Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Составитель: Бобровская Е.В.
Науки, изучающие организм человека: (название – что изучает) Антропология- антропос- человек- логос- наука
- Анатомия человека –внутреннее строение.
- Морфология человека- внешнее строение
3. Физиология – процессы жизнедеятельности.
- Медицина - болезни человека, их лечение.
- Гигиена – влияние разных факторов на здоровье человека и разработка мер по охране здоровья.
- Психология - психические процессы и особенности поведения человека.
- Генетика – наследственность человека.
- Экология человека – взаимосвязь человека с окружающей средой.
- Антропология - процесс эволюции человека
Методы исследования организма человека
- Внешний осмотр
- Прослушивание и простукивание
- Наблюдение
- Биохимический анализ клеток, тканей, крови и т д.
- Хирургическая операция
- Рентгеноскопия
- УЗИ (ультразвуковое исследование)
- С помощью электроприборов и др.
Биологические науки и их методы
Наука
Методы исследования
Анатомия
Рентген, ультразвук, измерения, наблюдения, расссечение
Физиология
Наблюдение, физиологические исследования на животных, лабораторные методы, исследования электрической активности органов, физиологические пробы
Психология
Наблюдения, эксперименты, измерения (субъективные и объективные)
Гигиена
Наблюдения, эксперименты, измерения , моделирование, статистика, химические, физические, биологические методы, физиологические гигиенические наблюдения, клинические гигиенические наблюдения
Подумайте и ответьте на вопросы:
- 1.Что служит объектом изучения анатомии?
- 2.Используя знания анатомии, докажите, что человек относится к классу млекопитающих.
- 3.Что изучает физиология человека?
- 4.Каково значение психологии в жизни современного человека?
- 5.Что изучает гигиена? Всегда ли слово гигиена связано с соблюдением чистоты?
Учёные и их вклад в науку
Ученый Древней Греции
Его вклад в науку
Гераклит (конец VI – начало V в. До н.э.)
Организмы развиваются по законам природы, мир непрерывно меняется
Аристотель (384-322 гг до н.э.)
Живое существо имеет четкую и строгую организацию (организм – организация)
Гиппократ (460-377 гг до н.э.)
Воздействие абиотических факторов на человека и его здоровье, причины болезней, развивающихся в обществе
Клавдий Гален (130-200 гг н.э.)
Описание органов животных, предполагал сходство строения человека и животных
Ученый Древней Греции
Его вклад в науку
Гераклит (конец VI – начало V в. До н.э.)
Организмы развиваются по законам природы, мир непрерывно меняется
Аристотель (384-322 гг до н.э.)
Живое существо имеет четкую и строгую организацию (организм – организация)
Гиппократ (460-377 гг до н.э.)
Воздействие абиотических факторов на человека и его здоровье, причины болезней, развивающихся в обществе
Клавдий Гален (130-200 гг н.э.)
Описание органов животных, предполагал сходство строения человека и животных
Учёные и их вклад в науку
Ученый эпохи Возрождения
Его вклад в науку
Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг)
Изучал, описывал, зарисовывал строение человека
Андреас Везалий (1514 – 1564 гг)
Изображал внутренние органы человека
Уильям Гарвей (1587 – 1657 гг)
Открыл два круга кровообращения, применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем
Рене Декарт (первая половина XVII века)
Открытие рефлекса
Учёные и их вклад в науку
Ученый с начала XIX века
Его вклад в науку
Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905), Павлов Иван Петрович (1849 – 1936 гг)
Развитие теории о рефлекторной деятельности
Луи Пастер, Мечников Илья Ильич
Развитие иммунологии
- 6.Что вам известно о греко-римской культуре?
- 7.С какими именами она связана?
- 8.Почему эпоху Возрождения так называют?
Алкмеон
Врач и философ Кротонской школы, живший в 5 веке до н. э. впервые стал вскрывать животных с целью познания человеческого тела
Гераклит
- (554- 483 гг. до н. э.)
- Впервые высказал мысль о том, что человек развивается по законам природы, и познав их, можно использовать эти законы во благо людей
Аристотель
- (384- 322 гг. до н. э.)
- Ввёл в науку термин «организм», связал душевную деятельность человека со свойствами его тела и указал на невозможность его существования без информации об окружающем мире
(около 460 до н. э., остров Кос — около 377 до н. э.) древнегреческий врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Гиппократ
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».
