СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Подготовк к сочинению 15.1 и 15.2"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению 15.1 и 15.2 «Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе средствами учебно-методической литературы издательства "Дрофа"». Тема выступления: «УМК В.В.Бабайцевой. Основной государственный экзамен: подготовка к сочинению». Учитель русского языка всегда на передовой – то ОГЭ, то ЕГЭ, то зимнее сочинение. Поэтому, планируя свою деятельность, он думает прежде всего о том, как подготовить своих подопечных к успешной сдаче экзамена. И не важно, 5 это класс или 11, в планировании работы должны быть заложены уроки подготовки к итоговой аттестации. И УМК Веры Васильевны Бабайцевой, как нельзя лучше, позволяет это сделать. Давайте обратимся к учебникам.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Подготовк к сочинению 15.1 и 15.2"»

 Суязова И.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП»

Суязова И.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП»

6 класс. Тема : Имя существительное.  Задание 227 . Докажите, что слова белизна, двойка, бег  являются существительными. 1. Тезис Слово краснота  является существительным. 2. Доказательства (аргументы) Во-первых, слово краснота обозначает предмет (отвлечённое понятие). Во-вторых , имеет морфологические признаки существительного: это существительное ж.р., 1-го скл ., оно имеет только форму ед.ч ., изменяется по падежам (стоит в начальной форме: И.п .). В-третьих , имеет морфемный состав, характерный для существительного: крас-н-от-а – суффикс – ОТ- и окончание –А. Суффикс –ОТ - есть только у существительных. В-четвёртых , в предложении слово краснота  обычно выполняет функции подлежащего или дополнения. 3. Вывод (итог) Следовательно, слово краснота является существительным.

6 класс. Тема : Имя существительное. Задание 227 . Докажите, что слова белизна, двойка, бег являются существительными.

1. Тезис

Слово краснота является существительным.

2. Доказательства (аргументы)

Во-первых, слово краснота обозначает предмет (отвлечённое понятие).

Во-вторых , имеет морфологические признаки существительного: это существительное ж.р., 1-го скл ., оно имеет только форму ед.ч ., изменяется по падежам (стоит в начальной форме: И.п .).

В-третьих , имеет морфемный состав, характерный для существительного: крас-н-от-а – суффикс – ОТ- и окончание –А. Суффикс –ОТ - есть только у существительных.

В-четвёртых , в предложении слово краснота обычно выполняет функции подлежащего или дополнения.

3. Вывод (итог)

Следовательно, слово краснота является существительным.

6 класс, задание 441. Тема : Глагол . Докажите, что слова бег, выход, отлёт не являются глаголами 1. Тезис Слово ремонт является не глаголом, а существительным 2. Доказательства (аргументы) Во-первых, слово ремонт обозначает предмет, а не действие (отвлечённое понятие). Во-вторых, имеет морфологические признаки существительного: это существительное м.р., 2-го скл., оно имеет формы ед. и мн. ч. (ремонты), изменяется по падежам (стоит в начальной форме: И.п.). В-третьих, имеет морфемный состав, характерный для существительного: ремонт - нулевое окончание, выражающее грамматическое значение м.р., ед.ч., И.п. В-четвёртых, в предложении слово ремонт обычно выполняет функции подлежащего или дополнения. 3. Вывод (итог) Следовательно, слово ремонт  - это существительное, а не глагол.

6 класс, задание 441. Тема : Глагол . Докажите, что слова бег, выход, отлёт не являются глаголами

1. Тезис

Слово ремонт является не глаголом, а существительным

2. Доказательства (аргументы)

Во-первых, слово ремонт обозначает предмет, а не действие (отвлечённое понятие).

Во-вторых, имеет морфологические признаки существительного: это существительное м.р., 2-го скл., оно имеет формы ед. и мн. ч. (ремонты), изменяется по падежам (стоит в начальной форме: И.п.).

В-третьих, имеет морфемный состав, характерный для существительного: ремонт - нулевое окончание, выражающее грамматическое значение м.р., ед.ч., И.п.

В-четвёртых, в предложении слово ремонт обычно выполняет функции подлежащего или дополнения.

