СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Снятие с креста".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Снятие с креста" составлена в соответствии с программой и учебником Даниловой Г.И. для 6 класса. В презентации содержится большой иллюстративный материал, поэтому ее можно использовать в течение нескольких уроков. Презентация будет полезна учителям МХК, ИЗО, религиоведения, исмтории, классным руководителям для проведения тематических классных часов, а также во внеурочной работе, например,  для проведения тематических занятий в ГПД, в  кружковой деятельности - по ИЗО, ОПК, истории искусств.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Снятие с креста".»

Снятие с креста Учитель ИЗО и МХК Смирнова Л.В.

Снятие с креста

Учитель ИЗО и МХК Смирнова Л.В.

 Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,  спускается толпа, виясь между олив,  подобно медленному змию;  и матери глядят, как под гору, в туман  увещевающий уводит Иоанн  седую, страшную Марию.  Владимир Набоков «Мать».

Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,

спускается толпа, виясь между олив,

подобно медленному змию;

и матери глядят, как под гору, в туман

увещевающий уводит Иоанн

седую, страшную Марию.

Владимир Набоков «Мать».

В.П. Верещагин. Ночь на Голгофе. 1869 г.

В.П. Верещагин. Ночь на Голгофе. 1869 г.

К прокуратору Понтию Пилату пришел благочестивый и знатный человек по имени Иосиф, один из членов Синедриона и одновременно тайный ученик Христа. Он попросил у него разрешения снять с креста тело Иисуса и похоронить его. Понтий Пилат дал свое согласие.

К прокуратору Понтию Пилату пришел благочестивый и знатный человек по имени Иосиф, один из членов Синедриона и одновременно тайный ученик Христа. Он попросил у него разрешения снять с креста тело Иисуса и похоронить его. Понтий Пилат дал свое согласие.

 Антонис Ван Дейк. Снятие со креста. 1634 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Антонис Ван Дейк. Снятие со креста. 1634 г.

Старая Пинакотека, Мюнхен.

Иосиф вместе с фарисеем Никодимом, также тайным другом Иисуса, пришел на Голгофу.

Иосиф вместе с фарисеем Никодимом, также тайным другом Иисуса, пришел на Голгофу.

Рубенс Питер Пауль. Снятие с креста. Они сняли тело Иисуса с креста, намазали его душистой смесью из драгоценных благовонных масел, спеленали полосами льняной ткани и обернули плащаницей (большим куском льняного полотна).

Рубенс Питер Пауль. Снятие с креста.

Они сняли тело Иисуса с креста, намазали его душистой

смесью из драгоценных благовонных масел, спеленали

полосами льняной ткани и обернули плащаницей

(большим куском льняного полотна).

Затем они бережно перенесли тело Христа в гробницу в скале пещеры, находившуюся неподалеку от места казни. Совершив традиционный иудейский обряд погребения, завалили вход в пещеру большим камнем и удалились. Рафаэль. Снятие  с  креста . 1507. Сюжет Снятия с креста хорошо известен в произведениях мирового искусства. Самые первые его изображения относятся к византийским произведениям X – XI веков.

Затем они бережно перенесли тело Христа в гробницу в скале пещеры, находившуюся неподалеку от места казни. Совершив традиционный иудейский обряд погребения, завалили вход в пещеру большим камнем и удалились.

Рафаэль. Снятие с креста . 1507.

Сюжет Снятия с креста хорошо известен в произведениях мирового искусства. Самые первые его изображения относятся к византийским произведениям X – XI веков.

Пьетро да Римини Лоренцетти. Снятие с креста. 1320 г.

Пьетро да Римини Лоренцетти.

Снятие с креста. 1320 г.

Фреска «Снятие с креста» относится к целому циклу фресок художника. Лоренцетти внес в свою живопись сильные ноты человеческого драматизма. В его фресках есть всё: и внимание к бытовым деталям, столь характерное для сиенской живописи первой половины XIV века, и колоритные городские виды,  и разнообразие костюмов того времени.

