гимнастика.

Цель: активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы. При речевом дыхании (короткий вдох и длительный выдох) значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

  Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

        Точечный массаж помогает:    Проводить профилактику простудных заболеваний;   Закаливание детей;   Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Точечный массаж помогает: Проводить профилактику простудных заболеваний; Закаливание детей; Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения.

  Релаксация.  Цель — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.  Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из класса.

Релаксация.

Цель — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из класса.

 Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, своевременное проветривание, наличие живого уголка, озеленение кабинета.

Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, своевременное проветривание, наличие живого уголка, озеленение кабинета.

  В последние годы актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.   Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.      Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим.

В последние годы актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

   Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим.

  Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.          Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.   

     Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!