Практическая работа №4 Приёмы рефлексии в проведении урока географии.
Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятного каждым. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. -
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
В данной практической работе Вам предлагается привести приёмы , которые Вы используете в течение урока при организации рефлексии, отражающие предложенную выше классификацию. (3-5 приёмов)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
1) Прием использование различных цветовых изображений.
3 цвета: синий, красный, желтый. Ученики поднимают карточку в соответствии с их настроением.
2)Карточки с изображением 3-х лиц: веселый, грустный, нейтральный. Ученики поднимают карточку в соответствии с их настроением.
3) Старшие ребята могут оценить свое настроение и открыть свое эмоциональное состояние.
Вопрос учителя: Какое у вас настроение? Какие эмоции вы испытываете?
На экране есть подсказка:
Положительные | Отрицательные |
Удовлетворение Счастье Радость Успех Гордость | Неудовлетворение Скука Печаль Колебание Страх |
Продолжите предложение: Я чувствую …….потому, что мне…..
Рефлексия деятельности.
1)Прием «Лестница успеха».
Первая ступень - «Я – знаю…»
Вторая ступень - «Я – понимаю…»
Третья ступень - «Я – умею…»
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом.
Дает возможность оценить активность каждого ученика на различных этапах урока.
2) Прием незаконченного тезиса, подбор афоризма.
Рефлексия достижения цели с использованием «Дерева жизни», оценки приращения знаний и достижения целей (высказывание «Я не знал….,теперь знаю…»
3)Прием синквейна . Помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме , соединить старое знание и осмысление нового.
4)Прием рефлексии «Незаконченное предложение»:
-Было интересно…
-Я понял, что …
-Я научился …
-Меня удивило…
5)Прием рефлексии «Утверждение»:
- Мне это пригодится в жизни.
-На все вопросы , возникшие в ходе урока , я получил ответы.
-На уроке было над чем подумать.
6)Прием «Шаг за шагом» - работа по алгоритму
(УМК 5-6 класс «Полярная звезда»)
3.Рефлексия содержания учебного материала.
1) знал «Таблица фиксация»
понятие | знал | узнал | хочу узнать |
| | | |
2) Прием «Оценка своих ответов»
«+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«П»- ответил по просьбе учителя , ответ правильный
«Н»- ответил по просьбе учителя , но ответ неправильный
«О»- не ответил
3)Прием заполнение таблиц установление причинно-следственной связи между блоками информации.
4)Прием «Возврат к ключевым понятиям, верным и неверным утверждениям».
5) Прием « Заполнение кластеров».
6) Ответы на поставленные вопросы по содержанию пройденного материала.
7) Прием «Синквейн»