СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "История моего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика 4 "Б" класса КГУ осш №4 города Жезказгана Веретенова Георгия о родном крае,его самобытности,культуре,красоте,исторической значимости.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "История моего края"»

 Исследовательская работа по теме:  «История моего края» Веретенов Георгий , учащийся 4 «Б» класса СШ №4 г.Жезказган Руководитель : Негрий Елена Леонидовна.  Преподаватель первой категории.

Исследовательская работа по теме: «История моего края»

Веретенов Георгий ,

учащийся 4 «Б» класса СШ №4

г.Жезказган

Руководитель : Негрий Елена Леонидовна.

Преподаватель первой категории.

Цель работы: Развить интерес у детей и молодежи к истории родного края ,его самобытности и культуре, природному наследию. Рассказать всем казахстанцам о красоте и исторической значимости Улытау-Жезказганского региона.

Цель работы:

  • Развить интерес у детей и молодежи к истории родного края ,его самобытности и культуре, природному наследию.
  • Рассказать всем казахстанцам о красоте и исторической значимости Улытау-Жезказганского региона.
Задачи : Доказать тезис о том ,что история живет вокруг нас, нужно только уметь разглядеть ее. На наглядных примерах показать ,что даже не большая , на первый взгляд, невзрачная груда камней может оказаться святыней. Воспитать чувство бережного отношения к природному и культурному наследию родного края ,как этого требует Конституция и наш Президент. Усилить чувство патриотизма ,гордости за свой родной край.

Задачи :

  • Доказать тезис о том ,что история живет вокруг нас, нужно только уметь разглядеть ее.
  • На наглядных примерах показать ,что даже не большая , на первый взгляд, невзрачная груда камней может оказаться святыней.
  • Воспитать чувство бережного отношения к природному и культурному наследию родного края ,как этого требует Конституция и наш Президент.
  • Усилить чувство патриотизма ,гордости за свой родной край.
Методы : Изучение истории края по выставочным экспозициям музея. Изучение архивных материалов. Расспросы людей, побывавших в исторических местах. Посещение памятников культурного наследия.

Методы :

  • Изучение истории края по выставочным экспозициям музея.
  • Изучение архивных материалов.
  • Расспросы людей, побывавших в исторических местах.
  • Посещение памятников культурного наследия.
В центре Казахстана , среди бескрайних, безмятежных степей Сары-Арки находится город , в котором я живу. Это столица медного края - город Жезказган.
  • В центре Казахстана , среди бескрайних, безмятежных степей Сары-Арки находится город , в котором я живу. Это столица медного края - город Жезказган.
Моя родина богата историческими памятниками ,о которых я хотел бы вам рассказать.  Давайте начнем наше путешествие с посещения Жезказганского историко-археологического музея.

Моя родина богата историческими памятниками ,о которых я хотел бы вам рассказать. Давайте начнем наше путешествие с посещения Жезказганского историко-археологического музея.

 Важное место в истории моего края, Улытау-Жезказганского региона, занимают исторические памятники и связанные с ними легенды. Свой рассказ хочу начать с истории Мавзолея Алашахана.

Важное место в истории моего края, Улытау-Жезказганского региона, занимают исторические памятники и связанные с ними легенды. Свой рассказ хочу начать с истории Мавзолея Алашахана.

 Мавзолей Алашахана, сложенный из темно-красного обожженного кирпича, стоит на возвышенном увале на правом берегу р.Кара-Кенгир, в 90 км от г.Жезказгана. Его к основание в форме куба заканчивается куполом. Гладкие наружные стены имеют узорную кладку кирпича, которая напоминает рисунок ковра. Вход в мавзолей оформлен в виде ниши, что является характерной особенностью культовой архитектуры казахов Х-ХV вв.  Древняя легенда гласит о том что : один из сорока ханов, прибывших в Бухару из Крыма, Кызыл Арыстан (Красный лев) долго был бездетным. Однажды наложница родила сына, тело которого было покрыто большими пятнами. Старшая жена, которая не могла иметь детей, позавидовала наложнице и убедила мужа, что не к добру появился на свет этот ребёнок. Хан внял совету и приказал воинам увезти за Сырдарью мальчика и его мать. Прошло 12 лет.

