СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 10 классе "История развития биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть  использована на уроках биологии в 10-11 классах при раскрытии темы "История изучения и становления биологии"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 10 классе "История развития биологии"»

 «История развития биологии».  10 класс. Капкова Т.Г. Учитель биологии Городской гимназии Г.Димитровград

«История развития биологии».

10 класс.

Капкова Т.Г.

Учитель биологии

Городской гимназии

Г.Димитровград

Цель урока: Познакомиться с развитием биологии как науки, с глубокой древности и до наших дней, на основе биологических исследований и открытий великих ученых- биологов. Развитие понимания актуальности биологических исследований для человека и общества.

Цель урока:

  • Познакомиться с развитием биологии как науки, с глубокой древности и до наших дней, на основе биологических исследований и открытий великих ученых- биологов.
  • Развитие понимания актуальности биологических исследований для человека и общества.
Истоки биологической науки. Древнегреческий врач Гиппократ- первый ученый, создавший научную медицинскую школу. Считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и их можно узнать, изучая строение человеческого организма. «Клятва Гиппократа» - обещание хранить человеческую тайну, не оставлять больного без медицинской помощи.

Истоки биологической науки.

  • Древнегреческий врач Гиппократ- первый ученый, создавший научную медицинскую школу. Считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и их можно узнать, изучая строение человеческого организма. «Клятва Гиппократа» - обещание хранить человеческую тайну, не оставлять больного без медицинской помощи.
Великий энциклопедист древности Аристотель . Один из основателей биологии как науки, обобщил биологические знания и разработал систематику животных, определив в ней место и человеку.

Великий энциклопедист древности Аристотель .

  • Один из основателей биологии как науки, обобщил биологические знания и разработал систематику животных, определив в ней место и человеку.
Древнеримский ученный и врач Клавдий Гален. Заложил основы анатомии человека. Доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух и только у живых животных. У мертвых артерии всегда были пусты. В течении следующих пятнадцати веков его труды были основным источником знаний по анатомии.

Древнеримский ученный и врач Клавдий Гален.

  • Заложил основы анатомии человека. Доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух и только у живых животных. У мертвых артерии всегда были пусты. В течении следующих пятнадцати веков его труды были основным источником знаний по анатомии.
Традиции античных авторов продолжил Авиценна. Крупнейший врач, естествоиспытатель, философ средневековья. Сумел обобщить и свести воедино знания в области анатомии и медицины, накопленные человечеством за многие столетия.

Традиции античных авторов продолжил Авиценна.

  • Крупнейший врач, естествоиспытатель, философ средневековья. Сумел обобщить и свести воедино знания в области анатомии и медицины, накопленные человечеством за многие столетия.
Выдающийся ученый возрождения Андреас Везалий. Изучая внутреннее строение человеческого тела, Везалий установил множество новых фактов, смело противопоставив их ошибочным взглядам, укоренившимся в науке и имевшим многовековую традицию. Свои открытия он изложил в книге «О строении человеческого тела» (1543), в которой содержится тщательное описание проведенных анатомических секций, строения сердца.

Выдающийся ученый возрождения Андреас Везалий.

  • Изучая внутреннее строение человеческого тела, Везалий установил множество новых фактов, смело противопоставив их ошибочным взглядам, укоренившимся в науке и имевшим многовековую традицию. Свои открытия он изложил в книге «О строении человеческого тела» (1543), в которой содержится тщательное описание проведенных анатомических секций, строения сердца.
Английский врач и биолог Уильям Гарвей. Сокращаясь, сердце приводит в движение кровь. Но до 17 века даже ученые не имели понятия об этой истине, сегодня общеизвестной. Великое открытие- открытие кровообращения- совершил Уильям Гарвей.

Английский врач и биолог Уильям Гарвей.

  • Сокращаясь, сердце приводит в движение кровь. Но до 17 века даже ученые не имели понятия об этой истине, сегодня общеизвестной. Великое открытие- открытие кровообращения- совершил Уильям Гарвей.
17 век. Английский физик и ботаник Роберт Гук. Первый оценил значение увеличительного прибора и применил его для исследования срезов растительных и животных тканей. Изучая срезы пробки, он обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками.

17 век. Английский физик и ботаник Роберт Гук.

  • Первый оценил значение увеличительного прибора и применил его для исследования срезов растительных и животных тканей. Изучая срезы пробки, он обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками.
17 век. Голландский естествоиспытатель Антоний Левенгук. Первым из людей заглянул в таинственный мир микроорганизмов, увидел и описал бактерии, рассматривая их в собственный микроскоп с использованием шлифованных стекол .

17 век. Голландский естествоиспытатель Антоний Левенгук.

  • Первым из людей заглянул в таинственный мир микроорганизмов, увидел и описал бактерии, рассматривая их в собственный микроскоп с использованием шлифованных стекол .
18 век. Шведский натуралист Карл Линней. Предложил систему классификации живой природы и ввел бинарную номенклатуру, таким образом заложил основы современной систематики и установил иерархичность систематических групп.

18 век. Шведский натуралист Карл Линней.

  • Предложил систему классификации живой природы и ввел бинарную номенклатуру, таким образом заложил основы современной систематики и установил иерархичность систематических групп.
19 век. Французский ученный Жан Батист Ламарк. Впервые попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оцененная современниками, пол века спустя она стала предметом горячих споров, которые не прекратились и в наше время.

19 век. Французский ученный Жан Батист Ламарк.

  • Впервые попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оцененная современниками, пол века спустя она стала предметом горячих споров, которые не прекратились и в наше время.
19 век. Французский зоолог  Жорж Кювье. Стал основателем науки об ископаемых животных и растениях – палеонтологии. О нем говорили, что по одной - двум косточкам ископаемого животного он может точно воссоздать весь его облик.

