ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МБОУ«СОШ № 3» О. Ю. ПЛЮХИНОЙ
по теме: «Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как средство развития социально-коммуникативной компетентности личности обучающегося в условиях реализации ФГОС».
Задача моей профессиональной деятельности – включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом
современные образовательные технологии:
- Игровые
- Соревновательные
- Здоровьесберегающие
- Информационно-коммуникативные
- Технология дифференцированного физкультурного образования
Игровая технология
является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.
Игры способствуют воспитанию физических качеств:
- быстроты,
- ловкости,
- силы,
- выносливости,
- гибкости
Пр и организации и проведении игр и игровых заданий руководствуюсь принципами:
- соответствие применяемых игровых форм и средств психофизическим особенностям занимающихся;
- всеобщая доступность, в том числе и для тех детей, кто ещё не приобщился к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- зрелищность, эмоциональность игр и заданий;
- целостность и логическая последовательность игровых средств;
- комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников игр;
- ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий;
- гласность, сравнимость результатов, определённость цели и задач, единство требований;
- высокая культура организации и проведения игр и заданий;
- сочетание традиционных и новых ритуалов воспитательной направленности, соответствующих духу времени;
- взаимное уважение, доброжелательность
В своей педагогической практике использую различные виды игр:
- Сюжетные игры;
- Бессюжетные игры;
- Бессюжетные игры с использованием определенных предметов;
- Игровые упражнения;
- Игры-забавы;
- Игры с элементами соревнования.
Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаю игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.); с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, поднимание спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнёрам по команде).
Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками с бегом на короткие дистанции в кротчайший промежуток времени и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития координационных способностей использую игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнёров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.
Для развития выносливости применяю игры и игровые задания, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами.
игры и задания игрового типа использую в качестве обучающего средства тому или иному двигательному действию.
Результат использования игровой технологии :
активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Соревновательная технология –
это способ выполнения упражнения в форме соревнований.
Сущность технологии заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.
Применение элементов соревновательной технологии:
- при совершенствовании различных двигательных действий
- в привлечении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время
- во время сдачи контрольных тестов
Результат использования соревновательной технологии : повышение мотивации к изучению предмета, инструмент для формирования школьной сборной.
- УРОК-ИГРА
- УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
- УРОК-ТРЕНИРОВКА
- УРОК-ИМПРОВИЗАЦИЯ
- СЮЖЕТНО-ИГРОВОЙ УРОК
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК
- КОМПЛЕКСНЫЙ УРОК
- КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЙ УРОК
методы
- фронтальный,
- групповой,
- индивидуальный,
- круговой
- соревновательный
социально- коммуникативная компетентность личности -
способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
- 1 ) умение ориентироваться в социальных ситуациях;
- 2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
- 3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия;
- 4) особую роль играет умение поставить себя на место другого человека (идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия) и предвидеть и прогнозировать поведение других и свое собственное в процессе общения (социальная интуиция и социальная рефлексия).
Этапы реализации технологий
- Выбор игры.
- Оборудование и оснащение игровой площадки.
- Предложение игры детям
- Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
- Развитие игровой ситуации.
- Подведение итогов игры.
При проведении игр и соревнований придерживаюсь следующих правил:
- простота и доступность правил;
- каждый ребенок должен быть активным участником;
- исключить возможность получение травм, угрозы здоровью детей;
- безопасность используемого инвентаря.
Информационные компьютерные технологии
- сочинение сказки о спорте для начальных классов,
- составление кроссворда «Виды спорта», «Полезная и вредная еда» и др.,
- проектные задания: видеоролик , н-ер«Моя утренняя зарядка»,
- презентации
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Нет на свете праздника важней, чем прекрасный праздник матерей
Час веселых состязаний
«А, ну-ка мальчики!»
Городские мероприятия
после соревнований по пионерболу
В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся;
- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре и соревнований различного уровня;
- сформировать потребность у учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровье сберегающие навыки.
Благодаря использованию данных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности развивается социально-коммуникативная компетентность личности обучающегося, прививаются такие важные личностные качества, как толерантность и коллективизм, совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье, отбираются сильнейшие для участия в соревнованиях.
Учение, лишённое всякого интереса
и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!