Мавзолей Алашахана, сложенный из темно-красного обожженного кирпича, стоит на возвышенном увале на правом берегу р.Кара-Кенгир, в 90 км от г.Жезказгана. Его к основание в форме куба заканчивается куполом. Гладкие наружные стены имеют узорную кладку кирпича, которая напоминает рисунок ковра. Вход в мавзолей оформлен в виде ниши, что является характерной особенностью культовой архитектуры казахов Х-ХV вв.

Древняя легенда гласит о том что : один из сорока ханов, прибывших в Бухару из Крыма, Кызыл Арыстан (Красный лев) долго был бездетным. Однажды наложница родила сына, тело которого было покрыто большими пятнами. Старшая жена, которая не могла иметь детей, позавидовала наложнице и убедила мужа, что не к добру появился на свет этот ребёнок. Хан внял совету и приказал воинам увезти за Сырдарью мальчика и его мать. Прошло 12 лет.

 Однажды сын Майкы би, Уйсин, охотясь в тех местах, встретил удивительно красивого мальчика и рассказал о встрече отцу. Майкы би сам захотел поговорить с ним, увидев в нем достойного человека, усыновил.  Когда мальчик вырос, Майкы би отобрал сто крепких жигитов во главе со свои сыном Уйсуном и с этой свитой отправил найдёныша в путь, благословив такими словами: «Идите за Каратау, там вам встретятся горы Улытау и Кишитау, реки Каракенгир и Сарыкенгир. Там и остановитесь.   Слух о храбром сыне дошел до Кызыл Арыстана, и он шлёт гонцов к Майкы би, чтобы тот вернул ему сына. Три раза Майкы би отправлял по сотне жигитов за приёмным сыном. Однако посланцы, соблазнившись вольной жизнью, сами остались там.

Однажды сын Майкы би, Уйсин, охотясь в тех местах, встретил удивительно красивого мальчика и рассказал о встрече отцу. Майкы би сам захотел поговорить с ним, увидев в нем достойного человека, усыновил. Когда мальчик вырос, Майкы би отобрал сто крепких жигитов во главе со свои сыном Уйсуном и с этой свитой отправил найдёныша в путь, благословив такими словами: «Идите за Каратау, там вам встретятся горы Улытау и Кишитау, реки Каракенгир и Сарыкенгир. Там и остановитесь. 

Слух о храбром сыне дошел до Кызыл Арыстана, и он шлёт гонцов к Майкы би, чтобы тот вернул ему сына. Три раза Майкы би отправлял по сотне жигитов за приёмным сыном. Однако посланцы, соблазнившись вольной жизнью, сами остались там.

 Триста молодых воинов за счёт набегов в дальние края умножали свой скот и разрастались в могучую страну вольных казахов. Своим ханом они избрали сына Кызыл Арыстана. Будущего хана посадили на алашу у подножия гор Улытау, и десятки жигитов вознесли его над своими головами, что означало единодушное признание его ханских полномочий, как ставленника народа. Избраннику дали имя Алаша хан.  Алаша хан оказался мудрым предводителем. Первую сотню, прибывшую в горы Улытау под началом Уйсуна, он назвал «Старшим жузом (сотней) Уйсуна». Боевым кличем Старшего жуза было слово БАХТИЯР (За счастье). Сотню, прибывшую второй, под началом Болат хана, он назвал «Средним жузом». Это сотня устраивала засады на врага. Во время боевых походов она была возле самого хана. Боевым кличем этого жуза было слово Акжол (За справедливость). Прибывшая последней в Улытау под началом Алшына третья сотня получила название «Младшего жуза Алшына». Боевым кличем «Младшего жуза» было слово Алдияр (За бога).