Фреска «Снятие с креста» относится к целому циклу фресок художника. Лоренцетти внес в свою живопись сильные ноты человеческого драматизма. В его фресках есть всё: и внимание к бытовым деталям, столь характерное для сиенской живописи первой половины XIV века, и колоритные городские виды,

и разнообразие костюмов того времени.

Рогир ван дер Вейден. Снятие  с  креста.

Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста.

Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста.

Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста.

Картина нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста» (Около 1435 г. Прадо, Мадрид.)– это одно из наиболее известных изображений этого сюжета в искусстве раннего Возрождения.

Картина нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста» (Около 1435 г. Прадо, Мадрид.)– это одно из наиболее известных изображений этого сюжета в искусстве раннего Возрождения.

Художнику удалось передать ощущение совершающейся трагедии, где чувства человека достигают высочайшего накала. На картине изображено достаточно много людей. Фигуры первого плана теснятся в узкой плоскости, напоминая рельефы готических соборов. Скорбна и печальна центральная фигура Христа: его склоненная набок голова в терновом венце, бессильно опущенные руки, неестественно согнувшиеся руки... А рядом упавшая в обморок Богоматерь, почти в точности повторяющая изгиб тела Христа и его висящих, как плети рук. Ее синяя с белым одежда еще в большей степени подчеркивает мертвенную бледность окаменевшего от горя лица. Справа изображена Мария Магдалина. Профильный разворот ее наклоненной головы в точности воспроизводит положение головы Христа. Невозможно забыть ее лицо с застывшими слезами на глазах, красные рукава платья, напоминающие крылья птицы, скорбный жест молитвенно сложенных рук.

Художнику удалось передать ощущение совершающейся трагедии, где чувства человека достигают высочайшего накала. На картине изображено достаточно много людей. Фигуры первого плана теснятся в узкой плоскости, напоминая рельефы готических соборов. Скорбна и печальна центральная фигура Христа: его склоненная набок голова в терновом венце, бессильно опущенные руки, неестественно согнувшиеся руки...

А рядом упавшая в обморок Богоматерь, почти в точности повторяющая изгиб тела Христа и его висящих, как плети рук. Ее синяя с белым одежда еще в большей степени подчеркивает мертвенную бледность окаменевшего от горя лица. Справа изображена Мария Магдалина. Профильный разворот ее наклоненной головы в точности воспроизводит положение головы Христа. Невозможно забыть ее лицо с застывшими слезами на глазах, красные рукава платья, напоминающие крылья птицы, скорбный жест молитвенно сложенных рук.

Снятие  с  креста . 176 х 185 см. Музей Сан Марко, Флоренция.

Снятие с креста . 176 х 185 см. Музей Сан Марко, Флоренция.

Тинторетто. Снятие с креста. В XVII в. художники Рубенс, Пуссен и Рембрандт найдут новые решения этой сцены. Каждый из них пойдет своим путем, общим же останется трагизм человеческих переживаний.

Тинторетто. Снятие с креста.

В XVII в. художники Рубенс, Пуссен и Рембрандт найдут новые решения этой сцены. Каждый из них пойдет своим путем, общим же останется трагизм человеческих переживаний.

Мгновение, длящееся вечность, запечатлел фламандский художник Питер Пауль Рубенс в картине «Снятие с креста». Тело Христа плавно скользит по белой ткани и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении. В картине выражено представление художника о совершенном Боге – Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста. 1612 г. Эрмитаж.

Мгновение, длящееся вечность, запечатлел фламандский художник Питер Пауль Рубенс в картине «Снятие с креста». Тело Христа плавно скользит по белой ткани и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении.

В картине выражено представление художника о совершенном Боге – Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти.

Питер Пауль Рубенс. Снятие

с креста. 1612 г. Эрмитаж.

Здесь нет ни искривленных мукой тел, ни криков, ни мук. Горе и страдания предельно сдержанны, благородны и лаконичны. Трагедия тщетно ждет развязки, которая никогда не наступит.

