СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : "Углеводы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему : "Углеводы"

1.Общие сведения об углеводах

2.Моносахариды

3.Дисахариды

4.Полисахариды

5.Обобщение, подготовка к зачету

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : "Углеводы"»

углеводы

углеводы

Основные разделы темы «Углеводы» Общие сведения об углеводах Моносахариды Дисахариды Полисахариды Обобщение, подготовка к зачету

Основные разделы темы «Углеводы»

  • Общие сведения об углеводах
  • Моносахариды
  • Дисахариды
  • Полисахариды
  • Обобщение, подготовка к зачету
Углеводы (сахара, сахариды) «Угле-воды»,  уголь и вода,  В состав углеводов входят С, Н и О. Общая формула - С n (H 2 O) m

Углеводы (сахара, сахариды)

«Угле-воды»,

уголь и вода,

В состав углеводов входят С, Н и О.

Общая формула - С n (H 2 O) m

Энергетическая Структурная Основные функции углеводов Функция запасания Защитная  функция  питательных веществ

Энергетическая

Структурная

Основные функции углеводов

Функция запасания

Защитная функция

питательных веществ

Функции углеводов

  • Энергетическая функция . Углеводы служат основным источником энергии для организма.

  • Структурная функция . Во всех без исключения тканях и органах обнаружены углеводы и их производные. Они входят в состав оболочек клеток и субклеточных образований. Принимают участие в синтезе многих важнейших веществ. В растениях полисахариды выполняют и опорную функцию.

  • Функция запасания питательных веществ . В организме и клетке углеводы обладают способностью накапливаться в виде крахмала у растений и гликогена у животных. Крахмал и гликоген представляют собой запасную форму углеводов и расходуются по мере возникновения потребности в энергии. При полноценном питании в печени может накапливаться до 10% гликогена, а при неблагоприятных условиях его содержание может снижаться до 0,2% массы печени.

  • Защитная функция. Вязкие секреты ( слизи), выделяемые различными железами, богаты углеводами и их производными, в частности гликопротеидами. Они предохраняют стенки полых органов ( пищевод, кишки, желудок, бронхи) от механических повреждений, проникновения вредных бактерий и вирусов.

Источники углеводов  на Земле (фотосинтез)  Жизнь на нашей планете без фотохимических реакций была бы невозможна. В процессе фотосинтеза в листьях растений при поглощении солнечной энергии происходит превращение воды и оксида углерода (IV) в углеводы и кислород.

Источники углеводов на Земле (фотосинтез)

Жизнь на нашей планете без фотохимических реакций была бы невозможна. В процессе фотосинтеза в листьях растений при поглощении солнечной энергии происходит превращение воды и оксида углерода (IV) в углеводы и кислород.

Источники углеводов  на планете Земля  ( фотосинтез)  Суммарная реакция может быть записана  в следующем виде  (СН 2 О) – это « кирпичи» из которых состоят все углеводы, такие как крахмал или сахара. Водоросли, некоторые бактерии и морские микроорганизмы также получают необходимую им энергию непосредственно от солнечного света, запасая ее при фотосинтезе.   Общая масса углерода, ежегодно связываемого  в виде углеводов, составляет величину 2*10 11 тонн. Солнечный свет  n H 2 O + n CO 2 (CH 2 O)n + n O 2

Источники углеводов на планете Земля ( фотосинтез)

Суммарная реакция может быть записана

в следующем виде

(СН 2 О) – это « кирпичи» из которых состоят все углеводы, такие как крахмал или сахара. Водоросли, некоторые бактерии и морские микроорганизмы также получают необходимую им энергию непосредственно от солнечного света, запасая ее при фотосинтезе.   Общая масса углерода, ежегодно связываемого

в виде углеводов, составляет величину 2*10 11 тонн.

Солнечный свет

n H 2 O + n CO 2

(CH 2 O)n + n O 2

Для фотосинтеза необходим  солнечный свет СО 2 поглощается листьями растений Фотосинтез происходит в  зеленых растениях О 2 выделяется                                                                      Образуется С 6 Н 12 О 6 , которая превращается в крахмал, запасаемый растениями Зеленая субстанция растений – это хлорофилл Н 2 О поступает в ткани  из почвы через  корневую систему

Для фотосинтеза необходим солнечный свет

СО 2 поглощается листьями растений

Фотосинтез происходит в зеленых растениях

О 2 выделяется

                                                     

            

