СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к презентации

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к презентации "Формирование навыков смыслового чтения посредством использования картографического метода обучения на уроках географии"

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к презентации»

автор- Якименко Г.К.

Формирование навыков смыслового чтения посредством использования картографического метода обучения на уроках географии

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению, что является значительной проблемой для школы в целом и для меня, как учителя в частности (слайд №2). В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов.

Текст — «одно из ключевых понятий гуманитарной культуры XX века, применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии. Текст — это последовательная осмысленность высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой... обладающая свойствами связности и цельности» (В. П. Руднев) (слайд №4).

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные. (слайд №5)

Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации

При сравнении сразу нескольких объектов: текстов, фотографий, карт также применяется смысловое чтение. Методы и приемы на уроках географии, касающиеся текстовой информации, базируются на умении школьников правильно «читать» географические карты (слайд № 6).

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции (слайды №7-8).

1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.

«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., — пишет проф. В. П. Буданов, — если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».

2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг.

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных, и именно она позволяет реализовать стратегии смыслового чтения несплошных текстов на уроках географии (слайд № 9).

Термин «развивающее обучение» сейчас трактуется очень широко, настолько широко, что почти любое обучение объявляется развивающим. Любое педагогическое действие имеет своей целью развитие ребенка. С этой точки зрения обучение в любой форме есть элемент развития, а следовательно любое обучение всегда является развивающим.

С моей точки зрения суть развивающего обучения сводится к развитию умения самостоятельно извлекать информацию, критически ее перерабатывать и самостоятельно делать из этой информации выводы. По способу мотивации деятельности ребенка я сторонник технологии развивающего обучения И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова, которая предусматривает развитие творческого мышления.

Мышление не является единственной задачей развивающего обучения. Мышление, память и внимание это основная база для развития личности. Развивающее обучение преследует три главных цели: развитие логического мышления, развитие памяти и развитие внимания (слайд № 10).

Приведу некоторые приемы при работе с картой для развития памяти, внимания, логического мышления, которые я использую в своей работе.

В самом начале изучения предмета, на уроках географии в 5 классе можно использовать как контурные, так и знаковые карты (слайды №№11-13). Я уделяю особое внимание работе учеников с контурной картой. Контурная карта – это одно из необходимых пособий по географии. Использование знаковых карт можно проводить на каждом уроке в зависимости от изучаемой темы, это занимает около 7 минут урока.

В последнее время среди педагогов проводятся дискуссии по использованию знаковых карт. Некоторые считают, что такие карты тренируют лишь наблюдательность и зрительную память и «в этом смысле ничуть не более способствуют развитию молодого человека, чем опознание на ощупь пойманного партнера при игре в жмурки». Я считаю, что тренировка зрительной памяти, логическое запоминание развивает моторико – сенсорную память, внимательность, что полезно. Да, работа со знаковой картой мало нацеливает ученика на развитие собственно географического мировоззрения, но это не копирование содержания карты, то есть не переписывание ее. Поэтому я считаю возможным частично заменить традиционное оформление контурных карт знаковым.

В 7-9 классах использую следующие приемы работы с картами: (слайды №№14-15)

«Навигатор». Ученик поворачивается спиной к карте. Мысленно путешествуя по карте, ученику предлагается назвать страны, по которым пройдет его путешествие из заданной учителем страны в конечную точку. Например, какие ты страны сможешь посетить, совершая путешествие из России в Испанию.

«Цепочка».Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет страну или столицу и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.

«Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву.

«Силуэт». Ученик должен узнать страну по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске с прилегающими к ней странами.

«Река-столица». Ученикам предлагается назвать столицы (города) стоящие на реках. Провести можно в виде состязания.

«Дуэль». Для дуэли к карте вызываются два ученика. Первый ученик задает вопрос по карте, второй должен на него ответить. Затем ученики меняются.

«Географический диктант». Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер. Второй тип диктанта это диктант по терминологии. В этом случае учениками в тетради пишутся несколько географических терминов, а учитель вслух читает дефиниции данных терминов под номерами. Ученик же должен напротив каждого термина поставить соответствующий номер.

В старших классах чаще использую Графические системы (графы) (слайд №16) . Это схемы, где кружок это страна, а линия это граница с соседним государством

«Найди общее». Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего. Например: Алжир – Саудовская Аравия.

1. Обе пересекает Северный тропик.

2. Исповедуют ислам.