Здесь нет ни искривленных мукой тел, ни криков, ни мук.

Горе и страдания предельно сдержанны, благородны

и лаконичны. Трагедия тщетно ждет развязки,

которая никогда не наступит.

В 1629–1630 французский художник Никола Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое произведение «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В его картине в бледном, изможденном страданиями лице Христа мы видим страдальца, нашедшего успокоение в смерти.

В 1629–1630 французский художник Никола Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое произведение «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).

В его картине в бледном, изможденном страданиями лице Христа мы видим страдальца, нашедшего успокоение в смерти.

Чувство скорби, которым исполнены все участники события, достигает кульминации в трагическом образе Марии. Облик ее лишен идеальности; напротив, скорее, подчеркнута некрасивость старческого лица, искаженного страданием. Драматизм ситуации усилен трактовкой пейзажа: действие развертывается на фоне грозового неба с отблесками красной зловещей зари. Тонко найденное композиционное и ритмическое единство всей группы как бы усиливает чувство, которым охвачены все действующие лица картины. Сильные цветовые контрасты, в частности противопоставление теплых охряных, терракотовых и коричневых тонов холодным, серебристым и глубоко синим тонам, также способствуют драматической выразительности изображенной сцены.

Чувство скорби, которым исполнены все участники события, достигает кульминации в трагическом образе Марии. Облик ее лишен идеальности; напротив, скорее, подчеркнута некрасивость старческого лица, искаженного страданием. Драматизм ситуации усилен трактовкой пейзажа: действие развертывается на фоне грозового неба с отблесками красной зловещей зари. Тонко найденное композиционное и ритмическое единство всей группы как бы усиливает чувство, которым охвачены все действующие лица картины. Сильные цветовые контрасты, в частности противопоставление теплых охряных, терракотовых и коричневых тонов холодным, серебристым и глубоко синим тонам, также способствуют драматической выразительности изображенной сцены.

Бальдунг Ганс (прозвище Грин): Снятие с креста.

Бальдунг Ганс (прозвище Грин):

Снятие с креста.

B 1814 году Александром I y императрицы Жозефины была пpиобретена принадлежавшая ей Мальмезонская гaлерея, которая в 1806 году была подарена Жозефине Наполеоном. Здесь же находилась картина Рембрандта «Снятие c креста». Теперь она хранится в Эрмитаже. Совсем по-иному рассказывает этот библейский сюжет Рембрандт Харменс ван Рейн. Он прежде всего стpeмится раскрыть глубину человеческих пеpeживаний. Оcoбенно выразительна группа женщин, поддерживающих лишившуюся сознания при виде мертвого сына Богоматерь, изображенную художником в простой народной одежде. Безжизненное, обезображенное страданием тело Христа Рембрандт изобразил по-человечески просто. От его тела как бы исходит свет и ровным мягким потоком изливается на лица присутствующих.  На лице персонажей - выражение глубокого трагизма. Многочисленные фигуры то отступают во тьму, то попадают в луч света, и кажется, что толпа движется, живет, горюя о распятом и жалея его мать. B облике людей нет ничего идеального, многие из них грубы, некрaсивы.

B 1814 году Александром I y императрицы Жозефины была

пpиобретена принадлежавшая ей Мальмезонская гaлерея, которая

в 1806 году была подарена Жозефине Наполеоном.

Здесь же находилась картина Рембрандта «Снятие c креста».

Теперь она хранится в Эрмитаже.

Совсем по-иному рассказывает этот библейский сюжет Рембрандт Харменс ван Рейн. Он прежде всего стpeмится раскрыть глубину человеческих пеpeживаний. Оcoбенно выразительна группа женщин, поддерживающих лишившуюся сознания при виде мертвого сына Богоматерь, изображенную художником в простой народной одежде. Безжизненное, обезображенное страданием тело Христа Рембрандт изобразил по-человечески просто. От его тела как бы исходит свет и ровным мягким потоком изливается на лица присутствующих.

