СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект урока по химии Строение атома

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация (22 слайда) и план-конспект  урока в 11 классе по химии по теме:«Строение атома». 

Цели урока: Познакомиться с историей развития представлений о строении атома, моделями атома, доказательствами сложности строения атома. Рассмотреть строение ядра и электронные конфигурации атома. Задачи урока: образовательные: знакомство с историей развития представлений о строении атомов, открытия и доказательства сложности строения атома на основе межпредметных связей с физикой; повторение умения составлять электронные и электронно-графические формулы атомов.  развивающие: совершенствование умения краткого изложения полученной информации, выбора из сказанного главного; формирование умения анализировать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать свои знания. воспитательные: развитие умения работать в коллективе.   

Просмотр содержимого документа
«Первый урок в 11 классе по химии по теме»









Урок в 11 классе

по химии

«Строение атома».











Кузнецова Екатерина Владимировна















Цели урока: Познакомиться с историей развития представлений о строении атома, моделями атома, доказательствами сложности строения атома. Рассмотреть строение ядра и электронные конфигурации атома.

Задачи:

образовательные: знакомство с историей развития представлений о строении атомов, открытия и доказательства сложности строения атома на основе межпредметных связей с физикой; повторение умения составлять электронные и электронно-графические формулы атомов.

развивающие: совершенствование умения краткого изложения полученной информации, выбора из сказанного главного; формирование умения анализировать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать свои знания.

воспитательные: развитие умения работать в коллективе.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии ( повторный вводный).

  2. Введение в тему урока:

1)Развитие представлений о строении атома.

Понятие атом (греч. «atomos» – неделимый) ввел Демокрит. У Демокрита атомы выступают в роли первоначала. Они неделимы, различаются по величине, весу, форме и находятся в вечном движении. После Демокрита учение об атомах было на много веков забыто. Возродил атомистическую теорию английский физик и химик Джон Дальтон. Он основывался на открытых в то время законах химии и экспериментальных данных о строении вещества. Таким образом, установил, что атомы одного элемента имеют одинаковые свойства, а разных элементов – различаются по свойствам. Дальтон ввел важную характеристику атома – атомную массу и для очень многих элементов были установлены ее относительные значения. В своем атомно-молекулярном учении Дальтон дает характеристику атому: «Атом неделим, вечен и неразрушим».

2) Атом делим, как доказали следующие экспериментальные открытия, сделанные в науке на рубеже конца 19-начала 20 века.

  1. В 1897 году Крукс открыл катодные лучи, представляющие собой поток электронов в вакуумной трубке, содержащей катод и анод. Английский физик Джозеф Томпсон назвал частицы катодных лучей электронами.

  2. Русский ученый Столетов открыл явление фотоэффекта – испускания металлом электронов под действием падающего на него света.

  3. Значимым стало открытие Рентгеном «Х»-лучей, позже названных рентгеновскими в честь ученого. Эти лучи представляют собой электромагнитное излучение подобное свету с гораздо более высокой частотой, испускаемой при действии на них катодных лучей.

  4. Большой вклад в развитие представлений об элементарных частицах внесли французский физик Антуан Анри Беккерель и супруги Кюри, открыв явление радиоактивности. Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одного химического элемента в другой, сопровождаемое испусканием электронов или других частиц и рентгеновского излучения.

Эти экспериментальные данные свидетельствуют о том, что атом – сложноустроенная система.

3)Модели атома.

Одной из первых моделей строения атома явилась модель английского физика Джозефа Томсона, предложенная им в в1904 г. – так называемый «пудинг с изюмом»: атом представляет собой сферу положительного электричества с вкрапленными электронами.

Для проверки этой модели в 1899-1911 гг. английский физик Эрнест Резерфорд провел опытные исследования и сформулировал планетарную (ядерную) теорию строения атома. Согласно этой модели, в центре атома находится очень маленькое ядро, размеры которого приблизительно в 100’000 раз меньше размеров самого атома. В ядре сосредоточена практически вся масса атома. Оно имеет положительный заряд. Вокруг ядра движутся электроны, заряженные отрицательно. Их число определяется зарядом ядра.

Однако такая модель имела свои недостатки:

1. Резерфорд не смог объяснить устойчивости атома. Двигаясь вокруг ядра, электрон расходует энергию и в какой-то момент, израсходовав ее всю, он должен остановиться – упасть на ядро, что равносильно гибели атома. Но на самом деле атомы – структуры довольно стабильные.

