СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Советское общество в 30-х годах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная Презентация к уроку в 11 классе с практическими заданиями, иллюстрациями и ДЗ 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Советское общество в 30-х годах"»

Советское общество в 30-х годах Автор: учитель истории МАОУ «СОШ №80» г.Перми Ефимова Светлана Александровна

Советское общество в 30-х годах

Автор: учитель истории МАОУ «СОШ №80» г.Перми Ефимова Светлана Александровна

 Цель урока: Ответить на вопрос: «Какое общество было построено в СССР в 30-е годы?»

Цель урока:

  • Ответить на вопрос:
  • «Какое общество было построено в СССР в 30-е годы?»
 Задачи урока: Дать определения понятиям Рассмотреть историю становления термина «Враг народа» Выяснить причины репрессий в СССР Назвать «+» и «-» репрессий Познакомиться с соратниками Сталина и исполнителями репрессий Рассмотреть этапы репрессий («Государственный террор» и «Большой террор») Изучить документы и выполнить задания к ним Рассмотреть репрессии в Прикамье Подвести итоги репрессий Заполнить таблицу «Характерные черты советского общества»

Задачи урока:

  • Дать определения понятиям
  • Рассмотреть историю становления термина «Враг народа»
  • Выяснить причины репрессий в СССР
  • Назвать «+» и «-» репрессий
  • Познакомиться с соратниками Сталина и исполнителями репрессий
  • Рассмотреть этапы репрессий («Государственный террор» и «Большой террор»)
  • Изучить документы и выполнить задания к ним
  • Рассмотреть репрессии в Прикамье
  • Подвести итоги репрессий
  • Заполнить таблицу «Характерные черты советского общества»
 30 октября День Памяти Политических репрессий

30 октября

  • День
  • Памяти
  • Политических
  • репрессий
 I. Понятия: 1. Репрессии – процесс гонения и уничтожения неугодных власти людей, крайнее выражение диктаторской власти. Тотальный политический террор, который Сталин оправдывал сфабрикованными политическими процессами.

I. Понятия:

  • 1. Репрессии – процесс гонения и уничтожения неугодных власти людей, крайнее выражение диктаторской власти. Тотальный политический террор, который Сталин оправдывал сфабрикованными политическими процессами.
2. Враг народа – собирательный образ политических противников советской власти.
  • 2. Враг народа – собирательный образ политических противников советской власти.
II.История становления термина «Враг народа»: Максимилиан Робеспьер – лидер Великой Французской буржуазной революции и образец подражания Сталина 10 июня 1794 года сказал: «…кто ходит в шитых золотом штанах, тот враг всех санкюлотов» (то есть «кто не с революцией тот её враг», - решил Сталин). «Когда свобода добивается, по-видимому, блестящего триумфа, враги отечества составляют ещё более дерзкие заговоры» (М.Робеспьер).

II.История становления термина «Враг народа»:

  • Максимилиан Робеспьер – лидер Великой Французской буржуазной революции и образец подражания Сталина 10 июня 1794 года сказал: «…кто ходит в шитых золотом штанах, тот враг всех санкюлотов» (то есть «кто не с революцией тот её враг», - решил Сталин).
  • «Когда свобода добивается, по-видимому, блестящего триумфа, враги отечества составляют ещё более дерзкие заговоры» (М.Робеспьер).
29 июля 1936 года в «Закрытом письме» ЦК партии И.Сталин дополнил этот термин своим содержанием: «…враг народа обычно выглядит ручным и безобидным он делает всё для того, чтобы вползти в социализм; это люди, не принявшие социализма, и чем безнадёжнее их положение, тем охотнее они будут хвататься за крайнее средство». Л.Берия сказал следующее: «Враг народа не только тот, кто вредит, но и тот, кто сомневается в правильности линии партии. А таких среди нас ещё много и мы должны их ликвидировать».
  • 29 июля 1936 года в «Закрытом письме» ЦК партии И.Сталин дополнил этот термин своим содержанием: «…враг народа обычно выглядит ручным и безобидным он делает всё для того, чтобы вползти в социализм; это люди, не принявшие социализма, и чем безнадёжнее их положение, тем охотнее они будут хвататься за крайнее средство».
  • Л.Берия сказал следующее: «Враг народа не только тот, кто вредит, но и тот, кто сомневается в правильности линии партии. А таких среди нас ещё много и мы должны их ликвидировать».
III.Причины репрессий: 1. Необходимость консолидации общества для построения «светлого будущего» быстрыми темпами (Индустриализация, Коллективизация и Милитаризация). 2. Наличие политической оппозиции сталинскому режиму в лице соратников Ленина, «старой» интеллигенции, лидеров Армии, духовенства. 3. Недовольство населения политикой власти. 4. Стремление Сталина к ужесточению своей единоличной власти и политического режима. 5. Фальсификация «Дела об убийстве Кирова».

