Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проект программы: Сотрудничество семьи и школы".»
Проект программы «Сотрудничество семьи и школы»
Сидоренкова Юлия Васильевна,
ГБОУ РК «ССШИ №1»
Цель программы
- Цель программы - развитие отношений сотрудничества между педагогами и родителями, способствующих созданию условий для развития, обучения и воспитания ребенка.
Задачи:
- Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
- Пропаганда семейных ценностей.
- Развитие инициативы и творчества.
- Приобщение к культурному наследию своего народа.
- Формирование позитивных межличностных отношений.
- Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.
- Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
Задачи:
- Изучать индивидуальные интересы и потребности ребят;
- Способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность;
- Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
- Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
Задачи:
- Формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагога в установлении гуманных отношений между родителями и детьми
- Формирования у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями.
- Подготовка детей к самостоятельной жизни, которая включает в себя формирование социально-бытовой ориентации, ведения домашнего хозяйства.
Задачи:
- Обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей.
- Организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей.
- Разработать и обеспечить систему стимулирования:
- -участия родителей в воспитании детей
- -участия родителей в организации школы и класса
- -взаимодействия родителей и детей в учебно-воспитательном процессе школы
Функции взаимодействия семьи и школы
- Функции взаимодействия семьи и школы:
- информационная
- воспитательно-развивающая;
- формирующая;
- охранно-оздоровительная;
- контролирующая;
- бытовая.
Этапы реализации программы
- Этапы реализации программы
- подготовительный установочно-мотивационный; аналитико-диагностический; просветительский; коррекционно-консультативный.
- подготовительный
- установочно-мотивационный;
- аналитико-диагностический;
- просветительский;
- коррекционно-консультативный.
- заключительный
Формы работы
- Формы работы
- групповые;
- индивидуальные.
Методы работы
- диагностика (изучение социального состава семьи, социального заказа родителей, методов семейного воспитания);
- просвещение (родительский всеобуч);
- совместная деятельность (досуговая, художественно-творческая, помощь ребенку в обучении, хозяйственно-бытовое обслуживание);
- психолого-педагогическая помощь на специальных занятиях с родителями.
Ожидаемые результаты
- повышение уровня знаний родителей о роли семьи в воспитании детей;
- Активизация родителей в решении воспитательных задач школы.
- Осознание ребёнком социальной значимости своей семьи.
- повышение активности родителей в учебно-воспитательном процессе, что благоприятно скажется на совместной работе, воспитании и обучении в целом.
Ожидаемые результаты
- Снижение асоциальных проявлений у младших школьников.
- Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности.
- Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
- Создание системы традиционных семейных праздников.
- Семейное оформление папки – портфолио на своего ребенка к окончанию начальной школы.
Схема модели работы школы по проблеме «Семья и школа – грани сотрудничества».
- Участие родителей в управлении школой: педагогические советы, управляющий совет
- Изучение семей (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, посещение на дому)
- Повышение психолого-педагогических знаний (конференции, родительские собрания, «круглые столы», родительские дни, лектории для родителей, классные и школьные коллективно-творческие дела и т.п.)
Схема модели работы школы по проблеме «Семья и школа – грани сотрудничества».
- Консультирование родителей и поддержка семьи:
- информационно-педагогическая,
- социально-педагогическая поддержка,
- индивидуальные консультации,
- посредническая помощь
Схема модели работы школы по проблеме «Семья и школа – грани сотрудничества».
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- охрана здоровья детей
- повышение уровня воспитания
- организация внеклассной работы
- Профориентация
- разрешение конфликтных ситуаций
- спонсорская помощь
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Развитие и формы совместной деятельности педагогов, творческой активности учащихся:
- -дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;
- -познавательные конкурсы между родителями и детьми;
- - совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематических собраний-дискуссий по проблеме учебы;
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
- -выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;
- -организация встреч со специалистами, в зависимости от профессиональных интересов детей;
- -проведение классных собраний-диспутов по профориентации;
- -организация встреч-бесед с родителями;
- -организация совместных трудовых дел.
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
- -обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни;
- -просмотр, обсуждение фильмов;
- -подготовка концертов, спектаклей;
- -проведение акций по оказанию помощи инвалидам, престарелым;
- -организация встреч с интересными людьми;
- -проведение дискуссий, классных собраний по проблеме нравственности;
- -организация и проведение экскурсий в музеи, культурные места.
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
- -систематическая диагностика состояния здоровья детей;
- -пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
- -определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
- -проведение Дней здоровья, спортивных соревнований;
- -организация работы спортивных секций по волейболу, баскетболу, настольному теннису.
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми
- Изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации).
- Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
- - организация поздравлений с праздниками;
- - проведение сочинений, тематика которых связана с рассказами о близких;
- -творческие встречи с родителями, рассказывающие о своей профессии, увлечениях;
- - выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий.
