СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение активных методов обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение активных методов обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения младших школьников на уроках литературного чтения»


«Применение активных методов обучения младших школьников на уроках литературного чтения»

Изменения, происходящие в мире, вызывают необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Решению выше обозначенных задач способствует использование в работе педагога активных методов обучения.





Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Активные методы направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.  «Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А.Сухомлинский

При системном использовании активных методов обучения (АМО) роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Включение АМО в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Использование АМО позволяет сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.

Понятие «активные методы обучения» (методы активного обучения)

появилось и стало широко использоваться во второй половине ХХ в.

Наиболее важные исследования в этот период по активным методам обучения проводятся Б.Н. Христенко, А.М. Смолкиным, А.А. Вербицким

(продемонстрировал эффективность знаково-контекстного обучения), В.М. Ефимовым, В.Ф. Комаровым, Г.П. Щедровицким (разрабатывал концепцию мыследеятельностного обучения) и др.

Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать  хороший урок.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1.    Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.    Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.    Организации релаксации и подведения итогов. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

4Презентации учебного материала ­– использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование активных методов обучения: 

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные.

Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

6. Реализация личностно ориентированного и индивидуальнодифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

7Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

8. Игры, игровые моменты(ролевые, имитационные, дидактические). 

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Дидактические игры: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Однако у каждой методики есть свои плюсы и минусы. Есть они и у активных методов обучения.

Активные методы обучения помогают:

  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,

  • развивать интерес к предмету,

  • позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

На уроках часто используют мнемотехнику - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемонические приемы помогают учащимся создать необходимые для запоминания ассоциативные связи, преодолеть путаницу из-за похожих друг на друга правил правописания, предотвратить забывание выученного материала и уничтожить страх школьников.





Технология реализации решения педагогической проблемы


На уроках литературного чтения


Виды работы с текстом

Литературные произведения

Составление мнемотаблицы

Речевая деятельность

  1. Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

- чтение

- пересказ с помощью мнемотаблицы

- разыгрывание по ролям «Кукольный театр»

  1. Русская народная сказка «Курочка Ряба»

- чтение

- пересказ с помощью мнемотаблицы

- разыгрывание по ролям «Кукольный театр»

  1. Русская народная сказка «Маша и медведь»

- чтение

- пересказ с помощью мнемотаблицы

- разыгрывание по ролям «Кукольный театр»

  1. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

- чтение

- пересказ с помощью мнемотаблицы

- разыгрывание по ролям «Кукольный театр»



Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

В заключении хотелось бы сказать, что приведенные здесь активные методы обучения – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов обучения. Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для педагогов. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в занятия свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего учреждения.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!