Тема урока: Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.
Цель: ознакомление детей с предметами народного быта, которые постоянно используются в доме, посудой, с приемами жостовской росписи.
Задачи:
Обучающие: показать зависимость формы и декора от назначения посуды, обучить приемам жостовской росписи, формировать умения и навыки учащихся при выполнении послойного жостовского письма. Развивающие: развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. Воспитывающие: воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
1. Слайды с изображением посуды и художественных народных промыслов. 2.Учебные таблицы и пособия 3. Готовые изделия, основа для росписи (пластинка)
Для учащихся: Гуашь, кисти (крупные и мелкие), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
ПЛАН УРОКА
1. Организационное начало (2мин.) 2.Объяснение нового материала (10мин.) 3. Физкультминутка (2 мин.) 4.Самостоятельная работа учащихся(26 мин.) 5.Подведение итогов (5 мин.)
ХОД УРОКА
1.Организационное начало: учитель проверяет подготовку детей к уроку, сообщает тему и задачи урока.
2. Объяснение нового материала
Беседа
- Учитель. Назовите предметы быта, которые вы встречали у себя дома. Дети перечисляют. Правильно, это посуда. А теперь давайте отправимся с вами на выставку посуды. (Слайд 2).Какую посуду вы видите на выставке? Дети перечисляют. Что украшает посуду? Правильно, узоры. Большую роль в создании посуды играет художник. Он конструирует и украшает посуду, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но бывает посуда в одном экземпляре, которую украшает узорами автор -художник своими руками– авторская выставочная работа. В зависимости от формы и декора различают посуду повседневную, праздничную, сувенирную. (Слайд3). Большое значение имеет материал, из которого посуда сделана. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. (Слайд 4). Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но боле прочная. (Слайд 5). Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о посещении страны, города. (Слайд 6). Посуда может быть ещё веселой, торжественной или безразличной, скучной. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.Декором посуды может быть роспись или переводные картинки. Давайте вернемся на выставку. (Слайд 2) Ответьте на вопросы: 1) Какую посуду вы встретили на выставке? 2) Какую посуду вы купили бы? 3) Почему?
Обратите внимание на конструкцию посуды. Какие геометрические тела вы заметили в ней? Правильно. В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усечённого конуса, части шара и их сочетания.(Слайд 7). Кроме тех видов посуды, которые вы встретили на выставке, до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие её с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом. Мы познакомимся с вами с самыми популярными промыслами Хохломой, Гжелью, Жостово. (Слайд 8) На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.(Слайд 9). Хохломскую посуду расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой. (Слайд 10) На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.(Слайд11). Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Это синие цветы и травка. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. (Слайд 12)
Цветы на подносе. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. (Слайд 13). Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем, без него) или в свободные "букеты враскидку", поставленные в кувшин, вазу или разложенные на тарелке. Хотя мы и узнаём в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке – яблоко, жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это - условное изображение, воля и фантазия художника - быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету. (Слайд 14) Жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев, а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся и неповторимой жизни. Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на черном фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями овальная рамка подноса. ( Слайд 15). Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах? Какова цветовая палитра на подносах? Почему цветочные букеты не сливаются с подносом? Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок? Подсказкой для вас станут поэтапные рисунки послойного жостовского письма.
Физкультминутка
Упражнение «Едет солнце»
Едет, едет солнце В золотой карете (Руки согнуты, сжаты кулачки, передвигают ногами) Видит, видит солнце Сверху всех на свете (руки «под козырек»- вглядываются) И щенка, и петуха, и козу с рогами (изображаютживотных произвольно) И как Петя во дворе Машет кулаками (машут кулаками). Как вы думаете, Петя такой же добрый, ласковый, как солнышко? А понравилось солнышку, как Петя себя ведёт? (ответы детей). Покажите выражением лица солнышко. А теперь покажите Петю.
3. Самостоятельная работа учащихся
Постановка художественной задачи
Задание: Любимой игрушкой для девочек является, конечно же, кукла. Давайте сделаем ей в подарок жостовский поднос, чтобы она могла встречать гостей. Учитель показывает на подготовленной основе приемы жостовской росписи в той последовательности, которая показана на таблице. Дети выполняют роспись пластинок, повторяя за учителем.
На доске находится таблица с поэтапными рисунками жостовского письма
Приемы жостовской росписи: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка 4.Подведение итогов: Просмотр выполненных работ, обсуждение и оценка. Давайте вернемся к нашим вопросам, на которые вы не смогли дать ответ. Так какова же цветовая палитра на подносах? Почему цветочные букеты не сливаются с подносом? Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок? Дети дают ответы. Домашнее задание: рассмотреть мамины платки, принести один из них на следующий урок .
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку ИЗО "Твоя посуда"»