СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ИЗО "Твоя посуда"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.

 

Цель:  ознакомление детей с предметами народного быта, которые постоянно используются в доме, посудой, с приемами жостовской росписи.

Задачи:

Обучающие:  показать зависимость формы и декора от назначения посуды, обучить  приемам жостовской росписи, формировать умения и навыки учащихся  при выполнении послойного жостовского письма.     Развивающие:  развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.                                                                                               Воспитывающие: воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

1. Слайды с изображением посуды и художественных народных промыслов.                                                                                               2.Учебные таблицы и пособия                                                                   3. Готовые изделия, основа для росписи (пластинка) 

Для учащихся:                                                                                        Гуашь, кисти (крупные и мелкие), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей.

Музыкальный ряд:  русские народные песни.

ПЛАН УРОКА

1. Организационное начало (2мин.)                                                           2.Объяснение нового материала (10мин.)                                                 3. Физкультминутка (2 мин.)                                             4.Самостоятельная работа учащихся(26 мин.)                           5.Подведение итогов (5 мин.)

ХОД УРОКА

1.Организационное начало: учитель проверяет подготовку детей к уроку, сообщает тему и задачи урока.

2. Объяснение нового материала

Беседа

  • Учитель. Назовите предметы быта, которые вы встречали у себя дома. Дети перечисляют. Правильно, это посуда. А теперь давайте отправимся с вами на выставку посуды. (Слайд 2).Какую посуду вы видите на выставке? Дети перечисляют. Что украшает посуду? Правильно, узоры. Большую роль в создании посуды играет художник. Он конструирует и украшает посуду, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но бывает посуда в одном экземпляре, которую украшает узорами автор -художник своими руками– авторская выставочная работа.                      В зависимости от формы и декора различают посуду повседневную, праздничную, сувенирную. (Слайд3). Большое значение имеет материал, из которого посуда сделана.                                                     Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. (Слайд 4).                                                                       Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но боле прочная. (Слайд 5).                                       Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о посещении страны, города. (Слайд 6).                                                               Посуда может быть ещё веселой, торжественной или безразличной, скучной. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.Декором посуды может быть роспись или переводные картинки.                                                                            Давайте вернемся на выставку. (Слайд 2)                            Ответьте на вопросы:                                                                1) Какую посуду вы встретили на выставке?                        2) Какую посуду вы купили бы?                                            3) Почему?

Обратите внимание на конструкцию посуды.                                           Какие геометрические тела вы заметили в ней?                             Правильно.  В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усечённого конуса, части шара и их сочетания.(Слайд 7). Кроме тех видов посуды, которые вы встретили на выставке, до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие её с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом.  Мы познакомимся с вами с самыми популярными промыслами Хохломой, Гжелью, Жостово. (Слайд 8)                                                                 На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.(Слайд 9). Хохломскую посуду расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой. (Слайд 10)                                                                 На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.                 Гжель  - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.(Слайд11).  Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Это синие цветы и травка. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.  (Слайд 12)

Цветы на подносе. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. (Слайд 13). Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем, без него) или в свободные "букеты враскидку", поставленные в кувшин, вазу или разложенные на тарелке. Хотя мы и узнаём в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке – яблоко, жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это - условное изображение, воля и фантазия художника - быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету. (Слайд 14) Жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев, а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся и неповторимой жизни. Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на черном фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями овальная рамка подноса.  ( Слайд 15).                               Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах?                              Какова цветовая палитра на подносах?                                         Почему цветочные букеты не сливаются с подносом?                       Как помогает цвет  увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок?                                                                                                 Подсказкой для вас станут поэтапные рисунки послойного жостовского письма.

Физкультминутка

Упражнение «Едет солнце»

Едет, едет солнце                                                                                  В золотой карете (Руки согнуты, сжаты кулачки, передвигают ногами)    Видит, видит солнце                                                                      Сверху всех на свете (руки «под козырек»- вглядываются)                   И щенка, и петуха, и козу с рогами (изображаютживотных произвольно)   И как Петя во дворе                                                                      Машет кулаками (машут кулаками). Как вы думаете, Петя такой же добрый, ласковый, как солнышко? А понравилось солнышку, как Петя себя ведёт? (ответы детей). Покажите выражением лица солнышко. А теперь покажите Петю.

3. Самостоятельная работа учащихся

Постановка художественной задачи

Задание: Любимой игрушкой для девочек является, конечно же, кукла. Давайте сделаем ей  в подарок жостовский поднос, чтобы она могла встречать гостей. Учитель показывает на подготовленной основе приемы жостовской росписи  в той последовательности, которая показана на таблице. Дети выполняют роспись пластинок, повторяя за учителем.

На доске находится таблица с поэтапными рисунками жостовского письма

Приемы жостовской росписи: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка                                                                      4.Подведение итогов: Просмотр  выполненных работ, обсуждение и оценка. Давайте вернемся к нашим вопросам, на которые вы не смогли дать ответ.                                                                                           Так какова же цветовая палитра на подносах?                              Почему цветочные букеты не сливаются с подносом?                         Как помогает цвет  увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок?  Дети дают ответы.                                                  Домашнее задание:  рассмотреть мамины платки, принести один из них на следующий урок .

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку ИЗО "Твоя посуда"»

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО ТВОЯ ПОСУДА

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО

ТВОЯ ПОСУДА

Выставка посуды

Выставка посуды

посуда повседневная праздничная сувенирная

посуда

повседневная

праздничная

сувенирная

Праздничная посуда Праздничная посуда- тонкая и изящная изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.

Праздничная посуда

Праздничная посуда- тонкая и изящная изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.

Повседневная посуда Повседневная посуда- проще по форме и менее украшена, но более прочная.

Повседневная посуда

  • Повседневная посуда- проще по форме и менее украшена, но более прочная.
Сувенирная посуда Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о посещении страны, города.

Сувенирная посуда

  • Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о посещении страны, города.
В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усеченного конуса, части шара и их сочетания.
  • В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усеченного конуса, части шара и их сочетания.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ Гжель Хохлома Жостово

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Гжель

Хохлома

Жостово

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел . В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

  • На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел . В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.
Хохломскую посуду расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.
  • Хохломскую посуду расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками.
  • Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.
СИНИЕ УЗОРЫ ГЖЕЛИ На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель   - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия , расписанные кобальтом по белому фону. 

СИНИЕ УЗОРЫ ГЖЕЛИ

  • На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.
  • Гжель   - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
  • Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия , расписанные кобальтом по белому фону. 
Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Это синие цветы и травка. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
  • Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Это синие цветы и травка. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ  Цветы на подносе. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ

Цветы на подносе. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники

Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем, без него) или в свободные
  • Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем, без него) или в свободные "букеты враскидку", поставленные в кувшин, вазу или разложенные на тарелке. Хотя мы и узнаём в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке – яблоко, жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это - условное изображение, воля и фантазия художника - быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету.
 Жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев, а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся и неповторимой жизни. Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на черном фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями овальная рамка подноса.
  • Жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев, а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся и неповторимой жизни. Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на черном фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями овальная рамка подноса.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!