СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проекту "Золотые купола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой презентация к проекту  учащихся 7-10 классов  «Золотые купола» (разработка туристического маршрута) 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту "Золотые купола"»

Обоснование актуальности проекта 2014 год объявлен годом культуры  Сохранение культурного наследия - приоритетная задача современного общества  Продвижение имиджа малой родины как края с богатым культурным наследием.  Популяризация памятников культуры родного края

Обоснование актуальности проекта

2014 год объявлен годом культуры

  • Сохранение культурного наследия - приоритетная задача современного общества
  • Продвижение имиджа малой родины

как края с богатым культурным наследием.

  • Популяризация памятников культуры родного края
Этапы работы над проектом Изучить материалы по теме. Выявить памятники культуры, определить значение и роль. Составить туристический маршрут и экскурсию по нему . Практическое использование материалов проекта.

Этапы работы над проектом

Изучить материалы по теме.

Выявить памятники культуры,

определить значение и роль.

Составить туристический маршрут

и экскурсию по нему .

Практическое использование

материалов проекта.

На территории Тейкова и Тейковского района находятся 42 культовых сооружения  В состав Морозовского сельского поселения входят 29 населенных пункта В 6 из них сохранились 12 культовых сооружений : Морозово , Якшино , Золотниковская Пустынь , Поддыбье , Обезово, Елховка 4 из них действующие, 2 являются новостроем, 2 восстанавливаются В 2-х установлены памятные знаки на месте разрушенного храма ( Быково , Шумилово) .

На территории Тейкова и Тейковского района находятся 42 культовых сооружения

В состав Морозовского сельского поселения входят 29 населенных пункта

В 6 из них сохранились 12 культовых сооружений :

  • Морозово ,
  • Якшино ,
  • Золотниковская Пустынь , Поддыбье ,
  • Обезово,
  • Елховка

4 из них действующие,

2 являются новостроем,

2 восстанавливаются

В 2-х установлены памятные знаки на месте разрушенного храма ( Быково , Шумилово) .

с. Морозово: Храм великомученицы Параскевы Пятницы

с. Морозово: Храм великомученицы Параскевы Пятницы

История храма великомученицы Параскевы Пятницы

  • Наша экскурсия начинается с древнего села Морозово , бывшего вотчиной царей Московских. В XVIII веке, как видно из межевых книг 1774 года, в селе существовала деревянная церковь во имя Святой великомученицы Параскевы, расположенная в центральной части села. В 1800 году владелец села из, премьер-майор Николай Сергеевич Бутурлин, на месте деревянной церкви построил каменную, с приделом во имя святителя и Чудотворца Николая, с каменной колокольней и оградой.
  • Храм был построен в традиции, характерной для Суздальской епархии: сочетание барокко с элементами раннего классицизма в декоре. В храме хранилась особо почитаемая Кипрская икона Божией Матери.
  • 24 января 1941 года решением облисполкома храм был закрыт, а затем подвергся разрушению. Второе рождение храма – 1997 год: началось его восстановление, строительство колокольни. В 2011 году состоялось знаменательное событие: на храм были подняты 7 колоколов и над селом вновь зазвучал колокольный звон.
  • На сегодняшний день храм действует, имеет статус памятника, включен в областной реестр объектов культурного наследия.
с. Якшино: Храм великомученика  Георгия Победоносца

с. Якшино: Храм великомученика Георгия Победоносца

История храма великомученика  Георгия Победоносца  Из Морозова наш маршрут направляется в сторону Тейкова, и следующая остановка в Якшине . Здесь, прямо у дороги, на юго-восточной окраине села, мы видим церковь Георгия Победоносца, построенную в 1842 г. на средства владельца села генерал-майора Н.А. Бутурлина. Этот монументальный одноглавый храм - своеобразный памятник в стиле позднего классицизма. Внутри храма мы увидим сохранившиеся росписи 2-й половине XIX в. Богослужения в церкви прекратились в сентябре 1936 года, а решением президиума облисполкома от 5 мая 1938 г храм закрыт и ликвидирован: утрачена глава храма, колокольня, кровли придела, ограда, окружавшая церковь. Сегодня храм не действует, но является выявленным объектом культурного наследия и включен в областной реестр.