3. Вывод (итог)

Следовательно, слово ремонт - это существительное, а не глагол.

6 класс Тема: Имя прилагательное. Задание 538, стр. 142: к каким частям речи относятся слова молодость, кривизна, чернота ? Постройте свой ответ по образцам заданий 277, 441. 7 класс Тема: Служебные части. Задание 1026, стр. 283: Прочитайте цитату из работы М.В.Ломоносова «Краткое руководство к красноречию».  «Союзы подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают…Слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставлять щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться». Согласны ли вы с мнением великого учёного? Мотивируйте свой ответ, привлекая примеры (желательно из произведений художественной литературы).

6 класс

Тема: Имя прилагательное.

Задание 538, стр. 142: к каким частям речи относятся слова молодость, кривизна, чернота ? Постройте свой ответ по образцам заданий 277, 441.

7 класс

Тема: Служебные части. Задание 1026, стр. 283: Прочитайте цитату из работы М.В.Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». «Союзы подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают…Слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставлять щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».

Согласны ли вы с мнением великого учёного? Мотивируйте свой ответ, привлекая примеры (желательно из произведений художественной литературы).

Результаты анализа жанровой или стилистической принадлежности текстов Количество текстов той или иной жанровой или стилистической принадлежности  Жанровая или стилистическая принадлежность текста 1. Стихотворение или фрагмент стихотворения 6 класс 42 7 класс 2. Народная сказка 8 класс 16 1 3. Литературная сказка 1 1  9 класс 0 4. Фрагмент художественного текста 25 5. Публицистическая статья или фрагмент статьи (очерка) 1 6 0 0 6 0 16 6. Научная статья о языке 3 1 14 4 7 12 1 23 1 1

Результаты анализа жанровой или стилистической принадлежности текстов

Количество текстов той или иной жанровой или стилистической принадлежности

Жанровая или стилистическая принадлежность текста

1. Стихотворение или фрагмент стихотворения

6

класс

42

7

класс

2. Народная сказка

8

класс

16

1

3. Литературная сказка

1

1

9

класс

0

4. Фрагмент художественного текста

25

5. Публицистическая статья или фрагмент статьи (очерка)

1

6

0

0

6

0

16

6. Научная статья о языке

3

1

14

4

7

12

1

23

1

1

 6 класс.  Раздел «Повторение изученного».  Задание 12 (стр. 9).   Как весел грохот летних бурь. Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. ( Ф.И.Тютчев )

6 класс. Раздел «Повторение изученного». Задание 12 (стр. 9).

Как весел грохот летних бурь.

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

( Ф.И.Тютчев )

Задание учебника С помощью каких звуков и словосочетаний поэт рисует картину летней грозы?  Выпишите устаревшие слова. Объясните их значение. Подберите к ним синонимы. Объясните лексическое значение слов: прах (летучий), лазурь (небесная), дубрава. Задание учителя Ответьте на вопрос, как вы понимаете смысл высказывания известного лингвиста В.В.Виноградова : « Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими » .

Задание учебника

  • С помощью каких звуков и словосочетаний поэт рисует картину летней грозы?
  • Выпишите устаревшие слова. Объясните их значение. Подберите к ним синонимы.
  • Объясните лексическое значение слов: прах (летучий), лазурь (небесная), дубрава.

Задание учителя

  • Ответьте на вопрос, как вы понимаете смысл высказывания известного лингвиста В.В.Виноградова : « Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими » .
Примерный ответ учеников, оформленный в виде таблицы Понимание высказывания Нельзя не согласиться с мнением известного лингвиста. Действительно, Фёдор Иванович Тютчев в своём стихотворении умело использует различные средства выразительности. Это позволяет ему создать картину летней грозы. Аргумен т 1 Во-первых, мне очень понравилось слово «весел», которым автор характеризует «грохот летних бурь». В кратком прилагательном я слышу настроение самого поэта. Аргумен т 2 Во-вторых, глаголы-олицетворения «смутит», «набежит»,  «задрожит» оживляют природу, делают её близкой и родной.  Вывод Таким образом, мы убедились, что В.В.Виноградов прав.

