СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Подготовка к ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает повторить самые трудные случаи из курса "Русский язык".

В презентации использованы материалы с сайтов

http://капканы-егэ.рф

http://www.proshkolu.ru

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Подготовка к ЕГЭ"»

Подготовка к ЕГЭ Самые трудные случаи  Романова Ирина Ильинична Учитель русского языка и литературы Г.Кемерово

Подготовка к ЕГЭ

Самые трудные случаи

Романова Ирина Ильинична

Учитель русского языка и литературы

Г.Кемерово

А1  Орфоэпические нормы  Правило Ударения в формах прошедшего времени глаголов . В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог: ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.

А1 Орфоэпические нормы

Правило

Ударения в формах прошедшего времени глаголов .

  • В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог:
  • ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.
А4  Синтаксические нормы  (построение предложения с деепричастным оборотом)

А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)

 Ловушка! Нельзя заменить если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения. Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)  если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

 Ловушка! Нельзя заменить

  • если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

  • если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

А6  Грамматические нормы (синтаксические нормы ) НЕЛЬЗЯ  заменить придаточное определительное причастным оборотом, если: если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА: Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь ( = Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).  Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.   Ловушка! Иногда в задании А6 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.

А6 Грамматические нормы (синтаксические нормы )

НЕЛЬЗЯ заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:

если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь ( = Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.

Ловушка!

Иногда в задании А6 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.

А9  Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.  Ловушка ! Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото . Такая ошибка связана с двумя факторами.

А9 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

  • Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

  • В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка !

  • Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

  • Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.  Помни! Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.   Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.  В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было  проколото . Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. . Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
  • Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

  • Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
  • Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

  • Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. .

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

А13. Правописание корней. Ловушка №1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом - ЫВА-(-ИВА -): хорОший – прихорАшИВАться. Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.   Ловушка №2! В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:  вОРОта – привРАтник, хОРОнить – охРАна, зОЛОто – зЛАто, хОЛОдный – прохЛАда.

А13. Правописание корней.

Ловушка №1!

  • Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом - ЫВА-(-ИВА -):

хорОший – прихорАшИВАться.

  • Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

  • В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
  • вОРОта – привРАтник,
  • хОРОнить – охРАна,
  • зОЛОто – зЛАто,
  • хОЛОдный – прохЛАда.
  «Запоминалки» Заря, зарница , озарять  по слову « ЗАРЕВО» я буду проверять

«Запоминалки»

Заря, зарница , озарять

по слову « ЗАРЕВО» я буду проверять

А14. Правописание приставок.

А14. Правописание приставок.

 Различай!           Ловушка! ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.( ДИСГАРМОНИЯ)
  • Различай!

Ловушка!

  • ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.( ДИСГАРМОНИЯ)
А15.  Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.  Ловушка! Верно определи начальную форму глагола: Занавешивать-1 спр, несов вид ( занавешива е т) Занавесить-2 спр.совер. вид( занавес и т)   «Запоминалки»

А15. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Ловушка!

Верно определи начальную форму глагола:

Занавешивать-1 спр, несов вид ( занавешива е т)

Занавесить-2 спр.совер. вид( занавес и т)

«Запоминалки»

А20.  Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах )

А20. Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах )

А21.  Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,  грамматически не связанными с членами предложения.  В этом задании ты столкнешься с таким явлением в русском языке, как вводные слова и конструкции.  Различай!

А21. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. В этом задании ты столкнешься с таким явлением в русском языке, как вводные слова и конструкции.

Различай!

 Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.   Ловушка №2!  Частица бывало запятыми выделяется.

Ловушка №1!

  • Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.

Ловушка №2!

  • Частица бывало запятыми выделяется.
А22.  Знаки препинания в простом осложненном предложении   Ловушка №1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.     (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)

А22. Знаки препинания в простом осложненном предложении

Ловушка №1!

  • В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.
  • (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)
 Ловушка №2! Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов): Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед    Запятая внутри них не ставится ! Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря Ни слуху ни духу

Ловушка №2!

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед Запятая внутри них не ставится !
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря
  • Ни слуху ни духу
В1.  Основные способы словообразования.  Ловушка! перечита л ← перечита ть (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. пере чита ть – чита ть ( приставочный способ).

В1. Основные способы словообразования.

Ловушка!

  • перечита л ← перечита ть (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.
  • Правильно: перечитал, н.ф. пере чита ть – чита ть ( приставочный способ).
когда в указанные предложения «подбрасываются» причастия и деепричастия типа «построивший» и «построив» с требованием найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Ребенок волнуется, нервничает, а тут так легко: вот они, приставка и суффикс! И балл потерян! Подросток попал в «ловушку»: он забыл, что эти глагольные формы никогда не образуются данным способом.
  • когда в указанные предложения «подбрасываются» причастия и деепричастия типа «построивший» и «построив» с требованием найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Ребенок волнуется, нервничает, а тут так легко: вот они, приставка и суффикс! И балл потерян! Подросток попал в «ловушку»: он забыл, что эти глагольные формы никогда не образуются данным способом.
Правило Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой. Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!  Правильно: вход ← вход ить (бессуффиксный способ).

Правило

  • Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка!

  • вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!
  • Правильно: входвход ить (бессуффиксный способ).
В3.  Словосочетание.  Ловушка! Не являются подчинительными словосочетаниями: Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; Составные словоформы : более светлый, будет ходить; Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

В3. Словосочетание.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

  • Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;
  • Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;
  • Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
  • Составные словоформы : более светлый, будет ходить;
  • Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.
Удивительно, но разработчики ЕГЭ в тренировочные тесты вставили в задание В2 примеры, которые выходят за рамки школьной программы. Материал нетрудный, просто он в школе изучается несколько однобоко. Речь идет о таком способе подчинительной связи в словосочетании, как примыкание. Даются примеры типа «ее книжка», дети постарше, «платье бордо». В школьной практике такие словосочетания разбирают как согласование . А это примыкание, так как притяжательные местоимения: ее его, их, несклоняемые прилагательные и форма простой сравнительной степени прилагательного относятся к неизменяемым, значит, они примыкают только по смыслу к главному слов
  • Удивительно, но разработчики ЕГЭ в тренировочные тесты вставили в задание В2 примеры, которые выходят за рамки школьной программы. Материал нетрудный, просто он в школе изучается несколько однобоко. Речь идет о таком способе подчинительной связи в словосочетании, как примыкание.
  • Даются примеры типа «ее книжка», дети постарше, «платье бордо». В школьной практике такие словосочетания разбирают как согласование
  • . А это примыкание, так как притяжательные местоимения: ее его, их, несклоняемые прилагательные и форма простой сравнительной степени прилагательного относятся к неизменяемым, значит, они примыкают только по смыслу к главному слов
Например, «прическа каре», «платье хаки», «ее книга». Особенно много споров вызывает последний пример. Но как просто доказать, что слова «ейная» книжка или «ейеной» кофты мы просто не используем в речи.
  • Например, «прическа каре», «платье хаки», «ее книга». Особенно много споров вызывает последний пример. Но как просто доказать, что слова «ейная» книжка или «ейеной» кофты мы просто не используем в речи.
Различай !  В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда.   На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление , а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Различай !

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда.

На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление , а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!