История храма великомученика Георгия Победоносца

  • Из Морозова наш маршрут направляется в сторону Тейкова, и следующая остановка в Якшине .
  • Здесь, прямо у дороги, на юго-восточной окраине села, мы видим церковь Георгия Победоносца, построенную в 1842 г. на средства владельца села генерал-майора Н.А. Бутурлина.
  • Этот монументальный одноглавый храм - своеобразный памятник в стиле позднего классицизма. Внутри храма мы увидим сохранившиеся росписи 2-й половине XIX в.
  • Богослужения в церкви прекратились в сентябре 1936 года, а решением президиума облисполкома от 5 мая 1938 г храм закрыт и ликвидирован: утрачена глава храма, колокольня, кровли придела, ограда, окружавшая церковь.
  • Сегодня храм не действует, но является выявленным объектом культурного наследия и включен в областной реестр.
Золотниковская Пустынь Вид Золотниковской пустыни в начале 20 века. Фото Каменевой.

Золотниковская Пустынь

Вид Золотниковской пустыни в начале 20 века. Фото Каменевой.

История основания монастыря  Золотниковская Пустынь XVII век – тревожное и неспокойное время: раскол русского православия, нашествие поляков и шведов, появление самозванцев… Именно в это время странствующий монах Иона Головцын поселился в нашей лесной глуши, подальше от людской суеты. Здесь, согласно преданию, на правом берегу речки Смердячки, среди лесу березового, на пне, и произошло чудесное обретенье им иконы Казанской Божьей Матери. Вокруг Ионы стали собираться монахи и в 1624 году они построили в лесу деревянную церковь Успения Божией Матери, а Иона стал первым игуменом «Новой пустыни Березовского борку Успения Пресвятой Богородицы». В 1632 году царем Михаилом Федоровичем монастырю были пожалованы земельные владения и закреплены царскими грамотами 1638 года. Вскоре после основания монастыря на его территории начинается каменное строительство, ведущееся на протяжении 2-х столетий. Мысленно пренесясь в прошлое, мы увидим самый древний на территории Ивановской области архитектурный ансамбль, отличающийся богатством и композиционной стройностью

История основания монастыря Золотниковская Пустынь

  • XVII век – тревожное и неспокойное время: раскол русского православия, нашествие поляков и шведов, появление самозванцев… Именно в это время странствующий монах Иона Головцын поселился в нашей лесной глуши, подальше от людской суеты. Здесь, согласно преданию, на правом берегу речки Смердячки, среди лесу березового, на пне, и произошло чудесное обретенье им иконы Казанской Божьей Матери. Вокруг Ионы стали собираться монахи и в 1624 году они построили в лесу деревянную церковь Успения Божией Матери, а Иона стал первым игуменом «Новой пустыни Березовского борку Успения Пресвятой Богородицы». В 1632 году царем Михаилом Федоровичем монастырю были пожалованы земельные владения и закреплены царскими грамотами 1638 года.
  • Вскоре после основания монастыря на его территории начинается каменное строительство, ведущееся на протяжении 2-х столетий. Мысленно пренесясь в прошлое, мы увидим самый древний на территории Ивановской области архитектурный ансамбль, отличающийся богатством и композиционной стройностью
Храм Успения  Божией Матери

Храм Успения Божией Матери

Храм Успения  Божией Матери Первым (в 1651 г.) на месте бывшей деревянной церкви выстроен трехглавый Успенский летний собор, занимающий центральное место в ансамбле. Выполнен он в стиле древнерусской архитектуры середины XVII века. Трехглавие храма вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля XVI века, а нарядный пояс (фриз), выложенный фигурным кирпичом в верхней части стен, связан с памятниками древнерусской архитектуры XII века. В 1737 году на средства князя Щербатова к собору пристроили 2 придела: Преображенский и Воздвиженский, а в 1895 году на средства ивановского фабриканта Шодчина храм расширили и сделали пятиглавым, устроили приделы святых Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского, провели внутреннюю реконструкцию.

Храм Успения Божией Матери

  • Первым (в 1651 г.) на месте бывшей деревянной церкви выстроен трехглавый Успенский летний собор, занимающий центральное место в ансамбле. Выполнен он в стиле древнерусской архитектуры середины XVII века. Трехглавие храма вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля XVI века, а нарядный пояс (фриз), выложенный фигурным кирпичом в верхней части стен, связан с памятниками древнерусской архитектуры XII века.
  • В 1737 году на средства князя Щербатова к собору пристроили 2 придела: Преображенский и Воздвиженский, а в 1895 году на средства ивановского фабриканта Шодчина храм расширили и сделали пятиглавым, устроили приделы святых Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского, провели внутреннюю реконструкцию.
Храм Казанской иконы  Божией Матери

Храм Казанской иконы Божией Матери

Храм Казанской иконы Божией Матери.