Примерный ответ учеников, оформленный в виде таблицы

Понимание высказывания

Нельзя не согласиться с мнением известного лингвиста. Действительно, Фёдор Иванович Тютчев в своём стихотворении умело использует различные средства выразительности. Это позволяет ему создать картину летней грозы.

Аргумен т 1

Во-первых, мне очень понравилось слово «весел», которым автор характеризует «грохот летних бурь». В кратком прилагательном я слышу настроение самого поэта.

Аргумен т 2

Во-вторых, глаголы-олицетворения «смутит», «набежит», «задрожит» оживляют природу, делают её близкой и родной.

Вывод

Таким образом, мы убедились, что В.В.Виноградов прав.

 Вот какие ощущения подарила мне жизнь однажды, когда земное утро застало меня не в постели, не в избе или в городской квартире, а под стогом сена на берегу реки Колокши.  Не рыбалкой запомнилось мне утро этого дня...  Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, на стаю которых я напал, и предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и все неповторимые запахи, которые возникают там, где есть вода, осока, крапива, мята, луговые травы и цветы, и горькая ива.  И всё же утро было необыкновенное.  (В. А. Солоухин)

Вот какие ощущения подарила мне жизнь

однажды, когда земное утро застало меня не в постели, не в избе или в городской квартире, а под

стогом сена на берегу реки Колокши.

Не рыбалкой запомнилось мне утро этого дня...

Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, на стаю которых я напал, и предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и все неповторимые запахи, которые возникают там, где есть вода, осока, крапива, мята, луговые травы и цветы, и горькая ива.

И всё же утро было необыкновенное.

(В. А. Солоухин)

Задание учебника Определите тему. Укажите ключевые слова. Определите, какие это части речи. Озаглавьте текст. Определите тип речи. Найдите служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Какую роль они играют в тексте? Могут ли ключевые слова быть служебными частями речи? Задание учителя  После работы над текстом предлагаем ученикам прокомментировать высказывание выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства»  и записать свои ответы в виде нескольких предложений.

Задание учебника

  • Определите тему. Укажите ключевые слова. Определите, какие это части речи. Озаглавьте текст.
  • Определите тип речи.
  • Найдите служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Какую роль они играют в тексте? Могут ли ключевые слова быть служебными частями речи?

Задание учителя

После работы над текстом предлагаем ученикам прокомментировать высказывание выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» и записать свои ответы в виде нескольких предложений.

Примерный ответ учеников, оформленной в виде таблицы Понимание высказывания Мне кажется, что у каждой части речи своя роль: существительное обозначает предметы, глагол – действие, прилагательное - признак, союз соединяет однородные члены или части сложного предложения, предлоги скрепляют слова в словосочетания… Аргумен т 1 Например, союз И в предложении 3 соединяет однородные подлежащие и части сложного предложения. Этот же союз соединяет третье и четвёртое предложения. Аргумен т 2 Кроме того,  предложение 2 начинается с частицы НЕ, которая делает его отрицательным.  Вывод Следовательно, я доказал, что в русском языке важна любая часть речи.

Примерный ответ учеников, оформленной в виде таблицы

Понимание высказывания

Мне кажется, что у каждой части речи своя роль: существительное обозначает предметы, глагол – действие, прилагательное - признак, союз соединяет однородные члены или части сложного предложения, предлоги скрепляют слова в словосочетания…

Аргумен т 1

Например, союз И в предложении 3 соединяет однородные подлежащие и части сложного предложения. Этот же союз соединяет третье и четвёртое предложения.

Аргумен т 2

Кроме того, предложение 2 начинается с частицы НЕ, которая делает его отрицательным.

Вывод

Следовательно, я доказал, что в русском языке важна любая часть речи.

7 класс. Краткие страдательные причастия. Фрагмент стихотворения Николая Алексеевича Некрасова: … Молода, хороша, удивительна, Словно рукой гениальной отточено, Смуглое личико – всё в ней пленительно. Тянут назад её голову милую Русые волосы, сеткою сжатые… Задание учебника Определите тему текста, тип речи и стиль текста. Какими средствами выражено отношение автора к своей героине? Задание учителя Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ученого Владимира Ивановича Даля

7 класс. Краткие страдательные причастия.