Гиппократ
- (460- 377 гг. до н. э.)
- Один из первых начал изучать влияние на людей природных факторов и пищи, установил четыре типа темпераментов человека, написал первый трактат по гигиене «О здоровом образе жизни», сформулировал моральные нормы поведения врача
129 или 131 — около 200) — античный медик. Впервые начал изучать функции органов. Изучал нервную систему. Его трудами пользовались 14 веков. Его рецепты до сих пор применяют, а лекарства носят название «галеновых препаратов».
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Гален
Клавдий Гален
- (129- 199 гг. н. э.)
- Подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны и предположил, что человек устроен сходным образом, впервые стал проверять действие лекарств на животных, открыл первый госпиталь, применял стерилизацию хирургических инструментов, успешно проводил глазные и черепно-мозговые операции
16 августа 980 — Хамадан, 18 июня 1037)
Среднеазиатский ученый, врач, математик, поэт. Изучал физиологию и анатомию человека. Предположил, что болезнь вызывается невидимыми организмами. Его «Канон врачебной науки» в течение 5 веков считался важнейшим учебным руководством.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Авицена
Абу- Али Ибн- Сина(Авиценна)
- (980- 1037 гг. н. э.)
- Впервые написал энциклопедию теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки», где обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей(латинский перевод переиздавался в Европе 30 раз)
(Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм))
(1499 – 1541гг) - Врач эпохи Возрождения. Считал, что болезнь вызывается возбудителем. Применял в лечении простые лекарственные средства. Рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету, минеральные воды.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Парацельс
(1518- - 1592гг) – Китайский врач. Изучал действие растительных, животных и минеральных лекарств на человека. Из 12 тысяч рецептов, описанных им, в книге «Основные положения фармакологии», некоторые до сих пор применяются.
http://www.odvestnik.com.ua/issue/312/
Леонардо да Винчи
- (1452- 1519 гг.)
- Впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, является основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине и форме
- Автопортрет Леонардо да Винчи
( 1514 – 1654гг) – Итальянский врач и естествоиспытатель. В Трактате «О строении человеческого тела» детально описал скелет человека и исправил ошибки галена. Медики пользовались его учебным пособием два века.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Везалий
Андреас Везалий
- (1514- 1564 гг.)
- Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы и внутренние органы человека, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца
- Преследовался инквизицией
(1578-1657гг) – Английский врач. Доказал движение крови по замкнутому кругу, а также –то, что сердце – центральная точка в кровообращении.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Гарвей
Уильям Гарвей
- (1587- 1657 гг.)
- Открыл два круга кровообращения, проводил эмбриологические исследования
- Гарвей демонстрирует свои опыты английскому королю Карлу 1
Рене Декарт
- (1596- 1650 гг.)
- Ввёл в науку представление о рефлексе
( 1787 – 1796гг) – Итальянский физик. Анатом и физиолог. Один из создателей учения об электричестве. Выявил наличие электрических явлений в тканях животных. Основоположник электрофизиологии .
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Гальвани
(1822 – 1895гг) – Великий французский химик, основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм. Разработал методы предупредительных прививок.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Пастер,_Луи
Луи Пастер
- (1822- 1895 гг.)
- Впервые создал и применил вакцину от бешенства и сибирской язвы, разработал способы обеззараживания продуктов питания исследовал процессы гниения и брожения, внёс большой вклад в разработку иммунной теории
(1845-1916гг) – Русский врач и ученый, академик, работал в Пастеровском институте в париже. Показал, какими защитными силами обладает организм. Автор фагоцитарной теории иммунитета .
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Мечников_И._И .
Илья Ильич Мечников
- (1845- 1916 гг.)
- Разработал новую теорию воспаления, открыл фагоцитарный иммунитет
Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека – результат деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Иван_Сеченов
Иван Михайлович Сеченов
- (1828- 1905 гг.)
- Показал связь спинного и головного мозга, открыл центральное торможение, открыл способность высших отделов нервной системы регулировать нижерасположенные отделы
(1810-1881гг) – Русский ученый и хирург. Основоположник экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии. Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран. Его имя носит 2-1 Московский медицинский институт.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Пирогов,_Николай_Иванович
(1849-1936гг) – Выдающийся русский ученый. Изучал физиологию пищеварения, ВНД животных и человека. Выявил механизмы возникновения условных рефлексов. Доказал, что сознание и способность к мышлению связаны с развитием мозга и второй сигнальной системы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Павлов,_Иван_Петрович
Иван Петрович Павлов
- (1849- 1936 гг.)