III.Причины репрессий:

  • 1. Необходимость консолидации общества для построения «светлого будущего» быстрыми темпами (Индустриализация, Коллективизация и Милитаризация).
  • 2. Наличие политической оппозиции сталинскому режиму в лице соратников Ленина, «старой» интеллигенции, лидеров Армии, духовенства.
  • 3. Недовольство населения политикой власти.
  • 4. Стремление Сталина к ужесточению своей единоличной власти и политического режима.
  • 5. Фальсификация «Дела об убийстве Кирова».
IV. «+» и «-» репрессий: 1. Смерти и ссылки невиновных 2 .Неудачи в политике и экономике списывались на диверсии и вредительство врагов народа 3 .Низкий уровень жизни 4. Атмосфера страха и подозрения в обществе 5 .Поиск врагов 6 .Доносы, стукачество 7 .Текучка кадров 8 .Вера в безгрешность вождя и партии 9 .Манипуляции сознанием 10 . Внушение атеизма 1. Консолидация общества 2 .Массовый эффективный труд 3 .Подъём производства 4 .Подъём патриотизма 5 .Отсутствие безработицы  «+»  «-»

IV. «+» и «-» репрессий:

  • 1. Смерти и ссылки невиновных
  • 2 .Неудачи в политике и экономике списывались на диверсии и вредительство врагов народа
  • 3 .Низкий уровень жизни
  • 4. Атмосфера страха и подозрения в обществе
  • 5 .Поиск врагов
  • 6 .Доносы, стукачество
  • 7 .Текучка кадров
  • 8 .Вера в безгрешность вождя и партии
  • 9 .Манипуляции сознанием
  • 10 . Внушение атеизма
  • 1. Консолидация общества
  • 2 .Массовый эффективный труд
  • 3 .Подъём производства
  • 4 .Подъём патриотизма
  • 5 .Отсутствие безработицы

«+»

«-»

V.Соратники Сталина и исполнители репрессий: 1.Берия Лаврентий Павлович. Министр ВД. 2.Ежов Николай Иванович. Нарком ВД.

V.Соратники Сталина и исполнители репрессий:

1.Берия Лаврентий Павлович. Министр ВД.

2.Ежов Николай Иванович. Нарком ВД.

3.Вышинский Андрей Януарьевич. Главный прокурор СССР. 4.Поскрёбышев Александр Николаевич. Первый заведующий Особым Сектором ЦК.

3.Вышинский Андрей Януарьевич. Главный прокурор СССР.

4.Поскрёбышев Александр Николаевич. Первый заведующий Особым Сектором ЦК.

5.Ульрих Василий Васильевич. Председатель военной коллегии Верховного суда СССР. 6.Сталин Иосиф Виссарионович. Председатель Совмина. Генсек ЦК КПСС.

5.Ульрих Василий Васильевич. Председатель военной коллегии Верховного суда СССР.

6.Сталин Иосиф Виссарионович. Председатель Совмина. Генсек ЦК КПСС.

VI.Этапы Репрессий:

VI.Этапы Репрессий:

1. «Государственный террор» -уничтожение политической оппозиции и захват единоличной власти (1934 – 1936гг.). 1 декабря 1934 года на соратника Сталина Сергея Мироновича Кирова было совершено покушение, которое не раскрыто до сегодняшнего дня. В этот же день вышел «Закон 1 декабря», который провозгласил «чистку» партии от заговорщиков и террористов. В убийстве Кирова Сталин с помощью фальсификаций обвинил Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева, которые составляли серьёзную оппозицию сталинскому правлению. После их расстрела в ходе «партийных чисток» были сосланы 663 сторонника Зиновьева, затем ещё 11 072 человека и далее счет пошёл на сотни тысяч.

1. «Государственный террор» -уничтожение политической оппозиции и захват единоличной власти (1934 – 1936гг.).