Образуется С 6 Н 12 О 6 , которая превращается в крахмал, запасаемый растениями

Зеленая субстанция растений – это хлорофилл

Н 2 О поступает в ткани из почвы через корневую систему

Классификация углеводов Моно сахариды Поли сахариды Ди сахариды С 12 Н 22 О 11 (С 6 Н 10 О 5 ) n С 6 Н 12 О 6 С 5 Н 10 О 5 пентозы гексозы Сахароза свекловичный, тростниковый сахар Крахмал Глюкоза Рибоза виноградный  сахар Арабиноза Целлюлоза клетчатка Мальтоза солодовый сахар Гликоген  Фруктоза  фруктовый сахар Лактоза молочный сахар Хитин

Классификация углеводов

Моно сахариды

Поли сахариды

Ди сахариды

С 12 Н 22 О 11

6 Н 10 О 5 ) n

С 6 Н 12 О 6

С 5 Н 10 О 5

пентозы

гексозы

Сахароза

свекловичный,

тростниковый сахар

Крахмал

Глюкоза

Рибоза

виноградный

сахар

Арабиноза

Целлюлоза

клетчатка

Мальтоза

солодовый сахар

Гликоген

Фруктоза

фруктовый

сахар

Лактоза

молочный сахар

Хитин

Физические свойства моносахаридов Бесцветные. Кристаллические вещества. Растворимые в воде. Сладкие на вкус.

Физические свойства моносахаридов

  • Бесцветные.
  • Кристаллические вещества.
  • Растворимые в воде.
  • Сладкие на вкус.
Формы существования глюкозы в растворе Кристаллическая форма глюкозы

Формы существования глюкозы в растворе

Кристаллическая форма

глюкозы

Химические свойства глюкозы Свойства многоатомных спиртов - взаимодействие с Сu(OH) 2  : без нагревания образуется раствор ярко-синего  цвета с нагреванием образуется осадок морковно – красного цвета

Химические свойства глюкозы

Свойства многоатомных спиртов - взаимодействие с Сu(OH) 2 :

  • без нагревания образуется раствор ярко-синего цвета
  • с нагреванием образуется осадок морковно – красного цвета
Химические свойства глюкозы Свойства альдегидов :  a) окисление аммиачным раствором  оксида серебра при нагревании  (реакция серебряного зеркала)  b) присоединение водорода  (реакция восстановления)

Химические свойства глюкозы

Свойства альдегидов :

a) окисление аммиачным раствором

оксида серебра при нагревании

(реакция серебряного зеркала)

b) присоединение водорода

(реакция восстановления)

Химические свойства глюкозы Брожение глюкозы  под действием ферментов :   спиртовое С 6 Н 12 О 6  2С 2 Н 5 ОН+2СО 2    молочнокислое С 6 Н 12 О 6  2СН 3 СНСООН  |  ОН  маслянокислое  С 6 Н 12 О 6  С 3 Н 7 СООН+2Н 2  +2СО 2 

Химические свойства глюкозы

Брожение глюкозы

под действием ферментов :

спиртовое С 6 Н 12 О 6 2 Н 5 ОН+2СО 2

молочнокислое С 6 Н 12 О 6 2СН 3 СНСООН

|

ОН

маслянокислое

С 6 Н 12 О 6 С 3 Н 7 СООН+2Н 2 +2СО 2

Химические свойства глюкозы  Полное окисление в организме:   С 6 Н 12 О 6 + 6О 2  6СО 2 +6Н 2 О+Q  (первичное топливо для клеток)

Химические свойства глюкозы

Полное окисление в организме:

С 6 Н 12 О 6 + 2 6СО 2 +6Н 2 О+Q

(первичное топливо для клеток)

 Сахароза – дисахарид , так как состоит из двух остатков моносахаридов – глюкозы и фруктозы

Сахароза – дисахарид ,

так как состоит из двух остатков моносахаридов – глюкозы и фруктозы

Самостоятельная работа учащихся по маршруту . 1. Молекулярная формула сахарозы 2. Нахождение в природе. Из чего получают сахарозу? 3. Наличие каких функциональных групп в молекуле сахарозы можно предположить, исходя из ее состава? 4. Сделайте вывод о важнейшем химическом свойстве сахарозы. Напишите уравнение реакции.

Самостоятельная работа учащихся по маршруту .

1. Молекулярная формула сахарозы

2. Нахождение в природе. Из чего получают сахарозу?

3. Наличие каких функциональных групп в молекуле сахарозы можно предположить, исходя из ее состава?

