СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование навыков смыслового чтения посредством использования картографического метода обучения на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация описывает некоторые приемы при работе с картой для развития памяти, внимания, логического мышления у учащихся, которые я использую в своей работе

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование навыков смыслового чтения посредством использования картографического метода обучения на уроках географии"»

Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ   Подготовила: Якименко Газила Куанышбековна учитель географии МБОУ СОШ № 13, п.Цветочный

Методический семинар

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Подготовила: Якименко Газила Куанышбековна

учитель географии МБОУ СОШ № 13, п.Цветочный

Проблема: В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации.

Проблема:

В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации.

Условия возникновения и становления педагогического опыта.  Актуальность выбранной темы Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта . Актуальность темы:  обусловлена потребностями современного общества

Условия возникновения и становления

педагогического опыта.

Актуальность выбранной темы

Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта .

Актуальность темы:

обусловлена потребностями современного общества

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов.  Текст — это последовательная осмысленность высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой... обладающая свойствами связности и цельности» (В. П. Руднев).

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов.

Текст — это последовательная осмысленность высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой... обладающая свойствами связности и цельности» (В. П. Руднев).

Методы и приемы на уроках географии, касающиеся текстовой информации, базируются на умении школьников правильно «читать» географические карты. Географическая карта - есть чертеж земной поверхности, построенный на плоскости (математически точный), дающий уменьшенное, плановое, условное, генерализованное изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения

Методы и приемы на уроках географии, касающиеся текстовой информации, базируются на умении школьников правильно «читать» географические карты.

Географическая карта - есть чертеж земной поверхности, построенный на плоскости (математически точный), дающий

уменьшенное, плановое, условное, генерализованное изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции:   1. Карта служит главным средством наглядности в географии  «Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., — пишет проф. В. П. Буданов, — если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции:

1. Карта служит главным средством наглядности в географии

«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., — пишет проф. В. П. Буданов, — если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».

2. Карта -это отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности  «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг.

2. Карта -это отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности

«Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг.

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных, и именно она позволяет реализовать стратегии смыслового чтения несплошных текстов на уроках географии. Развивающее обучение преследует три главных цели: развитие логического мышления, развитие памяти и развитие внимания.

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных, и именно она позволяет реализовать стратегии смыслового чтения несплошных текстов на уроках географии.

Развивающее обучение преследует три главных цели: развитие логического мышления, развитие памяти и развитие внимания.

Цель: Формировать навыки смыслового чтения посредством картографического метода обучения на уроках географии  Задачи: -научить выбирать и ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; -научить использовать картографические источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; -разнообразить формы деятельности обучающих в рамках предмета «География», способствовать развитию интереса к предмету.

Цель: Формировать навыки смыслового чтения посредством картографического метода обучения на уроках географии

Задачи:

-научить выбирать и ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию;

-научить использовать картографические источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

-разнообразить формы деятельности обучающих в рамках предмета «География», способствовать развитию интереса к предмету.

Некоторые приемы при работе с картой для развития памяти, внимания, логического мышления: 1. Использование знаковых карт

Некоторые приемы при работе с картой для развития памяти, внимания, логического мышления:

1. Использование знаковых карт

Узнай объекты на контурной карте

Узнай объекты на контурной карте

Подпиши объекты, обозначенные цифрами 3 4 5 1 2 1.Страна-______________________ 3. Море- _______________________ 2.Море-______________________ 5.Республика-___________________, столица ____________________ 4.Край-______________________

Подпиши объекты, обозначенные цифрами

3

4

5

1

2

1.Страна-______________________

3. Море- _______________________

2.Море-______________________

5.Республика-___________________, столица ____________________

4.Край-______________________

«Навигатор» . Ученик поворачивается спиной к карте. Мысленно путешествуя по карте, ученику предлагается назвать страны, по которым пройдет его путешествие из заданной учителем страны в конечную точку. Например, какие ты страны сможешь посетить, совершая путешествие из России в Испанию  «Цепочка». Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет страну или столицу и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.

