СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приём "Мозговой штурм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представ-

ляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой

активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое

количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее

перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить

активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы

дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о воз-

можных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально

четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает

объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Просмотр содержимого документа
«Приём "Мозговой штурм"»

https://vk.com/bykovkin_ru

Мозговой штурм на уроке: описание

метода, примеры

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представ-

ляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой

активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое

количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее

перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить

активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы

дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о воз-

можных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально

четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает

объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)Опубликовать свой материал

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на

активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его примене-

нии реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу.

Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно

подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего»

предложения.

Правила и этапы проведения мозгового штурма на

уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы.

Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются

анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в

процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли кри-

тиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

https://vk.com/bykovkin_ru

Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе

происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы

учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными,

фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фик-

сируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен

внести свой вклад в создание банка идей.

Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсужде-

ние, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то по-

ложительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях.

Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.

Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех

предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые ин-

тересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого

важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким обра-

зом, появляются новые подходы к изучению темы.

Специалисты отмечают, что при работе с детьми, особенно младшими школьниками,

они могут дружно повторять одну и ту же мысль, перефразируя ее по-своему. Нужно

направить их в нужное русло, попросить предложить что-то свое.

В случае если учащиеся не проявляют активности, можно обратиться к кому-то из них

лично. Желательно для этой цели выбрать наиболее активного ребенка.

Причинами неудачи применения метода мозгового штурма на уроке может быть либо

то, что тема детям не интересна, либо то, что они боятся проявлять активность.

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует разви-

тию:

творческого и аналитического мышления;

коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формули-

руя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь

максимально вникнуть в смысл их идеи;

фантазии и воображения;

навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и при-

нимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предвари-

тельной подготовки от коллектива.

К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискусси-

онных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо

направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний

и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предло-

жения.

Область применения, темы

https://vk.com/bykovkin_ru

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возраст-

ных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду,

школе, ВУЗе.

Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках определенного

предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое загадки?», «Опреде-

ление прогноза погода при помощи самодельных устройств», «Здоровье человека». Так же

можно использовать метод для решения отдельных задач. Например, гусиные лапки. Не-

когда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом. Основная проблема состояла в

том, что лапки птиц очень нежные и их легко было поранить. Что придумали русские купцы,

чтобы избежать этого?

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения.

Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют

свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя поли-

тика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что

она может быть направлена?».

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Тор-

говля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совмест-

ная защита от общего врага».

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности

имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет

зависеть от определенных условий.

На уроке литературы при изучении темы «Теория стихосложения» учитель предлагает де-

тям проанализировать известные стихи и предположить, по каким принципам они могут

строиться. Дети в ходе работы должны прийти к тому, что рифмоваться между собой могут

разные строки, что значение имеет ударение в соответствующих слогах.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у

одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является

правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать

свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мыш-

ления и творческих способностей.

Источник


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!