4. Сделайте вывод о важнейшем химическом свойстве сахарозы. Напишите уравнение реакции.

Свойства сахарозы Сахароза – многоатомный спирт :  + Сu(OH) 2   синий раствор;    нет изменений   не альдегид .  Основное свойство – гидролиз : С 12 Н 22 О 11 + Н 2 О  С 6 Н 12 О 6 + С 6 Н 12 О 6  глюкоза фруктоза  ( инвертный сахар)  ť

Свойства сахарозы

Сахароза – многоатомный спирт :

+ Сu(OH) 2 синий раствор;

нет изменений не альдегид .

Основное свойство – гидролиз : С 12 Н 22 О 11 + Н 2 О С 6 Н 12 О 6 + С 6 Н 12 О 6

глюкоза фруктоза

( инвертный сахар)

ť

n кр. 20% - линейная Растворимость Остаток от Только линейная 80% -разветвленная М цел. М кр. α - глюкозы Остаток от в воде Не растворим, β – глюкозы в горячей воде набухает,образуя клейстер Не растворима " width="640"

Полисахариды (С 6 Н 10 О 5 ) n природные полимеры

Состав

Крахмал

Целлюлоза (клетчатка)

n кр. n цел.,

Структура молекул

Структурное звено

М кр.

n цел. n кр.

20% - линейная

Растворимость

Остаток от

Только линейная

80% -разветвленная

М цел. М кр.

α - глюкозы

Остаток от

в воде

Не растворим,

β – глюкозы

в горячей воде набухает,образуя клейстер

Не растворима

Структурные формулы крахмала и целлюлозы                                                                                                                                              

Структурные формулы крахмала и целлюлозы

                                                                                       

                                                   

Химические свойства полисахаридов  ť Гидролиз : (С 6 Н 10 О 5 )n + nН 2 О  nС 6 Н 12 О 6  глюкоза  Н 2 SO 4 Крахмал Целлюлоза - качественная реакция: с I 2 синее окрашивание  Горение Разложение без доступа воздуха Образование сложных эфиров

Химические свойства полисахаридов

ť

  • Гидролиз : (С 6 Н 10 О 5 )n + nН 2 О 6 Н 12 О 6

глюкоза

Н 2 SO 4

Крахмал

Целлюлоза

- качественная реакция: с I 2 синее окрашивание

  • Горение
  • Разложение без доступа воздуха
  • Образование сложных эфиров
применение углеводов

применение

углеводов

Обобщение. Подготовка к зачету по теме «УГЛЕВОДЫ» Почему углеводы получили такое название?  Всегда ли оно верно? Докажите!  2. Как еще называют этот класс соединений? Почему? Приведите классификацию углеводов с примерами.  По какому принципу они подразделяются?

Обобщение. Подготовка к зачету по теме «УГЛЕВОДЫ»

  • Почему углеводы получили такое название?

Всегда ли оно верно? Докажите!

2. Как еще называют этот класс соединений? Почему?

  • Приведите классификацию углеводов с примерами.

По какому принципу они подразделяются?