На лице персонажей - выражение глубокого трагизма. Многочисленные фигуры то отступают во тьму, то попадают в луч света, и кажется, что толпа движется, живет, горюя о распятом и

жалея его мать. B облике людей нет ничего идеального,

многие из них грубы, некрaсивы.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Снятие с креста. Рембрандт Харменс ван Рейн. Снятие с креста. 1634 г.

Рембрандт Харменс ван Рейн.

Снятие с креста.

Рембрандт Харменс ван Рейн.

Снятие с креста. 1634 г.

Ночь. Скорбная тишина. Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Они пришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном свете факелов они снимают с креста его мертвое тело.   Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее вниз тело. Темными силуэтами на едва освещенном фоне, в левом углу картины, выступают фигуры женщин, расстилающих на земле большую тяжелую ткань - плащаницу. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие — мужественную скорбь, третьи — благоговейный ужас; но каждый из присутствующих людей глубоко проникнут значительностью события.

Ночь. Скорбная тишина. Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Они пришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном свете факелов они снимают с креста его мертвое тело. Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее вниз тело. Темными силуэтами на едва освещенном фоне, в левом углу картины, выступают фигуры женщин, расстилающих на земле большую тяжелую ткань - плащаницу. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие — мужественную скорбь, третьи — благоговейный ужас; но каждый из присутствующих людей глубоко проникнут значительностью события.

Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием, но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.   Картина захватывает глубокой проникновенностью, жизненной правдой. В «Снятии с креста» впервые в творчестве Рембрандта отчетливо прозвучала мысль о том, что большие жизненные события, суровые испытания судьбы, глубокие и благородные переживания сближают людей. Пример самопожертвования учителя пробуждает в душах людей чувства родства, участия и доверия друг другу. Свет, озаряющий центральную группу, обладает огромной одухотворенной силой. Без сомнения, художник считал эту картину своей явной удачей, так как не расставался с картиной до 1656 года, когда его имущество было продано с молотка.

Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием, но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть

протянутой вперед руки. Картина захватывает глубокой проникновенностью, жизненной правдой. В «Снятии с креста» впервые в творчестве Рембрандта отчетливо прозвучала мысль о том, что большие жизненные события, суровые испытания судьбы, глубокие и благородные переживания сближают людей. Пример самопожертвования учителя пробуждает в душах людей чувства родства, участия и доверия друг другу. Свет, озаряющий центральную группу, обладает огромной одухотворенной силой.

Без сомнения, художник считал эту картину своей явной удачей, так как не расставался с картиной до 1656 года, когда его имущество было продано с молотка.

Да Понте Якопо (Бассано Якопо). Снятие с креста. Эрмитаж. Между 1582 и 1584 гг.

Да Понте Якопо (Бассано Якопо). Снятие с креста. Эрмитаж. Между 1582 и 1584 гг.

Художник оставляет на переднем плане лишь четыре фигуры: Христа, Деву Марию, Иосифа Аримафейского и Марию Магдалину. Полную трагизма ночную сцену освещает свеча, расположенная по центру композиции. В ночном освещении крест и приставленная к нему лестница с трудом прочитываются: весь акцент перенесен на невероятно реалистично изогнутое тело мертвого Христа с драматично запрокинутой, словно на последнем вздохе, головой. Полное ужаса и недоумения лицо Девы Марии освещают контрастные блики пламени - в этом освещении она кажется почти старухой. Мать протягивает обессиленные руки к телу своего сына, чтобы укутать его в саван; ей помогает Мария Магдалина.

Художник оставляет на переднем плане лишь четыре фигуры: Христа, Деву Марию, Иосифа Аримафейского и Марию Магдалину. Полную трагизма ночную сцену освещает свеча, расположенная по центру композиции. В ночном освещении крест и приставленная к нему лестница с трудом прочитываются: весь акцент перенесен на невероятно реалистично изогнутое тело мертвого Христа с драматично запрокинутой, словно на последнем вздохе, головой. Полное ужаса и недоумения лицо Девы Марии освещают контрастные блики пламени - в этом освещении она кажется почти старухой. Мать протягивает обессиленные руки к телу своего сына, чтобы укутать его в саван; ей помогает

Мария Магдалина.