Застройка территории монастыря в XIX веке

  • В 1657 г. в глубине монастыря выстроен двухэтажный зимний храм Казанской иконы Божией Матери с трапезной. Декоративное убранство фасадов выдержано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. В храме, по преданию, хранилась обретенная основателем обители икона Казанской Божией Матери в серебряном позолоченном окладе, украшенном жемчугом.
  • В этом же году над главным воротами монастыря была построена надвратная церковь Всех святых с колокольней, на которой в XVIII веке были установлены часы и древний колокол.
  • В 1806 г выстроен 2-хэтажный каменно-деревянный настоятельский корпус - дом в стиле классицизма. Рядом располагался одноэтажный братский корпус. В 1810-1820 гг. граф А.С.Шереметев в память о своем отце выстроил кирпичную ограду с башнями. Во второй половине XIX в. строятся каменные кельи в линии ограды, а по сторонам надвратной церкви - примыкающие к ней здания народного училища и гостиницы для приезжающих. От надвратной церкви к центральной части ансамбля вела липовая аллея. На территории монастыря находилось кладбище, а в Преображенском приделе Успенского собора была усыпальница богатых вкладчиков храма из поместного дворянства, среди которых княгиня Щербатова и представители рода Шереметьевых.
  • После закрытия прихода в Золотниковской пустыни в 1931 г. уникальный ансамбль подвергся варварским разрушениям.
Настоятельский корпус

Настоятельский корпус

Митрофан Воронежский

Митрофан Воронежский

Митрофан Воронежский в Золотниковской Пустыни

  • Популярность и известность монастыря связаны, прежде всего, с именем Митрофана Воронежского
  • Родился он 6 ноября 1623 года в духовной семье села Антилохово на Владимирской земле (ныне Савинский район Ивановской области). Здесь он крестился и женился, имел сына Ивана. По семейной традиции служил священником в селе Сидоровское (ныне Ивановский район). Но овдовев на сороковом году и ища одиночества, в 1663 пришел служить Господу в уединенный лесной монастырь Золотниковская Пустынь, где и принял постриг под именем Митрофана. Здесь, вдали от всех, хотел он провести свою жизнь, но после трех лет пустынножительства снискал безмерное уважение монастырской братии и был назначен настоятелем Косьмо-Яхромского монастыря, позднее - Макарьевской обители на Унже. В 1682 году Митрофан стал первым епископом Воронежским. Был он другом и соподвижником Петра I .
  • Умер Митрофан 23 ноября 1703 года в возрасте 80 лет. Святые мощи его были обретены нетленными в 1717 г., а на месте его погребения совершалось много чудес. 7 августа 1832 г. Митрофан Воронежский был причислен к лику святых, а в пустынь из Воронежа прислали икону с его изображением.
Золотниковская Пустынь сегодня Сегодня монастырь, словно птица феникс, возрождается из пепла. В 1996 г. в Успенском храме вновь открыт приход Русской Православной Церкви и начато его восстановление. В 2008 году владыка Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф заложил на территории монастыря камень в основание нового храма Митрофана Воронежского. Вновь засияли золотом и небесной синевой главы восставшего из руин Успенского собора. 14 ноября 2013 года Золотниковскую Пустынь посетил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, следовавший в город Шую для передачи ковчега с мощами святителя Митрофана Воронежского

Золотниковская Пустынь сегодня

Сегодня монастырь, словно птица феникс, возрождается из пепла. В 1996 г. в Успенском храме вновь открыт приход Русской Православной Церкви и начато его восстановление. В 2008 году владыка Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф заложил на территории монастыря камень в основание нового храма Митрофана Воронежского. Вновь засияли золотом и небесной синевой главы восставшего из руин Успенского собора.

