Технология учебного сотрудничества
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми.
Сотрудничество - это, буквально, взаимодействие труда
действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность.
Идеи учебного сотрудничества
- обучение ребенка в зоне ближайшего развития
- учение без принуждения
- идея опережения
- идея свободы выбора
- идея диалогического размышления
- идея интеллектуального фона класса
- идея совместной деятельности учителей и учеников
- идея добровольности в досуговой деятельности
Классификационная характеристика технологии
- По уровню применения: общепедагогическая.
- По философской основе: гуманистическая.
- По основному фактору развития: комплексная: биосоциальная и психогенная.
- По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
- По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
- По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
- По типу управления: система малых групп.
- По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
- По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .
- По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
Концепция сотрудничества:
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:
- пространственным и временным соприсутствием,
2) единством цели,
3) организацией и управлением деятельностью,
4) разделением функций, действий, операций,
5) наличием позитивных межличностных отношений.
Гуманно-личностный подход
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
• новую трактовку индивидуального подхода;
• формирование положительной Я-концепции.
«В каждом ребенке - чудо; ожидай его!»
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;
• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;
• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ;
• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности.
«Чему» и «как» учить сегодня детей:
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция ученья.
Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...