19 век. Французский зоолог Жорж Кювье.

  • Стал основателем науки об ископаемых животных и растениях – палеонтологии. О нем говорили, что по одной - двум косточкам ископаемого животного он может точно воссоздать весь его облик.
19 век. Клеточная теория . Огромную роль в понимании единства органического мира сыграла клеточная теория зоолога Теодора Шванна и ботаника Матиаса Шлейдена. «Все организмы состоят из простейших частей- клеток. Причем каждая клетка- это индивидуальное самостоятельное целое».

19 век. Клеточная теория .

  • Огромную роль в понимании единства органического мира сыграла клеточная теория зоолога Теодора Шванна и ботаника Матиаса Шлейдена. «Все организмы состоят из простейших частей- клеток. Причем каждая клетка- это индивидуальное самостоятельное целое».
19 век. Английский ученный Чарльз Дарвин. Крупнейшим достижением 19 века стало эволюционное учение, которое имело определяющее значение в формировании современной естественнонаучной картины мира и ставшее основой биологической науки 20 столетия.

19 век. Английский ученный Чарльз Дарвин.

  • Крупнейшим достижением 19 века стало эволюционное учение, которое имело определяющее значение в формировании современной естественнонаучной картины мира и ставшее основой биологической науки 20 столетия.
19 век. Австрийский ученый Грегор Мендель. Основоположник генетики, науки о наследственности и изменчивости. Он настолько опередил свое время, что никто на понял значения его открытий. Только спустя 35 лет его законы были заново переоткрыты.

19 век. Австрийский ученый Грегор Мендель.

  • Основоположник генетики, науки о наследственности и изменчивости. Он настолько опередил свое время, что никто на понял значения его открытий. Только спустя 35 лет его законы были заново переоткрыты.
20 век. Немецкий ученный Роберт Кох. Основатель современной микробиологии. Открыл возбудителей заболеваний: сибирской язвы, бубонной чумы, сонной болезни, столбняка, туберкулеза – «палочки Коха».

20 век. Немецкий ученный Роберт Кох.

  • Основатель современной микробиологии. Открыл возбудителей заболеваний: сибирской язвы, бубонной чумы, сонной болезни, столбняка, туберкулеза – «палочки Коха».
Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили появление иммунологии.  Луи Пастер  И. И. Мечников

Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили появление иммунологии.

Луи Пастер

И. И. Мечников

Развитие физиологии связано с именами великих российских ученых И. Сеченова, заложившего основы изучения высшей нервной деятельности, и И.Павлова , создавшего учение об условных рефлексах.   И.П.Павлов  И.В. Сеченов

Развитие физиологии связано с именами великих российских ученых И. Сеченова, заложившего основы изучения высшей нервной деятельности, и И.Павлова , создавшего учение об условных рефлексах.

И.П.Павлов

И.В. Сеченов

20 век. Русский ученый Владимир Вернадский. Стал создателем учения о живом веществе и биосфере – учения, которое находится на стыке геологии, биологии, химии и философии.

20 век. Русский ученый Владимир Вернадский.

  • Стал создателем учения о живом веществе и биосфере – учения, которое находится на стыке геологии, биологии, химии и философии.
20 век. Иван Иванович Шмальгаузен. Три книги Ивана Ивановича: «Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии» (1938), «Пути и закономерности эволюционного процесса» (1939) и «Факторы эволюции, теория стабилизирующего отбора» (1946), посвященные различным вопросам, но представляющие по существу единое целое. Сделал важный вклад в ряд разделов биологии: эмбриологию, эволюционную морфологию и эволюцию.

20 век. Иван Иванович Шмальгаузен.

  • Три книги Ивана Ивановича: «Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии» (1938), «Пути и закономерности эволюционного процесса» (1939) и «Факторы эволюции, теория стабилизирующего отбора» (1946), посвященные различным вопросам, но представляющие по существу единое целое. Сделал важный вклад в ряд разделов биологии: эмбриологию, эволюционную морфологию и эволюцию.
20 век. Джеймс Уотсон  и Френсис Крик. Согласно модели Крика – Уотсона, ДНК представляет двойную спираль, состоящую из двух цепей дезоксирибозофосфата, соединенных парами оснований аналогично ступенькам лестницы. Посредством водородных связей аденин соединяется с тимином, а гуанин – с цитозином. С помощью этой модели можно было проследить репликацию самой молекулы ДНК.

20 век. Джеймс Уотсон и Френсис Крик.

  • Согласно модели Крика – Уотсона, ДНК представляет двойную спираль, состоящую из двух цепей дезоксирибозофосфата, соединенных парами оснований аналогично ступенькам лестницы. Посредством водородных связей аденин соединяется с тимином, а гуанин – с цитозином. С помощью этой модели можно было проследить репликацию самой молекулы ДНК.
20 век ознаменовался бурным развитием биологии. Невозможно перечислить всех тех, кто своим самоотверженным трудом создавал современную биологию, которая в настоящее время является одной из наиболее бурно развивающихся областей человеческого знания.

20 век ознаменовался бурным развитием биологии.

  • Невозможно перечислить всех тех, кто своим самоотверженным трудом создавал современную биологию, которая в настоящее время является одной из наиболее бурно развивающихся областей человеческого знания.
Домашнее задание: Подготовить сообщение, в виде презентации, о жизни и работе наиболее интересующего вас ученого – биолога. Работу выполнять в парах и оформить в печатном и электронном виде.

Домашнее задание:

  • Подготовить сообщение, в виде презентации, о жизни и работе наиболее интересующего вас ученого – биолога.
  • Работу выполнять в парах и оформить в печатном и электронном виде.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!