СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по технологии 10 класс "Мозговой штурм"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как усовершенствовать творческий процесс? Эта презентация раскрывает механизмы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по технологии 10 класс "Мозговой штурм"»

Мозговой штурм Прямая и обратная мозговая атака

Мозговой штурм

Прямая и обратная мозговая атака

- Там огонь!... Он в полумиле от нас и ветер несет его в нашу сторону! Берите-ка и выдергивайте эту самую сухую траву! Старик пошел в противоположную сторону и, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их на полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры… - Теперь, - сказал старик, - вы увидите, как огонь дерется с огнем. Ф. Купер «Прерия»
  • - Там огонь!... Он в полумиле от нас и ветер несет его в нашу сторону! Берите-ка и выдергивайте эту самую сухую траву!
  • Старик пошел в противоположную сторону и, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их на полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры…
  • - Теперь, - сказал старик, - вы увидите, как огонь дерется с огнем.
  • Ф. Купер «Прерия»
Как быстро и точно определить площадь страны по географической карте, не имея никаких инструментов измерения длины и площади? Как построить бетонный купол над стадионом? Как уберечь морское судно от торпедной атаки?
  • Как быстро и точно определить площадь страны по географической карте, не имея никаких инструментов измерения длины и площади?
  • Как построить бетонный купол над стадионом?
  • Как уберечь морское судно от торпедной атаки?
Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма

Алекс Осборн

  • Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс был капитаном одного из этих кораблей. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.
  • И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! – а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет...
  • Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и решил проанализировать ситуацию. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, "мощным дувом" торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне.
  • Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу "Управляемое воображение". С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.
Метод мозгового штурма 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Метод мозгового штурма

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

  • В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Метод мозгового штурма 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Метод мозгового штурма

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Метод мозгового штурма 3. Группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько

Метод мозгового штурма

3. Группировка, отбор и оценка идей.

  • На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Приемы генерации идей Аналогия – сделай так, как это делается при решении другой задачи Инверсия – сделай наоборот Фантазия – придумай нечто новое Эмпатия – представь себя на месте исследуемого объекта, процесса

Приемы генерации идей

  • Аналогия – сделай так, как это делается при решении другой задачи
  • Инверсия – сделай наоборот
  • Фантазия – придумай нечто новое
  • Эмпатия – представь себя на месте исследуемого объекта, процесса
задачи Служащие стали жаловаться на работу лифтов в часы пик: долго приходится ждать освободившегося лифта. Как разрешить проблему с наименьшими затратами? Как в стоге сена найти иголку? Для спасения летчика, потерпевшего крушение на море, был разработан надувной плотик, практически непотопляемый. Но во время шторма плотик переворачивался. Как устранить этот недостаток?

задачи

  • Служащие стали жаловаться на работу лифтов в часы пик: долго приходится ждать освободившегося лифта. Как разрешить проблему с наименьшими затратами?
  • Как в стоге сена найти иголку?
  • Для спасения летчика, потерпевшего крушение на море, был разработан надувной плотик, практически непотопляемый. Но во время шторма плотик переворачивался. Как устранить этот недостаток?
Метод обратного мозгового штурма

Метод обратного мозгового штурма

Суть метода – поиск недостатков в предложенном решении. Диверсионный метод – можно ли ухудшить изделие, сломать его? Примеры: Группа продиводействия при разработке нового оружия Хакеры и антихакеры Критика недостатков нового изделия в ходе испытания

Суть метода – поиск недостатков в предложенном решении.

Диверсионный метод – можно ли ухудшить изделие, сломать его?

Примеры:

  • Группа продиводействия при разработке нового оружия
  • Хакеры и антихакеры
  • Критика недостатков нового изделия в ходе испытания
задачи Для очистки сучьев деревьев от коры было предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной. Такой технологии не существует. Предложите свою технологию Одна из фирм выпускала отличные ножи для чистки картофеля. Через несколько лет спрос на эти ножи упал, так как рынок насытился, а ножи были долговечными. Предложите решение проблемы без ухудшения качества изделия.

задачи

  • Для очистки сучьев деревьев от коры было предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной. Такой технологии не существует. Предложите свою технологию
  • Одна из фирм выпускала отличные ножи для чистки картофеля. Через несколько лет спрос на эти ножи упал, так как рынок насытился, а ножи были долговечными. Предложите решение проблемы без ухудшения качества изделия.
Домашнее задание Закончите рассказ (стр. 99)

Домашнее задание

  • Закончите рассказ (стр. 99)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!