Урок обществознания
- Тема: Предпринимательская деятельность
- 8 класс
- Цели: Создать условия для формирования представлений о предпринимательской деятельности; какими качествами личности должен обладать успешный предприниматель.
- Задачи: Образовательные: усвоение учащимися сведений о различных способах и формах организации предпринимательской деятельности, «предпринимательство», «фирма», «товарищество», «акционерное общество».
- Развивающие: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; умение договариваться и находить компромиссные решения
- Воспитательные: развитие навыков культуры общения, социального кругозора, уважение к мнениям и взглядам окружающих.
К сожалению мой кабинет не оснащен интерактивной доской (работать с ней умею), поэтому подготовила презентацию в программе Microsoft PowerPoint.
2
1
На какой из фотографий вы хотели бы увидеть себя?
Уч-ся выдвигают гипотезы, которые подведут к необходимости учиться и выбрать профессию
Что необходимо сделать для того,
чтобы быть деловым человеком?
Какую профессию выбрать?
Top10 самых ценных и востребованных профессий в России
№
1
Профессия
2
Количество вакансий
Программисты, разработчики
3
Юрист/Юрисконсульт
2 335
Водитель персональный/офисный
4
518
322
Web-программист
5
301
Аудитор
6
289
Менеджер по закупкам
7
8
Врач стоматолог
282
9
Менеджер по продукту
281
254
Инженер-проектировщик
10
241
Повар, кондитер
219
Профориентация. Цель – задуматься о выборе будущей профессии и ее востребованности сегодня и именно в нашем регионе
Учебные заведения Ростовской области и России
Куда пойти учиться?
Краткая реклама учебных заведений и адрес целенаправленного поиска. Затем вопрос о необходимости знаний.
Минута любознательных
- Зарплату выдали 11-ю тысячными, 11-ю сотенными и 11-ю
рублевыми купюрами. Чему равна зарплата?
2. Что дороже: полкилограмма двугривенных или килограмм гривенников?
3. Что можно приготовить, но нельзя съесть?
4. Как в результате больших финансовых потерь стать миллионером?
5. Где сыр и колбаса всегда бесплатны?
6. Что означает появление на товаре этикеток “ новинка ” или
“ улучшенная модель ” ?
7. Эре
8. Пистоль
9. Грош
Незнайка на луне.
10. Пиастр
Тим Талер, или Проданный смех
11. Динар
Три мушкетера
12. Фертинг
Али - баба и сорок разбойников
Остров сокровищ
Малыш и Карлсон
На интерактивной доске ответы можно дописать, а в таблице сделать перемещение. Данный вид работы необходим для того, чтобы разделить класс на группы для выполнения последующих заданий. На скорость определяется три уч-ся, которые и будут в последующем капитанами 3-х команд. Остальных могут выбрать они или рассчитать на 1-3. Перемещение по классу это своеобразная динамическая пауза.
Встречаем гостью
Прослушав стихотворение ответьте на вопрос: «Кем хочет стать сказочная героиня?»
Предпринимательство – это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦА
Что такое предпринимательство ?
Роль предпринимательства
В экономике
Ст. 34 Конституции РФ
Определите отличительные признаки предпринимательской деятельности
- «Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами, достигшими возраста 18 лет, признанные дееспособными, на свой страх и риск и под имущественную ответственность».
+
-
результат
Используется методический прием деятельностного обучения «Чтение классом», который делает знакомство с текстом деятельностным, развивает умения определять по смыслу последовательность важного для восприятия текста. Затем каждая группа заполняет свою часть схемы и вывешивает ее на «бельевую веревку» (прием, который позволяет сосредоточить всю важную информацию во время урока перед глазами. В итоге получится мини-проект).
8
Роль предпринимательства
В экономике
Главный принцип рыночной экономики:
- «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать выгоду, и от этого выигрывает все общество».
А.Смитт
Определите функции предпринимательской деятельности
Каждая группа работает с текстом учебника и формулирует одну из функций, которую записывает на отдельном листе целой схемы и вывешивает его на веревку.
8
Значение предпринимательства для экономики государства
Предприниматель
платит налоги
Стремясь получить
прибыль,
и этим повышает
предприниматель
благосостояние
вносит новшества
государства
в процесс
производства
(новые товары,
услуги, технологии
и т.д.)
Предприниматель
создает рабочие
места
Собираем и проверяем правильность заполнения.
8
Хотите ли вы стать предпринимателем и иметь собственное дело?
«Успех наносящий вред другим,
есть неудача»
Народная мудрость
А) однозначно- да;
Б) однозначно- нет;
С) ещё сомневаюсь.
Составьте морально-нравственный кодекс
предпринимателя
1. Стремление к успеху, упорство.
2. Инициативность.
3. Стараться жить «на широкую ногу ».
4. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
5. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.
6. Самостоятельность.
7. Стремление обогатиться любым путем.
8. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
9. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
10. Быть упорным в труде.
11. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
12. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.
13. Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.
14. Умение выйти «сухим из воды».
Морально-нравственный кодекс предпринимателя
1. Стремление к успеху, упорство.
2. Инициативность.
3. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
4. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.
5. Самостоятельность.
6. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
7. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
8. Быть упорным в труде.
9. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
10. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.
11. Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.
Организационные формы
предпринимательства
***** – это коммерческая организация , приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
- Создаются на **** основе, по желанию ****;
- **** деятельность без регистрации ****;
- ****, осуществляемое без привлечения **** труда – индивидуальная трудовая деятельность;
- Предпринимательство с **** наёмных работников – предприятие (****).