Триста молодых воинов за счёт набегов в дальние края умножали свой скот и разрастались в могучую страну вольных казахов. Своим ханом они избрали сына Кызыл Арыстана. Будущего хана посадили на алашу у подножия гор Улытау, и десятки жигитов вознесли его над своими головами, что означало единодушное признание его ханских полномочий, как ставленника народа. Избраннику дали имя Алаша хан. Алаша хан оказался мудрым предводителем. Первую сотню, прибывшую в горы Улытау под началом Уйсуна, он назвал «Старшим жузом (сотней) Уйсуна». Боевым кличем Старшего жуза было слово БАХТИЯР (За счастье). Сотню, прибывшую второй, под началом Болат хана, он назвал «Средним жузом». Это сотня устраивала засады на врага. Во время боевых походов она была возле самого хана. Боевым кличем этого жуза было слово Акжол (За справедливость). Прибывшая последней в Улытау под началом Алшына третья сотня получила название «Младшего жуза Алшына». Боевым кличем «Младшего жуза» было слово Алдияр (За бога).

 Таким образом, имена Майкы би и его приёмного сына Алаша хана связаны с историей возникновения казахской народности, первого ханства в центре казахской степи.  Термин «алаш» относится к глубокой древности, когда племена-роды еще не обособились и имели общий скот. Это исконное тюркское слово, означающее - «родичи, братья, единомышленники». Собственно, «алаш» - само название казахов.  Существует несколько мнений, по разному трактующих понятие «алаш». Вот одно из них, наиболее обоснованное: «шесть алашей» - это шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «Алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов.

Таким образом, имена Майкы би и его приёмного сына Алаша хана связаны с историей возникновения казахской народности, первого ханства в центре казахской степи.

Термин «алаш» относится к глубокой древности, когда племена-роды еще не обособились и имели общий скот. Это исконное тюркское слово, означающее - «родичи, братья, единомышленники». Собственно, «алаш» - само название казахов. Существует несколько мнений, по разному трактующих понятие «алаш». Вот одно из них, наиболее обоснованное: «шесть алашей» - это шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «Алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов.

 Урочище Улытау удивительно по своей красоте. Из рассказов родителей и родственников, я знаю о природной красоте и величии гор Улытау. Такое место достойно быть колыбелью гордого и независимого народа.

Урочище Улытау удивительно по своей красоте. Из рассказов родителей и родственников, я знаю о природной красоте и величии гор Улытау. Такое место достойно быть колыбелью гордого и независимого народа.

 Еще одним памятником ,находящимся в близи Улытау, является Плита Тимура.  Сопка «Алтыншокы» (Плита Тимура), вершина горы Алтын – шокы. Надпись была нанесена на темной амфиболитовой плите. Всего можно различить одиннадцать строк. Плита с надписью находилась у насыпного каменного сооружения с двумя большими ямами . В ямах и рядом с ними обнаружено большое количество обожженных камней. Судя по шлаку и планировке сооружения, можно предположить, что здесь была печь для обжига, но во внешней форме явно проглядывается насыпной курган. Диаметр его составляет 22м., наибольшая высота 3м. Диаметр ям, соединенных между собой узким перешейком состовляет 6м.  Памятник знаменитого похода Тимура на Дашты-Кипчак, пришедшего к полному разгрому Золотой Орды.

Еще одним памятником ,находящимся в близи Улытау, является Плита Тимура.

Сопка «Алтыншокы» (Плита Тимура), вершина горы Алтын – шокы. Надпись была нанесена на темной амфиболитовой плите. Всего можно различить одиннадцать строк. Плита с надписью находилась у насыпного каменного сооружения с двумя большими ямами . В ямах и рядом с ними обнаружено большое количество обожженных камней. Судя по шлаку и планировке сооружения, можно предположить, что здесь была печь для обжига, но во внешней форме явно проглядывается насыпной курган. Диаметр его составляет 22м., наибольшая высота 3м. Диаметр ям, соединенных между собой узким перешейком состовляет 6м.

Памятник знаменитого похода Тимура на Дашты-Кипчак, пришедшего к полному разгрому Золотой Орды.