3. Обе страны относятся к афразийской языковой семье.

4. Плотность населения 20 чел./км2.

5. Преобладание мужского населении.

«Поиск аналогов». Учитель называет город, а ученики должны найти как можно больше его аналогов. Например, возьмем город Дели.

Дели – Дакар (Оба начинаются на букву «Д»)

Дели – Бразилиа (Современные столицы)

Дели – Исламабад (Обе Расположены далеко от морей)

Дели – Мадрид (Оба расположены в северном полушарии)

Дели – Каир (Столицы с одинаковым количеством жителей)

Дели – Найроби (Обе расположены в зоне саванн) и т. д. и т.п.

«Классификация стран». Классификация может быть различна. Например, распределить предложенные страны по численности, по охвату территории, по вероисповеданию, по ВВП, по уровню развития, по формам правления . (слайд № 17)

«Угадай страну» Ученик по контуру должен назвать страну или часть страны . Можно использовать контуры регионов государства, например России.. (слайд № 18)

Внедрение компьютерной техники в школе открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютеры в классе помогают развивать самостоятельность при обработке информации и добыче новых знаний.

Компьютер, как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние годы прочно вошел в нашу жизнь. Использование компьютерных технологий обретает особую актуальность для школьной географии.

Кроме настенных контурных карт, я на своих уроках использую интерактивные и электронные географические карты .

Информация, представленная на этих картах, помогает оживить урок. Можно показать как выглядит тот или иной географический объект, совершить виртуальное путешествие, а при использовании политической карты – показать страны и прочитать о них информацию.

Информационно-коммуникационные технологии решили проблему дефицита наглядности, так как содержат многочисленные карты, иллюстрации, кинофрагменты и анимации. ИКТ позволили осуществить более эффективный контроль знаний учащихся через тесты, практические работы.

Электронные карты давно перестали служить только "изображением Земли на плоскости", это уже полноценная модель Земного шара, где так же предоставлена атрибутивная информация об объектах, существует возможность добавления фотографий с конкретной географической привязкой (что очень важно для будущего географа).

ГИС (геоинформационные системы) позволяют визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объёмы статистической информации, имеющей географическую привязку. Программы позволяют создавать и редактировать карты всех масштабов, дешифрировать космические снимки, обрабатывать карты с последующей их отрисовкой.. Так, например, использование тематических космических снимков (водных, лесных, биологических ресурсов, метеорологических данных и др.) позволит осуществить анализ, проследить динамику развития природных и экологических процессов и явлений, сделать прогноз на будущее (слайд № 19)

На рынке предоставлено широкий спектр ГИС многие из них являются профессиональными и конечно слишком дороги для приобретения школ, но на ряду с этим свободное программное обеспечение, одним из таких является применение геоинформационных сервисов Google, которые построены на использовании электронных карт и космоснимков: Google Maps и Google Earth. Данные сервисы позволяют не только просматривать космические снимки и карты, но и, активизируя дополнительные слои (природные явления: вид из космоса, глобальные проблемы и изучение окружающей среды и др.).

Конечно, сейчас нельзя полностью раскрыть весь потенциал сервисов Google, который я использую на уроках географии и при изучении географии своего края. Использование данных сервисов требует от учителя особой подготовки к проведению уроков, но это в свою очередь делает географию более наглядной и жизненной, дает возможность активно использовать интернет ресурсы.

В заключении хочу напомнить значимые слова профессора В.П. Буданова: «Умение читать карту – это составлять слова и предложения на основе картографического алфавита, то есть на основе условных значений и цветов, а это – умение видеть всю землю благодаря системе знаков на карте, уметь наполнять карту жизнью, представлять все изменения». Следовательно, для учащегося, обладающего багажом знаний по географии, не составит труда чтение карты. Поэтому для совершенствования, расширения курса географии в школе возникает необходимость повсеместного внедрения основ картографии. Ведь картография является неотъемлемой частью географии, так как «карта – второй язык географии». На основе картографических знаний, умений и навыков у учащихся развиваются кругозор, мировоззрение, коммуникативные умения (слайд № 20).

Сегодня важнейшим критерием успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств наших учеников, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания - быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать свои потенциальные и расширять уже имеющиеся способности. А залогом успеха каждого учителя на этом поприще может стать овладение стратегией смыслового или продуктивного чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках.

В качестве пожелания приведу строки Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!