Формирование интереса к предмету через урок, книгу и внеклассное мероприятие
- Из опыта работы
- Курмантаевой М.Б.,
- учителя русского языка
- и литературы
- Байторысайской СШ
- « Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения , убивает в ученике охоту к учению , без которой он далеко не уйдет . Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний. Интерес является действенным, реальным мотивом учения»
Актуальность проблемы.
* Русский язык не особо любимый предмет. Интерес к литературе угасает с каждым годом: количество выпускников, сдающих ЕНТ по литературе ,всего 5-10% .
*Только 15% старшеклассников учатся в школе с интересом, 9% учеников уверены, что в школе попусту тратят время; 18% вообще не занимаются в школе, а 23% занимаются время от времени, и только 25% занимаются систематически.
* Потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация .
- Чтобы переварить знания, надо поглощать их
с аппетитом.
- Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик 19-20 вв.
Понятие «интерес»
- Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое
пытливость
и стимулирует
любознательность
увлечение этим предметом.
внимание
активность
Определяющий фактор в процессе овладения знаниями,основной внутренний мотив обучения.
Мотивация к обучению
Интерес к предмету Сознательность Принуждение
Изучаю потому, что не преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие.
Высшая степень интереса – УВЛЕЧЕНИЕ
Занятия мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься
Занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя
Формирование интереса к предмету
Интерес к предмету через урок.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Китайская пословица
Наличие у детей познавательного мотива
и конкретной учебной цели(желания узнать, научиться)
Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний
Деятельностный подход
в обучении
Выявление и освоение учащимися способа действия , позволяющего осознанно применять приобретённые знания
Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу
Проблемное обучение- один из способов применения деятельностного подхода
* Понимание задачи
* Попытка найти решение
* Недостаток знаний
* Желание найти
объяснение
Мотивация
И Н Т Е Р Е С
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Прочитайте стихотворение . Найдите в нём прилагательные. Поставьте к ним вопрос .Что вы заметили?
Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурею живой
Слепит мне очи он.
Е.А Баратынский
Проблема выбора .Групповая работа по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»(11 кл.)
Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие .
Э.И. Александрова
Использование ИКТ как способ формирования интереса к предмету
Возможности
- Компьютерные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя «пакет» дидактических и технических средств .
систематизация
занима
тель
ность
красочность
мобильность
ЦОР на уроках русского языка и литературы
презентации
видеоролики
интернет-уроки
интерактивные тесты
аудио-файлы
интерактивные таблицы
анимированные кроссворды
тренажёры
электронные книги, справочники
«Занимательность – фактор повышения интереса к знаниям по языку» (М.Р. Львов).
Формирование интереса к предмету через книгу
Читателя из –под палки
не воспитать. Ничто так не убивает художественную
книгу, как обязательное
чтение.
Е.Н.Ильин, российский
педагог –новатор, учитель литературы, известный методист
Сотрудничество с библиотекой
«Берегите книгу!»
Стенгазеты к юбилеям писателей
Формирование интереса к предмету через внеклассные мероприятия
«Неделя русского языка и литературы»
Литературная гостиная
Результат работы
- Процент участия во внеклассных мероприятиях на Неделе русского языка и литературы в моих классах-100%.
- 2.На протяжении всех моих лет работы в школе мои ученики выбирали русский язык как переводной экзамен.
- 3.Пятиклассники, проучившиеся два месяца, при анкетировании, которое проводила психолог, назвали русский язык и литературу в числе любимых предметов.
- 4.Есть среди моих учеников те, кто постоянно участвует в творческих конкурсах и показывает хороший результат.
- 5.Показатель ЕНТ за последние годы:2010г-ср.балл 16, 2011г.-19,8,;2014 г-16 .
Результат работы
Алмасбаева Айжан
Районная олимпиада по русскому языку
(2012,2013гг.)
3 место
Учитель и его предмет
«Увлечь книгой –
это увлечь собою.
К себе, а не к предмету
прежде надо вызвать
интерес».
Е.Н.Ильин
«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»(Эмиль Золя)