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми
- Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
- -пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
- Организация совместной деятельности родителей и детей: -представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье;
- - проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела);
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Организация работы коллектива родителей
- Развитие самоуправления в классных родительских комитетах: повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения;
- организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затрагивающим интересы родителей и детей;
- организация систематической работы родительского комитета класса, определение его полномочий, прав и обязанностей;
- привлечение родителей к организации воспитательной работы в классе;
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Психолого-педагогическое просвещение родителей
- Организационная работа в школе:
- составление примерной тематики занятий с родителями;
- сбор заявок от классных коллективов на встречу со специалистами;
- привлечение специалистов к организации занятий с родителями по наиболее актуальным проблемам (врачей, психологов, правоохранительных органов)
- обсуждение проблем воспитания детей для составления тематики различных форм просвещения родителей;
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъективную позицию родителей;
- проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые затрагивают интересы обеих сторон;
- расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола детей, типичными проблемами в воспитании отдельных групп детей;
- организация индивидуального просвещения родителей;
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Организация деятельности классных руководителей по взаимодействию с родителями, семьей:
- Изучение детей по следующей программе:
- состав семьи, возраст, профессия родителей
- бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность
- активность родителей в воспитании детей
- ценностные ориентации родителей и детей
- выполнение ребенком режима дня
- досуг родителей и детей
- распределение обязанностей в семье
- традиции, семейные праздники
- увлечения, способности родителей и детей
- взаимоотношения в семье.
Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
- Организация деятельности классных руководителей по взаимодействию с родителями, семьей: Отбор, составление и проведение методик по изучению семьи.
- Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы (ремонт и благоустройство класса и школы; оказание спонсорской помощи)
- Знакомство родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения, возможным выбором изучаемых предметов.
- Составление плана работы с семьями.
- Распределение поручений между родителями по участию в делах класса
Совершенствование профессионального мастерства педагогов в работе с родителями
- Проведение занятий с педагогами:
- функции и особенности семьи в современных условиях; психологические аспекты взаимодействия педагогов и родителей; методика изучения семьи;
- развитие самоуправления в родительском комитете;
- развитие взаимоотношений между родителями и детьми;методика организации родительского всеобуча; примерная тематика занятий и бесед с родителями
- Организация обмена опытом педагогов по взаимодействию с семьей:
- - выступление опытных педагогов на семинарах, педагогических советах
Совершенствование профессионального мастерства педагогов в работе с родителями
- Проведение тренингов по проблемам общения с родителями и детьми. Проведение деловых игр по усвоению основных методик работы с родителями; Организация практических занятий; Организация открытых мероприятий с последующим анализом: тематических родительских собраний, заседаний род. Комитета Проведение научно-практических конференций по проблемам взаимодействия школы и семьи Создание методического уголка для педагогов по взаимодействию с семьей Оформление выставки литературы в библиотеке «Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей».
- Проведение тренингов по проблемам общения с родителями и детьми.
- Проведение деловых игр по усвоению основных методик работы с родителями;
- Организация практических занятий;
- Организация открытых мероприятий с последующим анализом: тематических родительских собраний, заседаний род. Комитета
- Проведение научно-практических конференций по проблемам взаимодействия школы и семьи
- Создание методического уголка для педагогов по взаимодействию с семьей
- Оформление выставки литературы в библиотеке «Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей».
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся
- Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся, одаренных;
- Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблем семейного воспитания, преодоление трудностей воспитания мальчиков и девочек в период их полового созревания, профилактика формирования вредных привычек.
- Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.
- Работа с группой семей, где воспитывает один родитель – оказание таким семьям всемерной поддержки: психологической, медицинской, педагогической и т.п.
Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами класса, школы.
- коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
- связь с правоохранительными органами;
- помощь школе и классу в проведении воспитательной работы с учащимися;
- участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, лекториев, конференций, круглых столов, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).
Управление взаимодействием педагогов и семьи
- Создание совета по координации взаимодействия школы и семьи
- Заключение договоров о сотрудничестве между школой и семьей.
- Организация работы проблемной группы педагогов, которая проводит методическую работу, разрабатывает документы, положения о конкурсах, составляет методические материалы.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Подведение итогов, анализ и коллективное планирование на новый учебный год работы педагогического коллектива школы с семьями.
- Координация работы в школе и классных коллективах по психолого-педагогическому просвещению родителей.
Управление взаимодействием педагогов и семьи
- Выявление родительского актива в классах и его обучение по следующим вопросам: самоуправление родителей, родительский комитет класса;
- методика подготовки и проведение заседаний родительского комитета
- организация родительских собраний
- планирование работы родительского комитета
- подведение итогов работы в коллективе
- Содействие школьных МО в совершенствовании взаимодействия учителей с семьями.
- Организация пропаганды работы лучших педагогов с семьей.
- Поощрение деятельности педагогов и родителей
- Контроль за деятельностью родительского комитета школы.
- Контроль за деятельностью педагогов по взаимодействию с родителями, с семьей.