СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интеллект – карт при решении задач с параметрами

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи с параметрами уникальны. Они являются прекрасным материалом для исследовательской работы учеников, их проектной деятельности, учат творчески мыслить, способствуют развитию гибкости мыслительного процесса и, что очень важно, развивают логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Применение интеллект – карт при решении задач с параметрами»

Применение интеллект – карт при решении задач с параметрами

Как известно, одним из основных положений Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения является формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся, их универсальных учебных действий. В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение приемам мышления, позволяющее учащимся самостоятельно действовать при получении образования. Развитию таких приемов мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. способствует решение задач с параметрами.

Задачи с параметрами уникальны. Они являются прекрасным материалом для исследовательской работы учеников, их проектной деятельности, учат творчески мыслить, способствуют развитию гибкости мыслительного процесса и, что очень важно, развивают логическое мышление. Кроме того, задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью. Вот почему эти задачи так популярны в заданиях ГИА и ЕГЭ, а также в экзаменационных билетах многих институтов. Однако в школе мало уделяется внимания задачам с параметрами, их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики, и рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях или элективных курсах. Изучение происходит бессистемно и не своевременно. Обилие формул и методов, используемых при решении задач с параметрами, вызывает трудности у учащихся в понимании и прочном усвоении. Возможность решения одной и той же задачи, содержащей параметр, различными методами приводит к тому, что ученики не знают с чего начать. Часто в их решениях нет целостного представления ситуации. При этом учителю трудно определить насколько понятны задачи с параметрами ученикам. Во избежание этих проблем для более качественного обучения решению задач с параметрами нами предлагается составление и использование интеллект – карт.

Интеллект-карты, или иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта» - это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Отправной точкой является центральный объект. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться.

Интеллект-карта, отдаленно напоминающая опорный конспект, является незаменимой маршрутной картой-памяткой, которая позволяет с самого начала организовать информацию так, чтобы с ней было легко работать. С ее помощью можно быстрее и легче запоминать и вспоминать нужные факты.

Интеллект-карта — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Эффективность использования интеллект-карты связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».[1]

Эффективно составление интеллект-карт учебных тем, заданий, связанных с параметрами, так как при этом осуществляется:

  • подача целостного образа учебного материала

  • многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня системности знаний;

  • ориентация на понимание и анализ;

  • непроизвольное запоминание;

  • уменьшение затрат времени на освоение учебной темы.

В виде интеллект–карт можно представить алгоритм решения уравнения с параметрами (рис. 1) или разобрать конкретный пример по данному алгоритму (рис. 2).

рис. 1

рис. 2

С помощью интеллект-карт можно осуществлять пропедевтическую направленность в подготовке к решению задач с параметрами. Так уже в 6 классах полезно познакомить учащихся с алгоритмом решения линейных уравнений (рис. 3).

рис. 3


Составление интеллект-карт в виде блок-схемы способствует развитию межпредметных связей, и, следовательно, ведет к повышению практической и научно-теоретической подготовки учащихся. Так, например, достаточно удобна форма представления общего способа решения линейного уравнения в виде блок-схемы (рис. 4).

рис. 4

Если ученик с первых уроков попадает в ситуации, требующие от него интеллектуальных усилий и продуктивных действий, то это способствует развитию его мышления, речи, творческих способностей, памяти. Таким способом организации процесса обучения, который будет ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать возможности каждого ребенка, является интеллект-карты.

Наиболее эффективные результаты дает использование интеллект-карт при систематизации знаний, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным (рис. 5).


рис. 5


Составление интеллект – карт по задачам с параметрами учащимися вызывает большой интерес к данной теме, это своего рода исследование и предложение новаторских идей (рис. 6).

рис. 6

Творческие, интересные задания способствуют повышению мотивации к учению, включению ученика в деятельность на добровольных началах. На занятиях формируется положительная мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется эмоционально-психологический настрой на деятельность и мобилизация внимания учащихся.

Практика показывает, что применение интеллект - карт при решении задач с параметрами способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции учащихся, их интеллекта, мышления. Происходит активизация познавательной деятельности детей, осуществляется коррекция знаний в области математики, выявление причин когнитивных затруднений. Интеллект-карта становится дополнительным средством изучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их успеваемость.

Список литературы:

  1. Когнитивные образовательные технологии ХХI века/Бершадский М. Е. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32

  2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, с. 224.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!