2. Резерфорд не смог объяснить линейный характер атомных спектров. Согласно его модели, электрон должен излучать энергию постоянно и поэтому атомный спектр должен быть сплошным, но экспериментальные данные доказывали обратное: спектр не сплошной, а прерывистый. Это означает, что электрон излучает энергию порциями.

Свою теорию строения атома, основанную на планетарной модели и квантовой теории, в 1913 году предложил датский физик Нильс Бор. Основные положения он сформулировал в виде постулатов:

I. Электрон может вращаться вокруг ядра по определенным, стационарным круговым орбиталям.

II. Двигаясь по стационарной орбите, электрон не излучает энергию.

III. Излучение электромагнитной энергии (либо ее поглощение) происходит при переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую.

Но и эта модель не явилась совершенством, в ней также присутствовали противоречия. «Спасти» теорию Бора пытались многие ученые.

В 1932 году Иваненко предложил протонно-нейтронную модель ядра. Эту теорию развил Гейзенберг. Эта модель строения атома существует до сих пор, сочетает в себе все предыдущие модели и «исправляет» их недостатки. Суть теории в том, что атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. В совокупности они называются нуклоны. Число протонов в ядре («+» заряд) характеризует его заряд. Количество электронов («-» заряд), движущихся вокруг ядра, соответствует количеству протонов в нем. Электроны движутся по определенным атомным орбиталям, которые могут существовать в различных формах. При переходе с орбитали на орбиталь испускается или поглощается электромагнитная энергия.

4)Основные характеристики нуклонов и электрона. Массовое число. Изотопы.

5) Электронное облако.

3.Закрепление материала осуществляется поэтапно.

1.Определите число протонов и нейтронов в ядрах атомов 40Ca, 35Cl, 127I.

2. В электронной оболочке атома 19 электронов. О каком элементе идет речь? Определите число протонов и нейтронов в атомном ядре этого элемента.

3.Какими величинами характеризуется изотоп?

4. Почему изотопы одного элемента имеют разные массовые числа?

5.Почему в периодической системе у химических элементов указаны дробные значения относительной атомной массы?

6.Запишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые

номера 6,15,20,25. К каким электронным семействам относят эти элементы?


4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

5. Постановка домашнего задания.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.


Просмотр содержимого презентации
«Урок по химии 11 класс по теме»

Атом  (греч. «atomos» – неделимый) ввел Демокрит.   Атомы выступают в роли первоначала. Они неделимы, различаются по величине, весу, форме и находятся в вечном движении.
  • Атом  (греч. «atomos»
  • – неделимый) ввел Демокрит.
  • Атомы выступают в роли первоначала. Они неделимы, различаются по величине, весу, форме и находятся в вечном движении.

(ок. 460 до н. э. —  370 до н. э . )

Возродил атомистическую теорию английский физик и химик Джон Дальтон. Атомы одного элемента имеют одинаковые свойства, а разных элементов – различаются по свойствам. Дальтон ввел важную характеристику атома – атомную массу и для очень многих элементов были установлены ее относительные значения.  «Атом неделим, вечен и неразрушим».
  • Возродил атомистическую теорию английский физик и химик Джон Дальтон.
  • Атомы одного элемента имеют одинаковые свойства, а разных элементов – различаются по свойствам.
  • Дальтон ввел важную характеристику атома – атомную массу и для очень многих элементов были установлены ее относительные значения.
  • «Атом неделим, вечен и неразрушим».

  (1766 —1844)

Атом делим, как доказали следующие экспериментальные открытия, сделанные в науке на рубеже конца 19-начала 20 века.
  • Атом делим, как доказали следующие экспериментальные открытия, сделанные в науке на рубеже конца 19-начала 20 века.
В 1879 году Крукс открыл катодные лучи, представляющие собой поток электронов в вакуумной трубке, содержащей катод и анод. Английский физик Джозеф Томпсон назвал частицы катодных лучей электронами.
  • В 1879 году Крукс открыл катодные лучи, представляющие собой поток электронов в вакуумной трубке, содержащей катод и анод. Английский физик Джозеф Томпсон назвал частицы катодных лучей электронами.

Уильям Крукс  

(1832-1919)

Джозеф Джон Томсон

(1856 —  1940)

Русский ученый Столетов открыл явление фотоэффекта – испускание металлом электронов под действием падающего на него света.
  • Русский ученый Столетов открыл явление фотоэффекта
  • – испускание металлом электронов под действием падающего на него света.

Алекса́ндр Григо́рьевич Столе́тов

  ( 1839 , -  1896 , )

Значимым стало открытие Рентгеном «Х»-лучей. Эти лучи представляют собой электромагнитное излучение подобное свету с гораздо более высокой частотой, испускаемой при действии на них катодных лучей.
  • Значимым стало открытие Рентгеном «Х»-лучей.
  • Эти лучи представляют собой электромагнитное излучение подобное свету с гораздо более высокой частотой, испускаемой при действии на них катодных лучей.