Фрагмент стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:

Молода, хороша, удивительна,

Словно рукой гениальной отточено,

Смуглое личико – всё в ней пленительно.

Тянут назад её голову милую

Русые волосы, сеткою сжатые…

Задание учебника

  • Определите тему текста, тип речи и стиль текста.
  • Какими средствами выражено отношение автора к своей героине?

Задание учителя

Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ученого Владимира Ивановича Даля " Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного ".

Примерный ответ учеников, оформленной в виде таблицы Понимание высказывания Нельзя не согласиться с точкой зрения В.И.Даля. Действительно, в причастии мы может найти и признаки глагола, и признаки прилагательного. Аргумен т 1 Во-первых, у причастия, как и у глагола, мы можем определить вид (совершенный или несовершенный) и время. Например, причастия «отточено» и «сжатые» совершенного вида и прошедшего времени. Аргумен т 2 Во-вторых,  страдательные причастия, как и качественные прилагательные, могут иметь  краткую и полную форму. В краткой форме они изменяются по числам и родам, в предложении выступают в роли сказуемого. В полной – по родам, числам, падежам, в предложении могут быть определением или сказуемым. Так, краткое причастие «отточено» употреблено в форме единственного числа, среднего рода и является сказуемым. Причастие «сжатые» полное, в форме множественного числа, Именительного падежа. В предложении ыфполняет функцию определения. Вывод Таким образом, мы доказали, что «причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

Примерный ответ учеников, оформленной в виде таблицы

Понимание высказывания

Нельзя не согласиться с точкой зрения В.И.Даля. Действительно, в причастии мы может найти и признаки глагола, и признаки прилагательного.

Аргумен т 1

Во-первых, у причастия, как и у глагола, мы можем определить вид (совершенный или несовершенный) и время. Например, причастия «отточено» и «сжатые» совершенного вида и прошедшего времени.

Аргумен т 2

Во-вторых, страдательные причастия, как и качественные прилагательные, могут иметь краткую и полную форму. В краткой форме они изменяются по числам и родам, в предложении выступают в роли сказуемого. В полной – по родам, числам, падежам, в предложении могут быть определением или сказуемым. Так, краткое причастие «отточено» употреблено в форме единственного числа, среднего рода и является сказуемым. Причастие «сжатые» полное, в форме множественного числа, Именительного падежа. В предложении ыфполняет функцию определения.

Вывод

Таким образом, мы доказали, что «причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

8 класс. Порядок анализа текста 1. Определить тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать: а) начало текста; б) ключевые слова и др. 2. Определить тип речи (описание, повествование, рассуждение). 3. Указать синтаксические особенности текста: а) количество предложений; б) преобладающие типы предложений; в) способ связи предложений ( цепной или параллельный ) и др.

8 класс. Порядок анализа текста

1. Определить тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова и др.

2. Определить тип речи (описание, повествование, рассуждение).

3. Указать синтаксические особенности текста:

а) количество предложений;

б) преобладающие типы предложений;

в) способ связи предложений ( цепной или параллельный ) и др.

4. Отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности): а) порядок слов ( чередование данного и нового и др .); б) ударение ( расставить ударения для чтения ); в) лексический повтор; г) местоимения; д) союзы и др.

4. Отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности):

а) порядок слов ( чередование данного и нового и др .);

б) ударение ( расставить ударения для чтения );

в) лексический повтор;

г) местоимения;

д) союзы и др.

5. Определить стиль текста: а) отметить влияние речевой ситуации на стиль текста ( где? с кем? ); способы выражения авторской оценки; б) разговорный или книжный ( научный, деловой, публицистический, художественный ); в) отметить стилистические средства: фонетические; лексические; словообразовательные ( морфемные ); морфологические; синтаксические. 6. Отметить качества хорошей речи. 7. Прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

5. Определить стиль текста:

а) отметить влияние речевой ситуации на стиль текста ( где? с кем? ); способы выражения авторской оценки;

б) разговорный или книжный ( научный, деловой, публицистический, художественный );

в) отметить стилистические средства: фонетические; лексические; словообразовательные ( морфемные ); морфологические; синтаксические.