«Навигатор» . Ученик поворачивается спиной к карте. Мысленно путешествуя по карте, ученику предлагается назвать страны, по которым пройдет его путешествие из заданной учителем страны в конечную точку. Например, какие ты страны сможешь посетить, совершая путешествие из России в Испанию

«Цепочка». Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет страну или столицу и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.

«Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву. «Силуэт». Ученик должен узнать страну по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске с прилегающими к ней странами. «Река-столица». Ученикам предлагается назвать столицы (города) стоящие на реках. Провести можно в виде состязания.  «Дуэль». Для дуэли к карте вызываются два ученика. Первый ученик задает вопрос по карте, второй должен на него ответить. Затем ученики меняются.

«Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву.

«Силуэт». Ученик должен узнать страну по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске с прилегающими к ней странами.

«Река-столица». Ученикам предлагается назвать столицы (города) стоящие на реках. Провести можно в виде состязания.

«Дуэль». Для дуэли к карте вызываются два ученика. Первый ученик задает вопрос по карте, второй должен на него ответить. Затем ученики меняются.

 Графические системы (графы), где кружок это страна (столица), а линия это граница с соседним государством

Графические системы (графы), где кружок это страна (столица), а линия это граница с соседним государством

« Найди общее». Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего. Например: Алжир – Саудовская Аравия «Поиск аналогов». Учитель называет город, а ученики должны найти как можно больше его аналогов. Например, возьмем город Дели. Дели – Дакар (Оба начинаются на букву «Д») Дели – Бразилиа (Современные столицы) и т. д. и т.п. «Классификация стран». Классификация может быть различна. Например, распределить предложенные страны по численности, по охвату территории, по вероисповеданию, по ВВП, по уровню  развития, по формам правления.

« Найди общее». Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего. Например: Алжир – Саудовская Аравия

«Поиск аналогов». Учитель называет город, а ученики должны найти как можно больше его аналогов. Например, возьмем город Дели.

Дели – Дакар (Оба начинаются на букву «Д»)

Дели – Бразилиа (Современные столицы) и т. д. и т.п.

«Классификация стран». Классификация может быть различна. Например, распределить предложенные страны по численности, по охвату территории, по вероисповеданию, по ВВП, по уровню

развития, по формам правления.

  «Угадай страну» Ученик по контуру должен назвать страну или часть страны . Можно использовать контуры регионов государства, например России.

«Угадай страну» Ученик по контуру должен назвать страну или часть страны . Можно использовать контуры регионов государства, например России.

 ГИС (геоинформационные системы) позволяют визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объёмы статистической информации, имеющей географическую привязку. Программы позволяют создавать и редактировать карты всех масштабов, дешифрировать космические снимки, обрабатывать карты с последующей их отрисовкой (бесплатные сервисы Google Maps и Google Earth)

ГИС (геоинформационные системы) позволяют визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объёмы статистической информации, имеющей географическую привязку. Программы позволяют создавать и редактировать карты всех масштабов, дешифрировать космические снимки, обрабатывать карты с последующей их отрисовкой (бесплатные сервисы Google Maps и Google Earth)

 В завершении хочу напомнить значимые слова профессора В.П. Буданова: «Умение читать карту – это составлять слова и предложения на основе картографического алфавита, то есть на основе условных значений и цветов, а это – умение видеть всю землю благодаря системе знаков на карте, уметь наполнять карту жизнью, представлять все изменения». Следовательно, для учащегося, обладающего багажом знаний по географии, не составит труда чтение карты . А залогом успеха каждого учителя географии на поприще обучения может стать овладение стратегией смыслового чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках

В завершении хочу напомнить значимые слова профессора В.П. Буданова: «Умение читать карту – это составлять слова и предложения на основе картографического алфавита, то есть на основе условных значений и цветов, а это – умение видеть всю землю благодаря системе знаков на карте, уметь наполнять карту жизнью, представлять все изменения». Следовательно, для учащегося, обладающего багажом знаний по географии, не составит труда чтение карты .

А залогом успеха каждого учителя географии на поприще обучения может стать овладение стратегией смыслового чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!