Приложение
Цели урока:
- Дать понятие о приложении.
- Расширить представления об определении.
- Развивать внимание к слову.
Лингвистическая разминка
Задание: образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных
- Кофейная чашка,
- полосатая юбка,
- ключ от замка,
- громкоголосый оратор,
- воронье гнездо,
- двенадцатираундовый бой,
- очковая змея,
- компьютерный стол,
- медвежья услуга.
Проверь: чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, бой в двенадцать раундов, стол для компьютера.
Не имеют синонимов:
Ключ от замка – нет словосочетания «замочный ключ»;
Очковая змея – название биологического вида;
Медвежья услуга – фразеологизм .
- Не имеют синонимов: Ключ от замка – нет словосочетания «замочный ключ»; Очковая змея – название биологического вида; Медвежья услуга – фразеологизм .
- Не имеют синонимов: Ключ от замка – нет словосочетания «замочный ключ»; Очковая змея – название биологического вида; Медвежья услуга – фразеологизм .
Подумаем!
Осмыслим само понятие
«приложение».
Что мы можем назвать приложением?
Назовите приложение.
- Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном.
- Врач Сергеева уехала.
- Моя семья выписывает газету «Вперед».
1.Какой частью речи выражено приложение? 2.На какие вопросы отвечает? 3. Каким членом предложения является приложение?
- Белые чайки- рыболовы с криком носились над Доном.
- Врач Сергеева уехала.
- Моя семья выписывает газету «Вперед»
Вывод:
- Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
- Примеры: на груди утеса- великана поэт Лермонтов романс «Парус»
Как определить, где главное слово, а где приложение?
Определите, с каким словом согласуется сказуемое, - это и будет главным словом.
- Например: Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.
- Врач Иванова начала прием с раннего утра.
Докажите, что в словосочетаниях река Амур, озеро Селигер, журнал «Природа» приложенем будут имена собственные.
А в сочетания инженер Петрова, врач Иванова, продавец Ильи на - наоборот, приложениями являются нарицательные существительные .
Задание
Для доказательства составь предложения , в которых одно из слов было бы подлежащим, а сказуемое выражалась бы глаголом в прошедшем времени.
Озеро Селигер расположено в Тверской области.
Врач Иванова выписала рецепт.
Какие признаки могут обозначать приложения?
возраст
Качества
предмета
Националь
ность
признаки
профессия
Собственные
наименования
улиц,
газет и т.д.
Какие бывают приложения ?
приложения
Согласованные
На груди утеса- великана
Несогласованные
Читаю газету «Извести Я»
Оба сущ.:муж.р.,в род.п., ед.ч.
Сущ с.р., и.п.мн.ч
Сущ .ж.р, в.п, ед.ч
В каких приложениях форма падежа не изменяется при изменении главного слова?
- Река Дон
- Бабушка-старушка
- Кони-красавцы
- Завод-гигант
- Река- Нева
- Лагерь«Солнышко»
- Поэт Тютчев
- Мотоцикл «Юпитер»
Что общего у приложения и несогласованного определения?
Утес- великан
Кольцо из золота
Проверь себя
Утес- великан кольцо из золота
Сущ .
Приложение и несогласованное определения являются существительными
Чем отличается приложение от несогласованного определения?
Утес- великан
Кольцо из золота
Проверь себя .
Утес- великан кольцо из золота
один падеж разные падежи
И.П.
И.П
Р.П .
Дефис между главным словом и приложением
Не ставится
1.Если приложение стоит впереди главного и его можно заменить согласованным определением:
Умница дочка ( умная дочка)
2.Если приложение является названием книги, улицы, профессии или занятия:
повесть «Детство»
господин министр
Ставится
1.В сочетаниях имен нарицательных:
студент-физик
2.В сочетании имени собственного и нарицательного, если они сливаются по смыслу:
Москва-река
НО : река Москва
Добавь приложения.
- На фестивале выступали студенты…(национальность)
- Они на русском языке декламировали стихи поэта…(фио).
- Отрывок из поэмы А.Пушкика…(название) о сражении под..(место)прочел преподаватель…(специальность).
- Артист городского театра…(название)спел арию из оперы…(название)композитора…(фамилия).
- Ансамбль народных инструментов исполнил русскую народную песню…(название)
- Мы побывали в городе…(название) , расположенном на реке…(название),и посетили музей…(название).
Где приложение? Раздельно или через дефис?
- В скачках участвовали( кони)(красавцы).
- У входа на ипподром стоял (сторож)(старик).
- Радом расположился (гигант) (завод).
- (Внук ) (шофер) из-за угла кланяется деду.
- Старинный(вальс)(Осенний сон) играет гармонист.
- И пели ( девочки)(подростки) на берегу своей реки.9
- (вратарь)(Кошкин)не пропустил ни одной шайбы в решающем матче.
- Течет (Волга)(река), несет свои воды к югу.
- Подошел к пристани (буксир )(Кочегар)
Подведем итоги
Что вы узнали о приложении?
- вопрос?
- К чему относится, что поясняет?
- Способы выражения?
- Как пишется по отношению к определяемому слову?