Вильге́льм Ко́нрад Рентге́н

( 1845  —1923 )

Большой вклад в развитие представлений об элементарных частицах внесли
  • Большой вклад в развитие представлений об элементарных частицах внесли

Антуан Анри Беккерель

( 1852 —  1908)

Пьер Кюри́  

(1859 — 1906 )

Мари́я Склодо́вская-Кюри́

  ( 1867 - 1934 )  

Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одного химического элемента в другой, сопровождаемое испусканием электронов или других частиц и рентгеновского излучения.

Вспомните, что это? Электро́лиз  — физико-химический процесс, состоящий в выделении на  электродах  составных частей растворённых веществ или других веществ, являющихся результатом окислительно-восстановительных реакций на электродах, который возникает при электрического тока  через раствор, либо расплав  электролита
  • Вспомните, что это?
  • Электро́лиз  — физико-химический процесс, состоящий в выделении на  электродах  составных частей растворённых веществ или других веществ, являющихся результатом окислительно-восстановительных реакций на электродах, который возникает при электрического тока  через раствор, либо расплав  электролита
Модель Томсона – «пудинговая модель»
  • Модель Томсона – «пудинговая модель»

1904 год

Модель Резерфорда– «Планетарная модель атома»
  • Модель Резерфорда– «Планетарная модель атома»
Модель Резерфорда– «Планетарная модель атома»
  • Модель Резерфорда– «Планетарная модель атома»
1)Резерфорд не смог объяснить устойчивости атома. 2) Резерфорд не смог объяснить линейный характер атомных спектров.

1)Резерфорд не смог объяснить устойчивости атома.

2) Резерфорд не смог объяснить линейный характер атомных спектров.

1913 год  Основные положения он сформулировал в виде постулатов:  I. Электрон может вращаться вокруг ядра по определенным, стационарным круговым орбиталям.   II. Двигаясь по стационарной орбите, электрон не излучает энергию.   III. Излучение электромагнитной энергии (либо ее поглощение) происходит при переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую.
  • 1913 год

Основные положения он сформулировал в виде постулатов: 

  • I. Электрон может вращаться вокруг ядра по определенным, стационарным круговым орбиталям.
  •  
  • II. Двигаясь по стационарной орбите, электрон не излучает энергию.
  •  
  • III. Излучение электромагнитной энергии (либо ее поглощение) происходит при переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую.

Нильс Хе́нрик

Дави́д Бор  

  ( 1885 - 1962 )

В 1932 году Иваненко предложил протонно-нейтронную модель ядра. Эту теорию развил Гейзенберг. Эта модель строения атома существует до сих пор, сочетает в себе все предыдущие модели и «исправляет» их недостатки.
  • В 1932 году Иваненко предложил протонно-нейтронную модель ядра. Эту теорию развил Гейзенберг. Эта модель строения атома существует до сих пор, сочетает в себе все предыдущие модели и «исправляет» их недостатки.

Дми́трий Дми́триевич Иване́нко  

(1904 -1994)

Ве́рнер Карл Ге́йзенберг  

(1901 - 1976)

Атом – электронейтральная система взаимодействующих частиц, состоящая из ядра (образованного протонами и нейтронами) и электронов.
  • Атом – электронейтральная система взаимодействующих частиц, состоящая из ядра (образованного протонами и нейтронами) и электронов.
(e=-1 ; m e ~0) (p=1 ; m p =1) (n=0 ; m n =1) 1. Определите число протонов и нейтронов в ядрах атомов 40 Ca, 35 Cl, 127 I. 2. В электронной оболочке атома 19 электронов. О каком элементе идет речь? Определите число протонов и нейтронов в атомном ядре этого элемента.

(e=-1 ; m e ~0)

(p=1 ; m p =1)

(n=0 ; m n =1)

1. Определите число протонов и нейтронов в ядрах атомов 40 Ca, 35 Cl, 127 I.

2. В электронной оболочке атома 19 электронов. О каком элементе идет речь? Определите число протонов и нейтронов в атомном ядре этого элемента.

Это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд атомного ядра(одинаковое число протонов в нем, но разные массовые числа(разное число протонов) Химический элемент – это вид атомов с одинаковым зарядом ядра, или совокупность изотопов. Какими величинами характеризуется изотоп?  Почему изотопы одного элемента имеют разные массовые числа?  Почему в периодической системе у химических элементов указаны дробные значения относительной атомной массы?
  • Это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд атомного ядра(одинаковое число протонов в нем, но разные массовые числа(разное число протонов)

Химический элемент – это вид атомов с одинаковым зарядом ядра, или совокупность изотопов.