14 ноября 2013 года Золотниковскую Пустынь посетил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, следовавший в город Шую для передачи ковчега с мощами святителя Митрофана Воронежского

Церковь Митрофана Воронежского

Церковь Митрофана Воронежского

Храмовый комплекс с. Обёзово Церковь Введения во храм Пресвятой богородицы Церковь Спаса Преображения с колокольней

Храмовый комплекс с. Обёзово

Церковь Введения во храм

Пресвятой богородицы

Церковь Спаса Преображения

с колокольней

с. Обёзово. Храмовый комплекс:   церкви Спаса Преображения с колокольней и  Введения во храм Пресвятой Богородицы Обёзовский храмовый комплекс расположен в юго-восточной части села вдоль старой дороги из Суздаля на Иваново. Состоит из летней церкви Преображения, построенной в 1792 г. на месте прежней деревянной, и зимней церкви Введения 1830. В 1860-е гг. храмы и кладбище были обнесены оградой. В архитектуре ансамбля соединились черты традиционного древнерусского зодчества и провинциального классицизма, что характерно для суздальского региона. Святыней храма была древняя икона Божией Матери «Знамение» греческого письма в окладе и подвесками из китайского жемчуга. Богослужения прекратились с 1937 г., решением облисполкома от 7 июля 1941 г храм закрыт. В 1974 году комплекс поставлен на госучет как памятник культовой архитектуры. Сейчас ведутся восстановительные работы. В древних преданиях деревни упоминается легендарный язычник Обёз, а археологические раскопки рассказывают о загадочной Обёзовской скрижали.

с. Обёзово. Храмовый комплекс: церкви Спаса Преображения с колокольней и Введения во храм Пресвятой Богородицы

  • Обёзовский храмовый комплекс расположен в юго-восточной части села вдоль старой дороги из Суздаля на Иваново. Состоит из летней церкви Преображения, построенной в 1792 г. на месте прежней деревянной, и зимней церкви Введения 1830. В 1860-е гг. храмы и кладбище были обнесены оградой. В архитектуре ансамбля соединились черты традиционного древнерусского зодчества и провинциального классицизма, что характерно для суздальского региона. Святыней храма была древняя икона Божией Матери «Знамение» греческого письма в окладе и подвесками из китайского жемчуга.
  • Богослужения прекратились с 1937 г., решением облисполкома от 7 июля 1941 г храм закрыт. В 1974 году комплекс поставлен на госучет как памятник культовой архитектуры. Сейчас ведутся восстановительные работы.
  • В древних преданиях деревни упоминается легендарный язычник Обёз, а археологические раскопки рассказывают о загадочной Обёзовской скрижали.
д. Поддыбье. Храмовый комплекс

д. Поддыбье. Храмовый комплекс

д. Поддыбье. Храмовый комплекс:   церкви Спаса Преображения с колокольней и  Введения во храм Пресвятой богородицы Храмовый комплекс в Поддыбье расположен при въезде в село, на обширной площади у развилки дорог рядом с большим прудом. Состоит из двух кирпичных храмов. Более крупная церковь Преображения с колокольней, сооруженная в 1815 году, - приходский сельский храм в упрощенных формах раннего классицизма суздальской школы. Миниатюрной храма Введения 1855 года - скромный сельский храм времени эклектики, в архитектуре которого сочетаются элементы позднего классицизма и древнерусского зодчества. В целом, это комплекс разновременных храмов, характерный для юго-западной части нашей области. Обе церкви были закрыты в начале 1930-х гг. Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на госучет в 1974 г. Местные старожилы поведают удивительную историю любви, повторяющую сюжет «О мертвой царевне», поддыбинского Богатыря к поповской дочери из Обёзова, и в подтверждение покажут старинные надгробия на церковном погосте.

д. Поддыбье. Храмовый комплекс: церкви Спаса Преображения с колокольней и Введения во храм Пресвятой богородицы

  • Храмовый комплекс в Поддыбье расположен при въезде в село, на обширной площади у развилки дорог рядом с большим прудом. Состоит из двух кирпичных храмов. Более крупная церковь Преображения с колокольней, сооруженная в 1815 году, - приходский сельский храм в упрощенных формах раннего классицизма суздальской школы. Миниатюрной храма Введения 1855 года - скромный сельский храм времени эклектики, в архитектуре которого сочетаются элементы позднего классицизма и древнерусского зодчества. В целом, это комплекс разновременных храмов, характерный для юго-западной части нашей области. Обе церкви были закрыты в начале 1930-х гг. Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на госучет в 1974 г.
  • Местные старожилы поведают удивительную историю любви, повторяющую сюжет «О мертвой царевне», поддыбинского Богатыря к поповской дочери из Обёзова, и в подтверждение покажут старинные надгробия на церковном погосте.
Елховка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Архимандрит Леонтий Служил в Введенском храме с.Елховка в 1962 – 1963 г.г.Канонизирован в 1999г