  • 1 декабря 1934 года на соратника Сталина Сергея Мироновича Кирова было совершено покушение, которое не раскрыто до сегодняшнего дня. В этот же день вышел «Закон 1 декабря», который провозгласил «чистку» партии от заговорщиков и террористов. В убийстве Кирова Сталин с помощью фальсификаций обвинил Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева, которые составляли серьёзную оппозицию сталинскому правлению. После их расстрела в ходе «партийных чисток» были сосланы 663 сторонника Зиновьева, затем ещё 11 072 человека и далее счет пошёл на сотни тысяч.
Сергей Миронович Киров. Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б).

Сергей Миронович Киров. Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б).

Григорий Евсеевич Зиновьев. Член Политбюро. Лев Борисович Каменев. Нарком внутренней и внешней торговли.

Григорий Евсеевич Зиновьев. Член Политбюро.

Лев Борисович Каменев. Нарком внутренней и внешней торговли.

2. «Большой террор» - массовые репрессии в рядах различных социальных групп (1936 – 1938 гг.). Политический террор Террор в Армии Террор интеллигенции Религиозный террор Польский террор Украинский террор Кавказский террор (и другие регионы) Японский террор Женский и детский террор (против семей «врагов народа»)

2. «Большой террор» - массовые репрессии в рядах различных социальных групп (1936 – 1938 гг.).

  • Политический террор
  • Террор в Армии
  • Террор интеллигенции
  • Религиозный террор
  • Польский террор
  • Украинский террор
  • Кавказский террор (и другие регионы)
  • Японский террор
  • Женский и детский террор (против семей «врагов народа»)
Евгений Львович Шварц. Писатель, журналист, сценарист. Осип Эмильевич Мандельштам Поэт.

Евгений Львович Шварц. Писатель, журналист, сценарист.

Осип Эмильевич Мандельштам Поэт.

Фёдор Фёдорович Раскольников. Писатель. Иван Петрович Павлов Академик.

Фёдор Фёдорович Раскольников. Писатель.

Иван Петрович Павлов Академик.

Николай Иванович Бухарин. Член Политбюро Алексей Иванович Рыков. Председатель Совнаркома.

Николай Иванович Бухарин. Член Политбюро

Алексей Иванович Рыков. Председатель Совнаркома.

VII.Анализ документов: Прочитайте документы и ответьте на вопросы к ним Письмо Ф.Ф.Раскольникова Письмо И.П.Павлова Стихотворение О.Э.Мандельштама Пьеса Е.Л.Шварца «Дракон» Речь Сталина «Кадры решают всё»

VII.Анализ документов:

  • Прочитайте документы и ответьте на вопросы к ним
  • Письмо Ф.Ф.Раскольникова
  • Письмо И.П.Павлова
  • Стихотворение О.Э.Мандельштама
  • Пьеса Е.Л.Шварца «Дракон»
  • Речь Сталина «Кадры решают всё»
VIII.Террор в Прикамье: По материалам книги «Урок памяти»

VIII.Террор в Прикамье:

  • По материалам книги «Урок памяти»
IX.Итоги репрессий: 1. Репрессировано 5 500 000 человек. 2. Из них расстреляно 800-900 тысяч человек. 3. Уничтожено 70% политических руководителей. 4. Из 178 000 офицеров репрессировано 30 000 человек. 5. Репрессированы сотни ведущих учёных по всему СССР. 6. Репрессированы тысячи священнослужителей и закрыты тысячи храмов. 7. Подорвано С/Х. 8. Уничтожен класс зажиточных крестьян. 9. Установлен тоталитаризм. 10. Сформирован «Культ личности вождя».

IX.Итоги репрессий:

  • 1. Репрессировано 5 500 000 человек.
  • 2. Из них расстреляно 800-900 тысяч человек.
  • 3. Уничтожено 70% политических руководителей.
  • 4. Из 178 000 офицеров репрессировано
  • 30 000 человек.
  • 5. Репрессированы сотни ведущих учёных по всему СССР.
  • 6. Репрессированы тысячи священнослужителей и закрыты тысячи храмов.
  • 7. Подорвано С/Х.
  • 8. Уничтожен класс зажиточных крестьян.
  • 9. Установлен тоталитаризм.
  • 10. Сформирован «Культ личности вождя».
X.Рефлексия: Заполнение таблицы «Характерные черты советского общества»

X.Рефлексия:

  • Заполнение таблицы «Характерные черты советского общества»
Подведение итогов урока Проверка таблиц Оценки за урок

Подведение итогов урока

  • Проверка таблиц
  • Оценки за урок
Домашнее задание: Подготовить презентацию об историческом деятеле периода репрессий (по выбору).

Домашнее задание:

  • Подготовить презентацию об историческом деятеле периода репрессий (по выбору).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!