  • Какими величинами характеризуется изотоп?
  • Почему изотопы одного элемента имеют разные массовые числа?
  • Почему в периодической системе у химических элементов указаны дробные значения относительной атомной массы?
- это Пространство вокруг атомного ядра, в котором наиболее вероятно нахождение электрона. Запишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые номера 6,15,20,25. К каким электронным семействам относят эти элементы?

- это Пространство вокруг атомного ядра, в котором наиболее вероятно нахождение электрона.

Запишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые номера 6,15,20,25. К каким электронным семействам относят эти элементы?

Тема сегодняшнего урока была интересна, все было понятно - Мне было интересно, но не все было понятно Было неинтересно, ничего не понятно
  • Тема сегодняшнего урока была интересна, все было понятно -
  • Мне было интересно, но не все было понятно
  • Было неинтересно, ничего не понятно
Д/з п.1, в.3,6,7,10
  • Д/з п.1, в.3,6,7,10
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004. Шаблон презентации http://lotoskay.ucoz.ru/load/shablony_dlja_prezentacij/khimija/atom/189-1-0-6494 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Sir_William_Crookes.jpg/208px-Sir_William_Crookes.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Jj-thomson2.jpg/267px-Jj-thomson2.jpg http://joy4mind.com/wp-content/uploads/2013/08/Trubka-Kruksa.jpg http://people.bath.ac.uk/lg371/index_htm_files/26.png https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Roentgen2.jpg/200px-Roentgen2.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Curie-nobel-portrait-2-600.jpg/250px-Curie-nobel-portrait-2-600.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a3/Henri_Becquerel.jpg/250px-Henri_Becquerel.jpg
  • Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
  • Шаблон презентации http://lotoskay.ucoz.ru/load/shablony_dlja_prezentacij/khimija/atom/189-1-0-6494
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Sir_William_Crookes.jpg/208px-Sir_William_Crookes.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Jj-thomson2.jpg/267px-Jj-thomson2.jpg
  • http://joy4mind.com/wp-content/uploads/2013/08/Trubka-Kruksa.jpg
  • http://people.bath.ac.uk/lg371/index_htm_files/26.png
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Roentgen2.jpg/200px-Roentgen2.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Curie-nobel-portrait-2-600.jpg/250px-Curie-nobel-portrait-2-600.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a3/Henri_Becquerel.jpg/250px-Henri_Becquerel.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/X-ray_tube_3.jpg/350px-X-ray_tube_3.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ee/Pierrecurie.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/ElectrochemCell.png/250px-ElectrochemCell.png http://www.welsch.com/gallery/bitmap/Rosinenkuchen_nach__Thompson_077.jpg http://konspekta.net/studopediaorg/baza8/1675971940325.files/image077.png http://nasha-vselennaya.ru/wp-content/uploads/2014/03/article_2148631_133EEE43000005.jpg http://900igr.net/datas/fizika/Spektr-izluchenija/0015-015-2-natrij.jpg http://msk.edu.ua/ivk/Fizika/Konspekt/model_yadra_f/3.gif https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Single_electron_orbitals.jpg/500px-Single_electron_orbitals.jpg http://i.playground.ru/i/13/77/37/00/pix/image.jpg http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/2/8/7/150215092945.jpeg http://imagenes.cartelitosface.com/galerias/iconos-estado-de-animo/008.png
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/X-ray_tube_3.jpg/350px-X-ray_tube_3.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ee/Pierrecurie.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/ElectrochemCell.png/250px-ElectrochemCell.png
  • http://www.welsch.com/gallery/bitmap/Rosinenkuchen_nach__Thompson_077.jpg
  • http://konspekta.net/studopediaorg/baza8/1675971940325.files/image077.png
  • http://nasha-vselennaya.ru/wp-content/uploads/2014/03/article_2148631_133EEE43000005.jpg
  • http://900igr.net/datas/fizika/Spektr-izluchenija/0015-015-2-natrij.jpg
  • http://msk.edu.ua/ivk/Fizika/Konspekt/model_yadra_f/3.gif
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Single_electron_orbitals.jpg/500px-Single_electron_orbitals.jpg
  • http://i.playground.ru/i/13/77/37/00/pix/image.jpg
  • http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/2/8/7/150215092945.jpeg
  • http://imagenes.cartelitosface.com/galerias/iconos-estado-de-animo/008.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!