Необходимо заполнить недостающие слова в тексте документа (прием «Прогулка по классу» – на столе текст в учебнике, а на видном месте в классе висят листы с пропусками. Уч-ся каждой команды по очереди к ним подходят к своим листам и заполняют по одному пропуску).
8
Организационные формы
предпринимательства
Фирма – это коммерческая организация , приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
- Создаются на добровольной основе, по желанию граждан;
- Предпринимательская деятельность без регистрации запрещена;
- Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наёмного труда – индивидуальная трудовая деятельность;
- Предпринимательство с привлечением наёмных работников – предприятие (фирма).
Проверка
8
ЦЕЛЬ ФИРМЫ
- Получение прибыли и ее максимизация через удовлетворение потребности общества в необходимых товарах и услугах
КАК И В КАОЙ ФОРМЕ МОЖНО
ОРГАНИИЗОВАТЬ ФИРМУ?
Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности
форма
Сущность
Индивидуальное предприятие
Товарищество
Преимущества
Предприятием владеет один собственник, который ведет бизнес самостоятельно и полностью несет риск убытков.
Акционерное общество
Объединение нескольких собственников.
Простота организации, ведения дела и ликвидации. Высокая степень свободы.
Большие возможности развивать производство.
Организация, созданная на основе объединения денежных средств посредством продажи акций.
Большие финансовые возможности. Может осуществлять крупные проекты.
Каждая команда заполняет свою часть таблицы и затем переносит ее в общую на веревку.
ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Мелкий бизнес
До 100 человек
Средний бизнес
До 500 человек
Крупный бизнес
Свыше нескольких тысяч человек
ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
?
?
?
?
?
- Если бы ты стал предпринимателем, то какие моральные качества поставил бы на первое место?
- Какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
- В чем преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства?
- Какова доля малых предприятий в экономике России и развитых стран?
- Вывод: Благополучие страны зависит от фирм любого размера и формы, поэтому в их успешной деятельности заинтересованно и государство .
Перед глазами уч-ся веревка и учебник, где представлен весь материал урока. С его помощью проводится закрепление в форме фронтальной беседы.
19
Наши земляки-предприниматели – меценаты школы
Филиппов Ю.В.
Свинарева Н.С.
Наши земляки-предприниматели
Минаев С.Ф.
Свинарев С.И.
«Фирме на работу требуются»
Составить объявление о приеме на работу на предприятие малого, среднего и крупного бизнеса.
Критерии оценивания:
лаконичность,
информативность,
оригинальность текста,
знание психологии
человека,
требования к потенциальному сотруднику.
Творческое задание каждой группе составить объявление для малого, среднего и крупного бизнеса.
19
- Домашнее задание:
- 1. § 22, понятия. На выбор задание № 4 (стр. 192) или проекты «Мое дело», или «Известные предприниматели Дона» (презентации из 5 слайдов).
- Допустим ты предприниматель. Какое дело предпочел бы начать?
- Проанализируй процесс его оформления и возможные риски.
19
По работе и награда
Спасибо
за работу на уроке !
Оценка за работу на уроке выставляется комплексно:
Самооценка при помощи з/п, которую выдают монетами из золота, серебра и меди, что соответствует оценкам – «5», «4», «3»;
Оценка членов команды и оценка учителя аналогично. Затем высчитывается средний балл.
19
Ну а там уж развернусь! Чтобы мне кафе открыть, Лицензию надо получить, Помещение арендовать, Его оборудовать и бизнес начать. Дело я свое начну, Ряд работников найму. Потом в газету рекламу дам, Чтобы в кафе приходили к нам: «Приходите, дорогие, Я вас чаем угощу!» Посетители прибегали, Все стаканы выпивали. А пенсионеры - по три чашки С молоком и крендельком.
Нынче Муха-Цокотуха - предпринимательница!
- Гляньте, Муха там идет. Громко песенку поет: Как-то раз по полю шла, Там я денежку нашла. А раз денежку нашла, В дом доход я принесла. Значит, бизнесом займусь – Широко я развернусь! Подсчитаю свой доход, Не забуду и расход. Чтоб работать без изъяна, Я составлю бизнес-план. Только чем же мне заняться? Как бы прибыль получить? Может, мне кафе открыть? Еще нужен капитал, А не то — крутой провал! Деньги в банк свои вложу, Депозит я «отворю», Накоплением займусь.
Если останется время можно вернуться к стихотворению, в котором теперь учащиеся находят и объясняют экономические термины (можно записывать на доске либо просто называть).
19
Ну а там уж развернусь! Чтобы мне кафе открыть, Лицензию надо получить, Помещение арендовать , Его оборудовать и бизнес начать. Дело я свое начну, Ряд работников найму . Потом в газету рекламу дам, Чтобы в кафе приходили к нам: «Приходите, дорогие, Я вас чаем угощу!» Посетители прибегали, Все стаканы выпивали. А пенсионеры - по три чашки С молоком и крендельком. Нынче Муха-Цокотуха - Предпринимательница!
- Гляньте, Муха там идет. Громко песенку поет: Как-то раз по полю шла, Там я денежку нашла. А раз денежку нашла, В дом доход я принесла. Значит, бизнесом займусь – Широко я развернусь! Подсчитаю свой доход, Не забуду и расход. Чтоб работать без изъяна, Я составлю бизнес-план. Только чем же мне заняться? Как бы прибыль получить? Может, мне кафе открыть? Еще, нужен капитал А не то — крутой провал! Деньги в банк свои вложу, Депозит я «отворю», Накоплением займусь.
проверка
19