Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
Андреева Е.А.
Цели урока:
- Углубить представление о жанре басни;
- Расширить читательский кругозор;
- Учить правильно понимать смысл и мораль басен;
- Учить выразительно читать басни;
- Учить элементам сравнительного анализа текстов .
Древняя Греция
Родоначальником
жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,
живший в VI веке до н.э.
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем
Жаном
де Лафонтеном
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –
в творчестве
В.К.Тредиаковского,
А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,
И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,
М.В. Ломоносова.
Самую широкую известность получили басни, созданные
И.А. Крыловым
(1769-1844).
«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
План сравнительного анализа
- Тема басни
- Герои басни
- События, действия героев
- Цель басни
- Мораль
- Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства)
Басня «Лисица и виноград»
Общее
Различное
- Тема ( о лисице, которая хотела полакомиться виноградом);
1. Объем;
2. Герой басни – Лисица;
2. Форма (стихотворная и прозаическая);
3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова;
4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие;
----
5. Басня имеет поучение – мораль.
4. Мораль басни Эзопа и И.А. Крылова одинаковая, у Ж.де Лафонтена – немного иная.
- Определите названия басен, откуда взяты эти строчки:
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
как ни садитесь,
Все в музыканты
не годитесь.
Басня «Квартет»
то их полижет…
Очки не действуют никак!
Басня «Мартышка и очки»
В чем толку не поймут,
То все у них пустяк.
Басня «Петух и Жемчужное зерно»
2. Закончите крылатые выражения:
- Ты всё пела? Это дело…
- Кукушка хвалит петуха…
- Чем кумушек считать трудиться…
- А ларчик просто…
- Беда, коль пироги начнет печи сапожник…
- У сильного всегда…
- А Васька слушает…
- Слона-то я и…
- Ай, Моська! Знать она…
3. Помогите герою басни найти свою пару:
- Свинья
- Петух
- Моська
- Ворона
- Ягненок
- Кукушка
- Стрекоза
- Фока
- Васька
4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?
Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду
Жанр басни в XX веке…
Грибы
Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
- Как я красив! Красив и ядовит! –
А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.
И потому его никто не замечал…
С.В. Михалков
Жанр басни в XXI веке…
На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?
Баснописцы среди нас…
Красавица Стрекозка,
Оса, Пчела и Божия коровка
Решили басню написать.
Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть.
Достали ручки, скрепки, кнопки и листок
И сели дружно под дубок.
Сидят, сидят листок же всё пустой.
«Подружки, стой! – кричит Стрекозка.
Чтоб лучше басню написать,
Давайте сядем на кровать.
На мягком месте лучше думать!
И басня сложится, как знать?»