Тема: «Первобытное общество»
Тип урока: урок-викторина, повторительно-обобщающий урок.
Цели: 1. Систематизировать знания учащихся о жизни первобытных людей;
2. Продолжить работу по формированию образного представления о развитии общества;
3. Закрепить навыки работы с хронологической таблицей, повторить исторические понятия;
4. Воспитывать интерес к изучению истории, уважительное отношение к жизни предков .
Оборудование: карточки с заданиями, линия времени, даты, презентация к уроку.
Эпиграф: Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследием дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
В. Берестов
План урока:
1. Орг. момент (целеполагание, введение в игровую деятельность, представление жюри).
2. Организация игровой деятельности (проведение конкурсов).
3. Итог урока (взаимооценка, рефлексия, результаты игры, оценка деятельности детей учителем- выставление оценок, эмоциональная оценка детьми урока).
4. Заключение.
Ход урока
Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы
1 Орг. момент
(5 минут)
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
- На партах у вас должно быть – дневник, ручка, простой карандаш, фломастеры.
- На прошлом уроке мы разделились на 2 команды.
- Как вы думаете для чего? Чем будем заниматься на уроке?
- На прошлом уроке мы закончили изучение первой главы Истории Древнего мира.
- Как она называется?
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?
- Молодцы, ребята, правильно.
- Ребята, первобытнообщинный строй занимает самый большой отрезок времени в истории человечества.
- Если изобразить эпоху человеческого развития в виде круга, то большая его часть это и будет эпоха первобытного строя.
- А теперь посовещайтесь в командах и скажите, кто у вас будет капитаном или старейшиной, как у первобытных людей. При выборе вспомните, кого выбирали старейшиной древние люди.
- Старейшины, подойдите ко мне и выберите название для своего племени.
- Берите название и садитесь на место.
- Ребята, сегодня к нам в гости заглянула муза истории – Клио и принесла нам задания для проверки ваших знаний по этой теме.
- А помогут оценить ваши знания советники Клио.
Дети садятся за сдвинутые столы по группам.
Ответы детей(будем играть, соревноваться).
Ответ детей: первобытное общество.
Ответы детей.
Дети совещаются и говорят вслух о своем выборе.
Дети вытягивают карточку с названием племени и показывают другим детям. Проверка готовности к уроку.
Целеполагание.
Актуализация знаний учащихся, формулировка темы урока
Демонстрация
Введение в игровую деятельность
Введение в игровую ситуацию, зрительный ряд (Клио)
Представление жюри.
2 Организация игровой деятельности
(26 минут)
1. Разминка(3-4 минуты)
- Первое задание называется «Разминка».
- Мне необходимо по одному человеку из ваших племен, которые будут выбирать для своего племени карточки с заданиями, если племя не может ответить, то есть возможность заработать балл племени-сопернице.
- За каждый правильный ответ 1 балл.
2. Тестовое задание (3-5 минут)
- Второе задание тестовое: тест пускается по кругу и каждый член племени отвечает на 1 вопрос. Вы должны выполнить задание быстро и правильно.
- Сделанные тесты сдать помощникам Клио на проверку.
3. Счет лет в истории (3 минуты)
- Третье задание называется «Счет лет в истории».
- Выберите из своих племен по 2 участника для этого конкурса.
- Пока ребята выполняют задание на счет лет, остальные могут заработать еще баллы для своего племени. Я вам буду читать определение понятия, а вы должны его угадать.
- Сдайте сделанные задания жюри.
4. Игра «Археологи» (3 минуты)
- Вам на карточках предложены археологические находки, по ним вы должны сделать как можно больше выводов.
-Свои выводы запишите на листочках и сдайте, время выполнения задания – 3 минуты.
5. Текст с ошибками (3-4 минуты)
- Для выполнения этого задания необходимо по 3 человека от каждого племени.
- Ваша задача найти в тексте неверные фразы и подчеркнуть их карандашом в тексте. Сделанную работу сдаем жюри.
- А остальные работают со мной и зарабатывают своему племени баллы.
- Вам нужно закончить предложение, если ваше племя не справляется, другое племя может ответить на вопрос.
6. Логическая цепочка (2 минуты)
- За 2 минуты вы должны, посоветовавшись, выполнить это задание (определить последовательность событий – какое раньше, какое позже).
- Вы на карточке напишите последовательность буквами, под которыми написаны события.
- Сдайте карточки жюри.
7. Кроссворд (3-5 минут) – дополнительный материал
- А пока жюри подводит итоги вы можете заработать еще баллы для своего племени, решив кроссворд по теме урока.
- Сдайте кроссворды жюри.
Двое у доски в роли помощников, остальные отвечают на вопросы
Дети выполняют задание, участвуют все дети
Дети работают в парах с карточкой
Дети отвечают на вопросы учителя
Дети выполняют задание все вместе
Дети выполняют задания
Оставшиеся дети отвечают на вопросы
Учащиеся выполняют задание не время
Дети решают кроссворд, а затем сдают его жюри
Фронтальный опрос
Карточки с вопросами
Индивидуальный опрос (важна правильность и быстрота)
Карточки с тестами
Работа в парах (правильность и время)
Карточки с заданием
Фронтальный опрос (3 вопроса)
Работа с понятиями
Групповая работа
Анализ текста, выводы
Дифференцированные задания
Фронтальный опрос
Логическое задание
Групповая работа
Групповая работа
3 Итог урока
(9 минут)
- А сейчас вы посовещаетесь и решите какую оценку на уроке заработал каждый из вас.
- Поставьте оценку напротив каждой фамилии.
- Молодцы, отложите листочки в сторону.
- Ребята, поднимите руку ,кто сегодня поработал в полную силу?
- А теперь, те, кто сегодня не все свои знания применил.
- Похвалите себя.
- А сейчас жюри объявят итоги нашей игры-соревнования.
- Ребята, я наблюдала за вашей работой на уроке и учитывая ваши оценки, результаты за урок следующие.
- Поставьте оценки в дневники.
- Ребята, у вас на столах лежат смайлики, но у них нет рта, возьмите по одному смайлику и нарисуйте им ротик:
Если вам все понравилось на уроке ,то ваш смайлик будет улыбаться;
Если все было нормально, но вы чувствовали себя не очень хорошо, то ваш смайлик будет с нейтральным выражением;
Если урок вам не понравился совсем, то ваш смайлик будет грустным.
(на доске показаны все варианты смайликов)
Дети в группе оценивают работу каждого по пятибалльной шкале
Дети оценивают сами свою работу на уроке
Гладят себя по голове
Дети выставляют оценки за урок в дневники
Эмоциональная оценка урока детьми
Взаимооценка
Рефлексия
Жюри объявляет результаты, вручает дипломы победителям и участникам.
Оценка работы учащихся
Инструктаж для эмоциональной оценки урока
4 Заключение
- Ребята, нам муза истории Клио оставила сообщение:
« Дорогие, ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке и сколько вы много знаете по данной теме. Но мне пора посетить других ребят. До свидания. Ваша Клио».
- Наш урок тоже окончен, давайте скажем спасибо жюри за их работу.
- Собираем вещи в портфель.
- Спасибо за урок! До свидания!
Дети благодарят членов жюри
Завершение игровой ситуации