6. Отметить качества хорошей речи.

7. Прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Подготовка к сочинениям 15.1., 15.2. по одному и тому же тексту 9 класса (задание 345, стр. 146) Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет божий мир. Прозрачно-бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.  ( И.А.Бунин )

Подготовка к сочинениям 15.1., 15.2.

по одному и тому же тексту

9 класса (задание 345, стр. 146)

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

( И.А.Бунин )

Задания учебника (в ходе работы заполняется таблица) 1. Произведите анализ по плану (см. выше). 2. Определяя тип речи, обратите внимание на следующие вопросы:  Совпадают ли предложения со строфами? Каким способом связаны предложения? 3. Определяя стиль текста, укажите: какое время года описывает И.Бунин? Что характерно для зимнего пейзажа? Для весеннего? 4. Укажите эпитеты, метафоры, олицетворения, слова с оценочным значением. 5. Известно, что И.Бунин – замечательный мастер пейзажа. Попробуйте объяснить, почему последняя строфа начинается словом-предложением НЕТ.

Задания учебника

(в ходе работы заполняется таблица)

1. Произведите анализ по плану (см. выше).

2. Определяя тип речи, обратите внимание на следующие вопросы:

  • Совпадают ли предложения со строфами?
  • Каким способом связаны предложения?

3. Определяя стиль текста, укажите: какое время года описывает И.Бунин? Что характерно для зимнего пейзажа? Для весеннего?

4. Укажите эпитеты, метафоры, олицетворения, слова с оценочным значением.

5. Известно, что И.Бунин – замечательный мастер пейзажа. Попробуйте объяснить, почему последняя строфа начинается словом-предложением НЕТ.

6. Как вы понимаете последнюю строфу? (Чем не задание 15.2.?) Вывод: работая над этими заданиями, ученики готовятся ко всем видам сочинения. вопрос 3 поможет ученикам в работе и над сочинением 15.1. и над сочинением 15.2.; вопрос 4 (поиск средств выразительности) – это подготовка к сочинению на лингвистическую тему; вопрос 5 поможет в работе над сочинением 15.1. и 15.2.; вопрос 6 содержит в себе задание сочинения 15.2.

6. Как вы понимаете последнюю строфу? (Чем не задание 15.2.?)

Вывод: работая над этими заданиями, ученики готовятся ко всем видам сочинения.

  • вопрос 3 поможет ученикам в работе и над сочинением 15.1. и над сочинением 15.2.;
  • вопрос 4 (поиск средств выразительности) – это подготовка к сочинению на лингвистическую тему;
  • вопрос 5 поможет в работе над сочинением 15.1. и 15.2.;
  • вопрос 6 содержит в себе задание сочинения 15.2.
ХОРОШЕГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ! ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ Мой сайт:  http : / / suyazova . my1 . ru / www . proshkolu.ru Ирина Анатольевна Суязова – личная страница 6. Как вы понимаете последнюю строфу? (Чем не задание 15.2.?) Вывод: работая над этими заданиями, ученики готовятся ко всем видам сочинения: ответ на вопрос 3 мы поможет ученикам в работе и над сочинением 15.1. и над сочинением 15.2.; п оиск средств выразительности (вопрос 4) – это подготовка к сочинению на лингвистическую тему; вопрос 5 поможет в работе над сочинением 15.1. и 15.2.; вопрос 6 содержит в себе задание сочинения 15.2.

ХОРОШЕГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ!

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ

Мой сайт: http : / / suyazova . my1 . ru /

www . proshkolu.ru

Ирина Анатольевна Суязова – личная страница

6. Как вы понимаете последнюю строфу? (Чем не задание 15.2.?)

Вывод: работая над этими заданиями, ученики готовятся ко всем видам сочинения:

  • ответ на вопрос 3 мы поможет ученикам в работе и над сочинением 15.1. и над сочинением 15.2.;
  • п оиск средств выразительности (вопрос 4) – это подготовка к сочинению на лингвистическую тему;
  • вопрос 5 поможет в работе над сочинением 15.1. и 15.2.;
  • вопрос 6 содержит в себе задание сочинения 15.2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!