Сельское хозяйство мира
Урок географии в 10 классе
Учитель Е.П. Горб
Задачи урока
Показать диалектику развития сельского хозяйства – второй ведущей отрасли материального производства
Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства
План урока
- Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства
- Понятие о «зелёной революции»
- Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства.
- Растениеводство. Другие продовольственные культуры.
- Растениеводство. Непродовольственные культуры.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства
С\х – древнейшая отрасль материального производства.
Смежные отрасли С/Х:
Лесное хозяйство, охота, рыболовство
В мире в них занято около 1,2 млрд. человек
В мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в 2 большие группы
Товарное сельское хозяйство
Традиционное потребительское с/х
Интенсивное земледелие
Плужное и мотыжное земледелие
Интенсивное животноводство
Пастбищное, кочевое, полукочевое жив-во
Собирательство, охоту, рыболовство
В экономически развитых странах сельское хозяйство высокотоварное
В эпоху НТР произошли следующие изменения в С/Х производстве
НТР
Углубление специализации
Интенсификация С/Х
Механизация, Химизация,
Внедрение микроэлектроники,
Новейшие достижения в селекции
Усиление разрыва в приоритетах развития АПК
А) для «сытых» регионов – борьба за качество продукции
Б) для «голодных» регионов – за количество
В постиндустриальных странах АПК приобретает форму агробизнеса
Агробизнес включает в производство С/Х продукции и её переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и т.д.
Таким образом, АГРОБИЗНЕС придаёт сельскому хозяйству индустриальный характер
Сельское хозяйство развивающихся стран
Традиционное потребительское С/Х
Товарное сельское хозяйство
Представлено сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешёвые» калории
Это хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешёвую рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение.
В этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие, которое связано с охотой и собирательством.
Производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют они собой «государство в государстве»
По уровню интенсификации С/Х Юг очень отстаёт от Севера (мотыжная обработка)
Типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные культуры
Понятие о «зелёной революции»
Широкое распространение понятие получает в 1960-х гг.
Первоначально «зелёная революция» охватила экономически развитые страны
«Зелёная революция» - это преобразование С/Х на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР
Прогрессивные последствия «зелёной революции»
- Некоторые из развивающихся стран начали удовлетворять свои потребности в зерне путём собственного производства
- Урожайность выросла в 2-3 раза
- Увеличился спрос на машины и удобрения
Проблемы «Зелёной революции»
(Сформулируйте сами)
1.
2.
Технические культуры
Найдите на стр.181 определение понятия, заполните схему
Технические культуры- это…..
?
?
Сахароносные тонизирующие
Волокнистые каучуконосные, например,………..
Например,……….
Задание. Пользуясь текстом учебника (с.180 - 183) дайте краткую характеристику основным с/х культурам мира
№ п.п
Культура
1
Родина
Пшеница
2
Условия выращивания
Рис
3
Мировые лидеры
Кукуруза
4
Оливы
5
Подсолнечник
6
Сахарный тростник
7
Сахарная свёкла
8
Чай
9
Кофе
10
Хлопок
Задание
«Уборка пшеницы в мире никогда не прекращается» Подтвердите эту мысль с помощью текста на стр181 и рис. 90.
Домашнее задание Параграф 27 (1), знать понятия по теме, ответить письменно на вопросы с. 185-186
Повторим главное:
- Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства
- Главная задача сельского хозяйства – обеспечить население продуктами питания
- Растениеводство развито практически во всех природных зонах, кроме тундры, арктических пустынь и высокогорий
- Зерновые культуры занимают ½ всех обрабатываемых земель в мире
Животноводство
Перечислите отрасли животноводства, заполните таблицу, используя материал учебника
Отрасль животноводства
Страны (экспортёры) лидеры
Природные условия, способствующие развитию отрасли
Рыболовство
4/5 продукции обеспечивает рыболовство в иорях и океанах
1/5 в пресных водах
Изменения в географии мирового рыболовства (20век)
- После 2 мировой войны традиционно главными районами рыболовства была Северная Атлантика. Сегодня улов рыбы составляет около 27%
- Позднее «эпицентр» этой отрасли переместился в северную часть Тихого океана, а также в восточную часть, прилегающую к Южной Америке. В наши дни улов морепродуктов составляет 64%
- Улов рыбы и добыча морепродуктов составляет 9%
«Десятка стран - лидеров»
Китай, Перу, Чили, Япония, США, Индия, Россия, Индонезия, Таиланд, Норвегия
Ответьте письменно на вопросы
- Почему «Зелёная революция» коснулась только крупных плантаций на землях иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах
- Почему именно на зерновых культурах применяются основные достижения «зелёной революции»?
- В каких странах и регионах «зелёная революция»оказывает наиболее сильное влияние на сельское хозяйство?
- Почему в странах Западной Европы молочное животноводство играет большую роль, чем в США? Какова при этом роль природных предпосылок в специализации растениеводства?
- Почему среди отраслей растениеводства в развитых странах низка доля технических культур?
- Одна из главных отраслей сельского хозяйства Великобритании и Монголии - овцеводство. Как вы объясните этот факт?
- Перечислите особенности географии зерновых культур.