К каким ранее изученным классам органических соединений можно отнести глюкозу? Можно ли это доказать практически? Какие еще моносахариды имеют такие же функциональные группы? Имеет ли глюкоза изомеры? Что вы о них знаете? Каково строение молекул кристаллической глюкозы? Что происходит с ними при растворении в воде? Могут ли все формы глюкозы  реагировать с гидроксидом  меди (II)? А при нагревании? Как доказать, что спелое  яблоко содержит глюкозу?
  • К каким ранее изученным классам органических соединений можно отнести глюкозу? Можно ли это доказать практически? Какие еще моносахариды имеют такие же функциональные группы?
  • Имеет ли глюкоза изомеры? Что вы о них знаете?
  • Каково строение молекул кристаллической глюкозы? Что происходит с ними при растворении в воде?
  • Могут ли все формы глюкозы реагировать с гидроксидом меди (II)? А при нагревании?
  • Как доказать, что спелое яблоко содержит глюкозу?
Какое общее свойство есть у сахарозы и крахмала? Как это можно подтвердить в лабораторных условиях? В каком природном «веществе» одновременно встречается фруктоза и глюкоза? А как дома можно получить эту смесь? Почему подмороженный картофель имеет сладкий вкус? Сок зеленого яблока дает реакцию с иодом, а спелого- реакцию «серебряного зеркала», как это можно объяснить?
  • Какое общее свойство есть у сахарозы и крахмала? Как это можно подтвердить в лабораторных условиях?
  • В каком природном «веществе» одновременно встречается фруктоза и глюкоза? А как дома можно получить эту смесь?
  • Почему подмороженный картофель имеет сладкий вкус?
  • Сок зеленого яблока дает реакцию с иодом, а спелого- реакцию «серебряного зеркала», как это можно объяснить?
Из чего и где в природе получается крахмал? Можно ли его получить синтетически? Какой еще полисахарид (кроме крахмала) вы знаете? Что общего он имеет с крахмалом? Чем отличается и почему? В чем отличия в применении крахмала и целлюлозы? И почему?
  • Из чего и где в природе получается крахмал? Можно ли его получить синтетически?
  • Какой еще полисахарид (кроме крахмала) вы знаете?
  • Что общего он имеет с крахмалом? Чем отличается и почему?
  • В чем отличия в применении крахмала и целлюлозы? И почему?
Какой еще природный полимер вы знаете? В чем его отличие от полисахаридов? С чем это связано? Помимо углеводов, какие еще органические вещества применяют в пищу? Что целесообразнее применять? Почему? Какое общее свойство есть у ди- и полисахаридов с жирами? Как оно реализуется в нашем организме?
  • Какой еще природный полимер вы знаете? В чем его отличие от полисахаридов? С чем это связано?
  • Помимо углеводов, какие еще органические вещества применяют в пищу? Что целесообразнее применять? Почему?
  • Какое общее свойство есть у ди- и полисахаридов с жирами? Как оно реализуется в нашем организме?
21. Как получают сахарозу в промышленности?        22. Какие волокна получают из целлюлозы?   Разгрузка сахарной свеклы Уборка сахарного тростника -вискоза -ацетатный шелк

21. Как получают сахарозу в промышленности?

22. Какие волокна получают из целлюлозы?

Разгрузка сахарной свеклы

Уборка сахарного тростника

-вискоза

-ацетатный шелк

СОДЕРЖАНИЕ  ПОЛИСАХАРИДОВ  В РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ЦЕЛЛЮЛОЗА-КЛЕТЧАТКА Главная составная часть оболочек растительных клеток - «скелет», придающий им прочность и эластичность. КРАХМАЛ рис –80% хлопок –98% конопля, лен –80% кукуруза –60% древесина –50% картофель –20%

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИСАХАРИДОВ В РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ

ЦЕЛЛЮЛОЗА-КЛЕТЧАТКА Главная составная часть оболочек растительных клеток - «скелет», придающий им прочность и эластичность.

КРАХМАЛ

рис –80%

хлопок –98%

конопля, лен –80%

кукуруза –60%

древесина –50%

картофель –20%

 Хитин Хитин – главный скелетный полисахарид беспозвоночных и компонент клеточной стенки грибов и некоторых зеленых водорослей.  В кутикуле членистоногих образует комплексы с белками, пигментами, солями кальция.  Длинные параллельные цепи хитина также, как и цепи целлюлозы, собраны в пучки. По своей структуре хитин очень близок к целлюлозе, за одним исключением: при втором атоме углерода гидроксильная группа ОН заменена группой NН – СО – СН 3.            Получают хитин обработкой исходного материала ( обычно панцирей ракообразных) кислотами, щелочами или окислителями. Молекулярная масса выделенного хитина 151 –200 тыс. При обработке хитина щелочами в жестких условиях происходит N- дезацетилирование с образованием хитозана (растворимого в кислотах), который применяется в производстве бумаги и для удаления примесей из водных растворов.  целлюлоза хитин

Хитин

Хитин – главный скелетный полисахарид беспозвоночных и компонент клеточной стенки грибов и некоторых зеленых водорослей.

В кутикуле членистоногих образует комплексы с белками, пигментами, солями кальция.

Длинные параллельные цепи хитина также, как и цепи целлюлозы, собраны в пучки. По своей структуре хитин очень близок к целлюлозе, за одним исключением: при втором атоме углерода гидроксильная группа ОН заменена группой NН – СО – СН 3.

Получают хитин обработкой исходного материала ( обычно панцирей ракообразных) кислотами, щелочами или окислителями. Молекулярная масса выделенного хитина 151 –200 тыс. При обработке хитина щелочами в жестких условиях происходит N- дезацетилирование с образованием хитозана (растворимого в кислотах), который применяется в производстве бумаги и для удаления примесей из водных растворов.

целлюлоза

хитин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!