Елховка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Архимандрит Леонтий

Служил в Введенском храме с.Елховка

в 1962 – 1963 г.г.Канонизирован в 1999г

с.Елховка. Церковь Введения во храм Пресвятой богородицы В  центральной части села  среди деревьев  расположился Введенский храм (1827). Это строгое строение с трехъярусной колокольней, с высокой кровлей, увенчанной пятиглавием в традициях суздальских построек. Вся декорация церкви, несмотря на разнообразие использованных элементов, подчинена системе классицизма. После своего закрытия в конце 1930-х годов, храм вновь был открыт в 1946 году и действовал до декабря 1963 года. В 1974 г. Веденская церковь поставлена на госучет. Богослужения в храме возобновились в середине 90-х годов.

с.Елховка. Церковь Введения во храм Пресвятой богородицы

  • В центральной части села среди деревьев расположился Введенский храм (1827). Это строгое строение с трехъярусной колокольней, с высокой кровлей, увенчанной пятиглавием в традициях суздальских построек. Вся декорация церкви, несмотря на разнообразие использованных элементов, подчинена системе классицизма.
  • После своего закрытия в конце 1930-х годов, храм вновь был открыт в 1946 году и действовал до декабря 1963 года. В 1974 г. Веденская церковь поставлена на госучет. Богослужения в храме возобновились в середине 90-х годов.
с. Елховка.  Часовня

с. Елховка. Часовня "Живоносный Источник" иконы Божией Матери.

Узенькая тропочка вниз от храма приведет вас в часовню "Живоносный Источник" иконы Божией Матери, сооруженную в 1999 году над святым источником, вода которого считается целебной.

Шумилово

Шумилово

 Шумилово. Крест и памятный знак на месте разрушенного храма В 1804 году в деревне Шумилово на средства прихожан была построена двухэтажная каменная церковь с двумя престолами и каменною колокольнею - красивейший храмовый комплекс. В советское время Никольский храм был до основания разрушен. 18 сентября 2011 года в деревне Шумилово по инициативе жителей деревни состоялось торжественное открытие Креста и памятного знака на месте разрушенного Храма.

Шумилово. Крест и памятный знак на месте разрушенного храма

  • В 1804 году в деревне Шумилово на средства прихожан была построена двухэтажная каменная церковь с двумя престолами и каменною колокольнею - красивейший храмовый комплекс.
  • В советское время Никольский храм был до основания разрушен.
  • 18 сентября 2011 года в деревне Шумилово по инициативе жителей деревни состоялось торжественное открытие Креста и памятного знака на месте разрушенного Храма.
 Быково Обетный столп «Всех скорбящих радость»

Быково Обетный столп «Всех скорбящих радость»

Быково. Обетный столп  «Всех скорбящих радость» В лесной деревеньке Быково в 1854 г. был сооружен на пожертвование жителей деревни и Григория Губернаторова, лесника фабриканта Каретникова, обетный столп «Всех скорбящих радость». К сожалению, со временем столп был частично разрушен. В 1999 г. правнук Григория поставил деревянный крест на разрушенном куполе столпа. А в 2000 году начались восстановительные работы. 14 июля 2001 г. в деревне Быково наступил долгожданный торжественный момент – чин освящения

Быково. Обетный столп «Всех скорбящих радость»

  • В лесной деревеньке Быково в 1854 г. был сооружен на пожертвование жителей деревни и Григория Губернаторова, лесника фабриканта Каретникова, обетный столп «Всех скорбящих радость». К сожалению, со временем столп был частично разрушен.
  • В 1999 г. правнук Григория поставил деревянный крест на разрушенном куполе столпа. А в 2000 году начались восстановительные работы.
  • 14 июля 2001 г. в деревне Быково наступил долгожданный торжественный момент – чин освящения
Итог нашей работы –маршрут «Золотые купола»

Итог нашей работы –маршрут «Золотые купола»


Скачать

© 2017 503 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!