СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и технологии, применяемые на уроках математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея личностно ориентированного образования принята сегодня массовой школой. Это означает, что учителя отказываются от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

Я работаю над проблемой личностно ориентированного обучения на уроках математики. Попытаюсь ответить на вопрос: “Почему я решила реализовать эту идею в своей работе?”

Во-первых, меня беспокоит падение интереса школьников к обучению вообще и обучению математике в частности.

Во-вторых, изучая специальную литературу, меня заинтересовала идея рассматривать обучение как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

В-третьих, я считаю, что именно эта идея актуальна, то есть, отвечает потребностям нашего времени. Существенным итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность тех качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения не только сегодня, но и завтра.

 

Просмотр содержимого документа
«Приемы и технологии, применяемые на уроках математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения»

Вакуленко Ольга Борисовна

ФГАУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВИРСИТЕТ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО» ГУММАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ г. Ялта


Приемы и технологии, применяемые на уроках математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения



Термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе. Тем не менее, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: «Какое обучение можно назвать развивающим?» довольно противоречивы. Это, с одной стороны, обусловлено многоаспектностью понятия «развивающее обучение», а с другой стороны, некоторой противоречивостью самого термина, т.к. вряд ли можно говорить о «неразвивающем обучении».

Не случайно термин «развивающее обучение» методисты используют с большой осторожностью. Сложные динамические связи между процессами обучения и психического развития ребенка не являются предметом исследования методической науки, в которой практические результаты обучения принято описывать на языке знаний, умений и навыков. [4]

Так как изучением психического развития ребенка занимается психология, то при построении развивающего обучения методика, несомненно, должна опираться на результаты исследований этой науки.

Как пишет В.В. Давыдов, «психическое развитие человека – это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.)». [3]

Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.

Рассмотрим возможности активного включения в процесс обучения математике различных приемов умственных действий.

Анализ и синтез. Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез – через анализ.

Формированию этих умений может способствовать:

а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;

б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.

Прием классификации. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие – основа приема.

При формировании приема сравнения, дети сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур. Умение выполнять классификацию формируется у школьников в тесной связи с изучением конкретного содержания. Например, для упражнений в счете им часто предлагаются иллюстрации, к которым можно поставить вопросы, начинающиеся со слова «Сколько ...?».[1]

Прием аналогии. Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный», понятие аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. В процессе обучения математике учитель довольно часто говорит детям: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Обычно такие указания даются с целью закрепления тех или иных действий (операций).

Прием обобщения. Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений – основная характеристика такого приема умственных действий, как обобщение. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по – разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения – теоретическом и эмпирическом.

В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений (умозаключений).

Способы обоснования истинности суждений. Непременным условием развивающего обучения является формирование у учащихся способности обосновывать (доказывать) те суждения, которые они высказывают. В практике эту способность обычно связывают с умением рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления. Умение последовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли тесно связано с умением представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых. Такое умение называется алгоритмическим. Оно находит свое выражение в том, что человек, видя конечную цель, может составить алгоритмическое предписание или алгоритм (если он существует), в результате выполнения которого цель будет достигнута.[2,3]

Список литературы

  1. Манвелов С.Г. Современный урок математики: основы методики проведения/С.Г. Манвелов // Математика: приложение к газете «Первое сентября». 1998. № 38.

  2. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002.

  3. Саранцев Г.И. Современный урок математики/Г.И. Саранцев// Математика в школе. 2006. № 7.

  4. Якиманская И.С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979, с. 70.





Регистрационная карта участника

Фамилия, имя, отчество

(Ф.И.О. всех авторов полностью)

Вакуленко Ольга Борисона

Место работы или учебы (полностью)

ФГАУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВИРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»

ГУММАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ (41ЗМТ)

Наименование статьи (тезисов)

«Приемы и технологии, применяемые на уроках математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения»

Ученая степень, ученое звание (если имеется)


Должность (если имеется)


Секция


Количество страниц

3

E-mail

[email protected]

Телефон мобильный


Откуда Вы узнали про конференцию?

(Нужное поле выделить или подчеркнуть)


-  e-mail рассылка. 

- реклама на сайте конференций http://www.konferencii.ru/

- реклама на сайте конференций http://kon-ferenc.ru/

Расчет стоимости:

(Выделить нужную Вам строку)

Организационный взнос (публикация до 4 страниц)

300 руб.

Организационный взнос (публикация от 5-10 страниц)

400 руб.

Организационный взнос (публикация от 10-15 страниц)

500 руб.


ИТОГО к оплате

= 300руб.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!