   Могила Едыге выложена из крупных камней и представляет в плане круглое сооружение (курган). Диаметр кургана 8,80м. Высота - 4,80м.  С северной стороны кургана выложен небольшой высоты «коридор» длиной около 3м и шириной 2м.  Надмогильное курганное сооружение выложено над прахом исторической и легендарной личности . Имеются незначительные разрушения по всей поверхности кургана  Могила находится у края отвесной скалы высотой около двух метров.

Могила Едыге выложена из крупных камней и представляет в плане круглое сооружение (курган). Диаметр кургана 8,80м. Высота - 4,80м. С северной стороны кургана выложен небольшой высоты «коридор» длиной около 3м и шириной 2м.  Надмогильное курганное сооружение выложено над прахом исторической и легендарной личности . Имеются незначительные разрушения по всей поверхности кургана Могила находится у края отвесной скалы высотой около двух метров.

 Много исторических мест находится в непосредственной близости от нашего города .  К группе выдающихся памятников Центрального Казахстана относится мавзолей Жошы хана (XIII век), расположенный в 50 км к северо-востоку от Жезказгана. Мы каждый раз наблюдаем этот удивительный по красоте и величию памятник, выезжая из города на автомобиле в сторону Караганды. Я даже хотел сфотографироваться на фоне Мавзолея, но папа строго сказал, что память предков надо чтить и преклоняться перед нею, а не превращать в шоу.

Много исторических мест находится в непосредственной близости от нашего города .

К группе выдающихся памятников Центрального Казахстана относится мавзолей Жошы хана (XIII век), расположенный в 50 км к северо-востоку от Жезказгана. Мы каждый раз наблюдаем этот удивительный по красоте и величию памятник, выезжая из города на автомобиле в сторону Караганды. Я даже хотел сфотографироваться на фоне Мавзолея, но папа строго сказал, что память предков надо чтить и преклоняться перед нею, а не превращать в шоу.

 Мавзолей, созданный из хорошо обожженного квадратного кирпича. Внешний купол опирался на звездчатый 17-гранный барабан редкой формы и был облицован плитками с бирюзовой поливой. Таким же плитами было заполнено обрамление арочной ниши на портале.   В глубине сооружения, под навесом завораживающей своею тайной тиши, стоит освещенное светом двух арочных отверстий боковых камер надгробие.  Автором данного архитектурного сооружения является Риаз Уста. В построении мавзолея участвовали все роды, проживающие на территории Дешт-и-Кипчака (Центральный Казахстан). В начале ХІІІ века в результате походов Чингисхана образовалась огромная империя, сыгравшая большую роль в истории человечества. Эта обширная империя была разделена Чингисханом между его сыновьями. Во владение Жошы достаются земли нынешнего Казахстана. По одной из версий, Жошыхан был убит на охоте по приказу отца Чингисхана, так как отец боялся захвата всей власти сыном.

Мавзолей, созданный из хорошо обожженного квадратного кирпича. Внешний купол опирался на звездчатый 17-гранный барабан редкой формы и был облицован плитками с бирюзовой поливой. Таким же плитами было заполнено обрамление арочной ниши на портале. 

В глубине сооружения, под навесом завораживающей своею тайной тиши, стоит освещенное светом двух арочных отверстий боковых камер надгробие.

Автором данного архитектурного сооружения является Риаз Уста. В построении мавзолея участвовали все роды, проживающие на территории Дешт-и-Кипчака (Центральный Казахстан). В начале ХІІІ века в результате походов Чингисхана образовалась огромная империя, сыгравшая большую роль в истории человечества. Эта обширная империя была разделена Чингисханом между его сыновьями. Во владение Жошы достаются земли нынешнего Казахстана. По одной из версий, Жошыхан был убит на охоте по приказу отца Чингисхана, так как отец боялся захвата всей власти сыном.