Глубокие тени и желтоватое от свечи освещение на теле Спасителя призваны усилить общее впечатление безысходности и горя, которые испытывают свидетели этой сцены, а зритель невольно становится как бы соучастником происходящего действия. Эффект освещения усиливает красный цвет одеяний Иосифа и Марии Магдалины. Расположение фигур словно образует полукруг – чашу, которую Спаситель испил до дна во искупление наших грехов, в которой горит яркое пламя свечи. Композиционная форма выражения этой сцены неизгладимое впечатление, создавая, с одной стороны, колоссальный эффект присутствия, с другой -  вызывая в памяти все евангельские события, а, значит, и грядущее счастье чуда воскресения Христова.

Глубокие тени и желтоватое от свечи освещение на теле Спасителя призваны усилить общее впечатление безысходности и горя, которые испытывают свидетели этой сцены, а зритель невольно становится как бы соучастником происходящего действия. Эффект освещения усиливает красный цвет одеяний Иосифа и Марии Магдалины. Расположение фигур словно образует полукруг – чашу, которую Спаситель испил

до дна во искупление наших грехов, в которой горит яркое пламя свечи. Композиционная форма выражения этой сцены неизгладимое впечатление, создавая, с одной стороны, колоссальный эффект присутствия, с другой -  вызывая в памяти все евангельские события, а, значит, и грядущее счастье чуда воскресения Христова.

Воплощение библейского сюжета «Снятие с креста» в творчестве различных художников.

Воплощение библейского сюжета «Снятие с креста» в творчестве различных художников.

Питер Пауль Рубенс. Снятие креста.

Питер Пауль Рубенс. Снятие креста.

В. Г. Перов. Снятие с креста.

В. Г. Перов. Снятие с креста.

Анджело Бронзино. Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской. Снятие с креста. Кошелев Николай Андреевич.  Снятие  с креста.

Анджело Бронзино. Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской. Снятие с креста.

Кошелев Николай Андреевич.

Снятие с креста.

Паоло Веорнезе. Снятие с креста.

Паоло Веорнезе. Снятие с креста.

Госсарт Ян. Снятие с креста. Эрмитаж.

Госсарт Ян. Снятие с креста. Эрмитаж.

Бенуа Одран. Снятие с креста.

Бенуа Одран. Снятие с креста.

Карл Швенингер. Снятие с креста.

Карл Швенингер. Снятие с креста.

Себастьяно Конча.  Снятие с креста.

Себастьяно Конча.

Снятие с креста.

Россо Фьорентино.  Снятие с креста.

Россо Фьорентино.

Снятие с креста.

Жувенэ Жан - Батист. Снятие с креста. Понтормо Якопо. Снятие с креста.

Жувенэ Жан - Батист.

Снятие с креста.

Понтормо Якопо. Снятие с креста.

В. М. Васнецов. Снятие с креста.

В. М. Васнецов. Снятие с креста.

Сюжет «Снятие с креста» в иконах.

Сюжет «Снятие с креста» в иконах.

В центре на кресте изображен Христос, которого поддерживают две фигуры. По сторонам представлены Богоматерь и апостол Иоанн Богослов. Сюжет «Снятие с креста» —  очень редкий в произведениях мелкой пластики, особенно в медном литье. Школа : Новгород XV в. (?) Медный сплав, литье просечное. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Москва.

В центре на кресте изображен Христос, которого поддерживают две фигуры. По сторонам представлены Богоматерь и апостол Иоанн Богослов.

Сюжет «Снятие с креста» —

очень редкий в произведениях мелкой пластики, особенно

в медном литье.

Школа : Новгород XV в. (?)

Медный сплав, литье просечное. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Москва.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!