- Открыл условные и безусловные рефлексы, изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы, разработал условно-рефлекторную теорию
( 1832-1889гг) - Русский врач-терапевт. Создал учение о том, что организм – единое целое, а ведущую роль играет нервная ситема.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Файл: S_P_Botkin.jpg
( 11875-1942гг) – Известный физиолог, академик. Создал учение о доминанте, одном из общефизиологических принципов, определяющих деятельность нервной системы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ухтомский_Алексей_Алексеевич
( 1876-1946гг) – Русский хирург, академик. Один из основоположников нейрохирургии. Создатель хирургический школы экспериментального направления. Разработал операции на спинном мозге.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Бурденко,_Николай_Нилович
Подумайте и ответьте на вопросы:
- 1.С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии?
- 2.Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?
- 3.Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
Задание на дом: прочитать параграф №2, ответить на вопросы №1-6 на стр.12, заполнить таблицу
№
Учёный
Годы
жизни
Основные идеи,
вклад в науку
- НАПИШИТЕ НУЖНЫЕ НАЗВАНИЯ НАУК:
(1 вариант – нечетные цифры, 2 вариант – четные)
- болезни человека, их лечение изучает наука….
- внешнее и внутреннее строение изучает наука….
- влияние разных факторов на здоровье человека изучает наука….
- особенности поведения человека изучает наука….
- процесс эволюции человека изучает наука….
- процессы жизнедеятельности изучает наука….
- наследственность человека изучает наука…
- взаимосвязь человека с окружающей средой изучает наука….
- ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (простые и современные)
- КАКИМ СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ ОТНОСИТСЯ ЧЕЛОВЕК?
ОТВЕТЫ
1-М 2-АНАТ
3-ГИГ 4-ПСИХОЛ
5-АНТРОПОЛ 6-ФИЗИОЛ
7-ГЕНЕТИКА 8-ЭКОЛОГИЯ
НА «5»:
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС:
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ О СТРОЕНИИ СВОЕГО ОРГАНИЗМА?
Источники информации:
В работе использованы изображения из набора портретов для кабинета биологии и детских энциклопедий издательства «Аванта» ( тома «Человек» и «Техника»).
Гиппократ - ttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/Hippocrates_pushkin01.jpg/449px-Hippocrates_pushkin01.jpg
Аристотель - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/Aristoteles_Louvre.jpg/450px-Aristoteles_Louvre.jpg
Гален - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Galen_detail.jpg/497px-Galen_detail.jpg
Авиценна http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bc/Avicenna_Persian_Physician.jpg
Парацельс - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Paracelsus.jpg
Ли Ши-Чжэнь http://russian.cri.cn/chinaabc/chapter17/images/lishizheng.jpg
Везалий - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4e/Vesalius_Fabrica_portrait.jpg/432px-Vesalius_Fabrica_portrait.jpg
Гарвей http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/William_Harvey-Foto.jpg
Гальвани - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/Luigi_galvani.jpg/529px-Luigi_galvani.jpg
Пастер - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/42/Louis_Pasteur.jpg
Сеченов - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Sechenov.jpg
Мечников http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/Ilja_Iljitsch_Metschnikow_Nadar.jpg/800px-Ilja_Iljitsch_Metschnikow_Nadar.jpg
Павлов - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Ivan_Pavlov_(Nobel).png
Боткин - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/S_P_Botkin.jpg/200px-S_P_Botkin.jpg
Ухтомский - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/15/ Ухтомский%2 C_ Алексей_Алексеевич. jpeg/100px- Ухтомский%2 C_ Алексей_Алексеевич. jpeg
Бурденко - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/3a/Burdenko.GIF
Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека (анатомия, физилогия и гигиена человека с основами медицинской экологии) в таблицах и схемах. – М.: Изда-Школа, 1998.
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тюлпа
http://gallery.dearta.ru/categories.php?cat_id=111&sionid=c938853cbf06527d6437fa29807dc8df&page=1&sionid=c938853cbf06527d6437fa29807dc8df