СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ИКТ на уроках математики как один из методов повышения познавательного интереса школьников.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного,  1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.  Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ на уроках математики как один из методов повышения познавательного интереса школьников.»

Применение ИКТ на уроках математики

как один из методов повышения познавательного интереса школьников.


Автор: Шайдуллина Сакина Саттаровна, учитель математики МБОУ «СШ № 34» г. Нижневартовска

Информационные технологии обучения - это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Одним из средств воздействия является компьютер, основной формой организации обучения в общеобразовательной школе является урок, методы вырабатываются учителем, объектом обучения является ученик, а дирижёром всего этого процесса является личность учителя.

Что же побудило меня к применению на своих уроках компьютерных технологий?

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

И здесь тому причина, которая кроется в психологии восприятия. Оказывается всё дело в компьютере. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребёнка. Новизна работы с компьютером сама по себе способствует повышению интереса к учёбе. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Зрительные образы помогают актуализировать то из ранее изученного, что необходимо для усвоения нового материала. Если учебная информация сопровождается подходящими рисунками, соответствующими формулами и зрительными подсказками, то её смысл становится видимым, понятным и, как следствие лучше запоминается, впоследствии быстрее воспроизводится.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяют моделировать различные ситуации и среды. При объяснении нового материала очень актуально введение анимации, чаще всего в её основе заложено существенное повышение наглядности, сочетание механизмов вербально – логического и образного мышления.

Компьютер помогает сделать лекцию более продуктивной и научить школьников навыкам конспектирования. Ведь обычно все записи на доске учитель вынужден выполнять в спешке (и, что немаловажно, пока он пишет на доске, он не видит класс), а, кроме того, увы, не все обладают каллиграфическим почерком. Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал даёт возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.

В основу успешного усвоения материала следует положить следующие правила:

  1. Материал запоминается непроизвольно, если ученик выполняет над ним активную мыслительную деятельность, и она направлен на понимание этого материала.

  2. Материал относительно большого объёма усваивается неохотно.

  3. Внимание к деятельности может возникнуть под влиянием одного или нескольких условий:

    • относительной интенсивности раздражителей;

    • их относительной новизны;

    • неожиданности их появления;

    • контраста между ними;

    • ожидания определённых событий или впечатлений

    • при наличии положительных эмоций.

  4. Внимание к деятельности усиливается, если выполняется одно из нескольких условий;

    • имеют место активные умственные усилия;

    • углубляется понимание соответствующего материала;

    • возрастает уверенность;

    • возникают новые идеи, открытия.

  5. Внимание ослабляется, если:

    • задание непосильно;

    • работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе;

    • большой объём предлагаемой информации;

  6. Внимание облегчается, если:

    • мыслительная деятельность сопровождается соответствующей моторной деятельностью;

    • объекты, которыми мы оперируем, воспринимаются зрительно.

Учитель определяет темы и этапы урока, на которых будет использовать компьютер, он должен:

  1. хорошо представлять на каком этапе урока, и с какой целью он будет применять электронное пособие;

  2. хорошо знать возможности своих учеников, уровень обученности на данный момент, уровень сформированности учебной деятельности, чтобы осуществить дифференцированный подход в организации обучения;

  3. учитель должен хорошо знать структуру электронного учебного пособия;

  4. слайд – фильмы должны демонстрироваться не более 5 – 7 минут.

Можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ. К сожалению, ещё не встречалось ни одно мультимедийное учебное пособия по математике, которое бы полностью соответствовало школьной программе: используется нетипичная терминология, другие отличные от школы, системы аксиом или громоздкая система ввода информации. Создавать презентации в большом количестве самому учителю нереально из-за нехватки времени. Тогда на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:

А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом;

Б) энциклопедические ресурсы:

http: // www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;

http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;

http: // www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

Можно привлекать к созданию презентаций учащихся. Учащиеся это делают с большим удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к предмету «информационные технологии», но и к математике.

В своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала практикую использование компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.

Кроме того, можно использовать компьютер при проведении устного счёта, при анализе и решении задач, при проверке домашнего задания: на слайд выводится решение домашнего задания, но в одном из них допускается ошибка (наиболее характерная), учащиеся, исправляя её, акцентируют внимание на значимых моментах излагаемой темы. Очень хорошо компьютер помогает разобраться учащимся с заданиями, вызвавшие затруднения в ходе выполнения самостоятельной работы, когда все работы уже сданы, то предлагается верное решение. Также можно контролировать знания учащихся, решая пример у доски, ученик результат сверяет с результатом на слайде, или после проведения самостоятельной работы ученику предлагается правильное решение. На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.

Это не весь список, где можно применять компьютер на уроке.

Применение информационных технологий на уроках математики показало:

  • повышение качества знаний по математике;

  • улучшение дисциплины на уроках;

  • повышение внимания и улучшение памяти.

  • развитие познавательного интереса к предмету;

  • первичное закрепление знаний учащихся;

  • прочное усвоение знаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!