 По другой версии, Жошы был растерзан куланами на охоте. Узнав о гибели любимого правителя, его верный мерген (стрелок) бросается вслед за куланами, настигает их у реки Чу и убивает. До сих пор сохранилось название этой местности – Бес-кулан, место гибели куланов. По третьей версии, Жошыхан, по монгольскому обряду, вместе со всем богатством, имевшимся у него при жизни, захоронен совсем в другом месте, а мавзолей – лишь культовое сооружение в память о хане Жошы.

По другой версии, Жошы был растерзан куланами на охоте. Узнав о гибели любимого правителя, его верный мерген (стрелок) бросается вслед за куланами, настигает их у реки Чу и убивает. До сих пор сохранилось название этой местности – Бес-кулан, место гибели куланов. По третьей версии, Жошыхан, по монгольскому обряду, вместе со всем богатством, имевшимся у него при жизни, захоронен совсем в другом месте, а мавзолей – лишь культовое сооружение в память о хане Жошы.

 Мавзолей Домбаул – один из самых древних мавзолеев Казахстана, относящийся к VI-IX вв. Находится в 3-4 км от мавзолея Жошыхана. Мавзолей представляет собой 4-угольное сооружение из гранитных камней, перерастающее в купол, имеет оконные отверстия с северной и южной сторон, входная часть находится с восточной стороны, высота мавзолея – около 9 метров. Согласно одной из версий легенды, Домбаул является отцом Чингисхана, а по другой – придворным музыкантом или воином-стрелком Жошы хана.

Мавзолей Домбаул – один из самых древних мавзолеев Казахстана, относящийся к VI-IX вв. Находится в 3-4 км от мавзолея Жошыхана. Мавзолей представляет собой 4-угольное сооружение из гранитных камней, перерастающее в купол, имеет оконные отверстия с северной и южной сторон, входная часть находится с восточной стороны, высота мавзолея – около 9 метров. Согласно одной из версий легенды, Домбаул является отцом Чингисхана, а по другой – придворным музыкантом или воином-стрелком Жошы хана.

 Мавзолей Аяккамыр находится на левом берегу р.Жезды, в 8 км от пос. Жезды в урочище Карабулак. Мавзолей квадратной формы, со сторонами длиной 5 м, обнесен вокруг земляным валом высотой 1 м. Памятник периода Золотой орды, сложен из обожженного кирпича. Согласно предположению А.Маргулана, построен как гробница чингизида Кутлук-Темира.

Мавзолей Аяккамыр находится на левом берегу р.Жезды, в 8 км от пос. Жезды в урочище Карабулак. Мавзолей квадратной формы, со сторонами длиной 5 м, обнесен вокруг земляным валом высотой 1 м. Памятник периода Золотой орды, сложен из обожженного кирпича. Согласно предположению А.Маргулана, построен как гробница чингизида Кутлук-Темира.

 Теректы-аулие - местность, расположенная в 88 километрах к северо-востоку от Жезказгана. Это знаменитый археологический комплекс, место, где обнаружены уникальные исторические памятники: стоянки каменного века, жилища человека эпохи бронзы, шахтные колодцы, гранитные сопки, хранящие тайну петроглифов, средневековые могильники и мазары IX, ХVП-ХVIII веков, древние захоронения.  Святые люди в былые времена совершали хождение в мир. Они познавали историю, собирали легенды и сказания, изучали религию.

Теректы-аулие - местность, расположенная в 88 километрах к северо-востоку от Жезказгана. Это знаменитый археологический комплекс, место, где обнаружены уникальные исторические памятники: стоянки каменного века, жилища человека эпохи бронзы, шахтные колодцы, гранитные сопки, хранящие тайну петроглифов, средневековые могильники и мазары IX, ХVП-ХVIII веков, древние захоронения.

Святые люди в былые времена совершали хождение в мир. Они познавали историю, собирали легенды и сказания, изучали религию.

 Однажды такой святой дошел до Теректы, где, по всей видимости, еще не было даже поселений людей. Ничего не было, кроме выжженной солнцем и зноем степи. Его мучила жажда. Силы были на исходе. Тело горело от ссадин и укусов насекомых. И вдруг, словно дар Всевышнего, где-то вдали показался большой красивый тополь. Надеясь укрыться в прохладной тени, человек из последних сил шел к этому оазису в пустыне. Подойдя ближе, он увидел рядом с тополем бьющий прямо из земли родник, окруженный травой и камышом. Наклонившись к нему, он утолил жажду. Холодная прозрачная вода обожгла его целительной влагой. Умывшись, странник вдруг обнаружил, что все царапины на его теле исчезли, прошла усталость.

Однажды такой святой дошел до Теректы, где, по всей видимости, еще не было даже поселений людей. Ничего не было, кроме выжженной солнцем и зноем степи. Его мучила жажда. Силы были на исходе. Тело горело от ссадин и укусов насекомых. И вдруг, словно дар Всевышнего, где-то вдали показался большой красивый тополь. Надеясь укрыться в прохладной тени, человек из последних сил шел к этому оазису в пустыне. Подойдя ближе, он увидел рядом с тополем бьющий прямо из земли родник, окруженный травой и камышом. Наклонившись к нему, он утолил жажду. Холодная прозрачная вода обожгла его целительной влагой. Умывшись, странник вдруг обнаружил, что все царапины на его теле исчезли, прошла усталость.

Так, с древних времен, за этим регионом закрепилась слава духовного и чудесным образом исцеляющего места. Ежедневно десятки людей со всех концов нашей страны и не только приезжают сюда, чтобы исцелиться и просто решить свои проблемы, прикоснувшись к святыне. Мы с родными тоже побывали на святом месте в Теректы

Так, с древних времен, за этим регионом закрепилась слава духовного и чудесным образом исцеляющего места. Ежедневно десятки людей со всех концов нашей страны и не только приезжают сюда, чтобы исцелиться и просто решить свои проблемы, прикоснувшись к святыне. Мы с родными тоже побывали на святом месте в Теректы

 Комплекс «Болганана»Мазар. Находится в 50 км к югу от города Жезказган, на левом берегу реки Кенгир. Построен в XIV – XV веках. По легенде, принадлежал снохе Жошыхана. Рядом построен мазар Кулан ана. Легенда гласит, что мазар принадлежал наложнице Чингисхана, по секретному приказу она руководила убийством Жошыхана. Поэтому степной кюй «Аксак кулан» о смерти Жошыхана косвенно сообщает об исполнителе казни.

Комплекс «Болганана»Мазар. Находится в 50 км к югу от города Жезказган, на левом берегу реки Кенгир. Построен в XIV – XV веках. По легенде, принадлежал снохе Жошыхана. Рядом построен мазар Кулан ана. Легенда гласит, что мазар принадлежал наложнице Чингисхана, по секретному приказу она руководила убийством Жошыхана. Поэтому степной кюй «Аксак кулан» о смерти Жошыхана косвенно сообщает об исполнителе казни.

 Судите сами, в каком великом месте я живу .  Я всегда гордился своим краем, но, работая над этой презентацией , узнал много нового, и моя гордость усилилась.  Приезжайте к нам, чтобы вдохнуть этот мятежный воздух , прикоснуться к святыням , своими глазами увидеть колыбель нации.  Мы ждем Вас и всегда рады!

Судите сами, в каком великом месте я живу .

Я всегда гордился своим краем, но, работая над этой презентацией , узнал много нового, и моя гордость усилилась.

Приезжайте к нам, чтобы вдохнуть этот мятежный воздух , прикоснуться к святыням , своими глазами увидеть колыбель нации.

Мы ждем Вас и всегда рады!

Список используемой литературы:  Центральная библиотечная система города Сатпаев.  Найманбаев М. «Легенды Улытау».  Артыкбаев Ж.О. «Материалы к истории правящего дома казахов».  Документы Жезказганского историко-архиологического музея.

Список используемой литературы:

Центральная библиотечная система города Сатпаев.

Найманбаев М. «Легенды Улытау».

Артыкбаев Ж.О. «Материалы к истории правящего дома казахов».

Документы Жезказганского историко-архиологического музея.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!