СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Дебаты: использование технологии на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология «Дебаты» была разработана и внедрена в 1993 г. Международным институтом «Открытое общество». В России программа развивается с 1994г. С 2001г. в нашей стране появились центры образовательных технологий, пропагандирующие и внедряющие данную технологию в образовательный процесс и во внеурочной деятельности. Эти центры открыты в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Новгород , Псков, Белгород и др. Дебаты-это уход от традиционного обучения, это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов с обменом информацией. При использовании дискуссии в учебном процессе ребята собирают, сопоставляют, анализируют большой объём информации и выносят его на обсуждение.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Дебаты: использование технологии на уроках литературы"»

Дебаты: Использование технологии на уроках литературы Подготовила учитель русского языка и литературы Забелина В.А.

Дебаты: Использование технологии на уроках литературы

Подготовила учитель русского языка и литературы Забелина В.А.

История Технология «Дебаты» была разработана и внедрена в 1993 г. Международным институтом «Открытое общество». В России программа развивается с 1994г. С 2001г. в нашей стране появились центры образовательных технологий, пропагандирующие и внедряющие данную технологию в образовательный процесс и во внеурочной деятельности. Эти центры открыты в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Новгород , Псков, Белгород и др.

История

Технология «Дебаты» была разработана и внедрена в 1993 г. Международным институтом «Открытое общество». В России программа развивается с 1994г. С 2001г. в нашей стране появились центры образовательных технологий, пропагандирующие и внедряющие данную технологию в образовательный процесс и во внеурочной деятельности. Эти центры открыты в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Новгород , Псков, Белгород и др.

Дебаты-это уход от традиционного обучения, это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов с обменом информацией. При использовании дискуссии в учебном процессе ребята собирают, сопоставляют, анализируют большой объём информации и выносят его на обсуждение.
  • Дебаты-это уход от традиционного обучения, это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов с обменом информацией. При использовании дискуссии в учебном процессе ребята собирают, сопоставляют, анализируют большой объём информации и выносят его на обсуждение.
Технологический аспект Заключается в том, что это система структурных дискуссий, в которой две или более команд выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса.

Технологический аспект

Заключается в том, что это система структурных дискуссий, в которой две или более команд выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса.

Задача команд в дебатах- убедить судей и зрителей , но не оппонентов ,в своей точке зрения на данную проблему.

Задача команд в дебатах- убедить судей и зрителей , но не оппонентов ,в своей точке зрения на данную проблему.

Методический аспект технологии  решает следующие задачи: обучающие- способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками; развивающие- способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений , различных аспектов их рассмотрения ;

Методический аспект технологии решает следующие задачи:

  • обучающие- способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
  • развивающие- способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений , различных аспектов их рассмотрения ;
воспитательные- способствуют формированию культуры спора, признанию множественности подходов к решению проблемы; коммуникативные- способствуют осуществлению межличностного общения;
  • воспитательные- способствуют формированию культуры спора, признанию множественности подходов к решению проблемы;
  • коммуникативные- способствуют осуществлению межличностного общения;
В школе технология может быть представлена как: педагогическая технология( форма организации урока , форма самостоятельной работы, получение знаний через проведение деловых игр ); часть учебного плана школы( факультативный курс или предмет по выбору ); форма организации внеклассной деятельности ( классные часы, тематический вечер, дискуссионный клуб); как молодёжная общественная организация.

В школе технология может быть представлена как:

  • педагогическая технология( форма организации урока , форма самостоятельной работы, получение знаний через проведение деловых игр );
  • часть учебного плана школы( факультативный курс или предмет по выбору );
  • форма организации внеклассной деятельности ( классные часы, тематический вечер, дискуссионный клуб);
  • как молодёжная общественная организация.
В процессе мастер-классов, лекций, тренингов, ролевых игр старшеклассники получают развитие креативных способностей; алгоритм работы с текстом на трех уровнях (слова, предложения, текст); развитие коммуникативной компетенции (умение организовать совместную деятельность, формировать и развивать межличностные отношения, познавать людей и себя).

В процессе мастер-классов, лекций, тренингов, ролевых игр старшеклассники получают

  • развитие креативных способностей;
  • алгоритм работы с текстом на трех уровнях (слова, предложения, текст);
  • развитие коммуникативной компетенции (умение организовать совместную деятельность, формировать и развивать межличностные отношения, познавать людей и себя).
Спикер - лицо, участвующее в дебатах. В дебатах для школьников роль спикера прописана в зависимости от темы дебатов. Таймкипер - человек , который следит за временем выступления скиперов. Подает сигналы пройденного времени выступления и окончания игры.
  • Спикер - лицо, участвующее в дебатах. В дебатах для школьников роль спикера прописана в зависимости от темы дебатов.
  • Таймкипер - человек , который следит за временем выступления скиперов. Подает сигналы пройденного времени выступления и окончания игры.
Эксперт, судья- выслушав аргументы обеих сторон, после окончания игры выступает с решением: какой команде отдано предпочтение и почему, чьи аргументы и способы доказательства были более убедительны. Объявляет результат по баллам. Кейс - система доказательств, которую команда использует, чтобы обосновать свою позицию. В состав кейса входят: актуальность темы, аспект, определение основных понятий, тезис, аргументы, доказательства , высказывания, объяснения, факты, цитаты.
  • Эксперт, судья- выслушав аргументы обеих сторон, после окончания игры выступает с решением: какой команде отдано предпочтение и почему, чьи аргументы и способы доказательства были более убедительны. Объявляет результат по баллам.
  • Кейс - система доказательств, которую команда использует, чтобы обосновать свою позицию. В состав кейса входят: актуальность темы, аспект, определение основных понятий, тезис, аргументы, доказательства , высказывания, объяснения, факты, цитаты.
В школьной практике можно использовать следующие виды дебатов.  1. Классические дебаты( по формату игры- с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные- зрители. Чаще всего эти дебаты- итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения…

В школьной практике можно использовать следующие виды дебатов.

1. Классические дебаты( по формату игры- с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные- зрители. Чаще всего эти дебаты- итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения…

2. Экспресс- дебаты. Подготовка сведена к минимуму, главное здесь- хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Экспресс- дебаты. Подготовка сведена к минимуму, главное здесь- хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.

3. Модифицированные, или формальные дебаты (по типу игры ). Здесь допускаются некоторые изменения правил: -сокращается время, увеличивается число игроков ; -организуются групп поддержки; -допускаются вопросы из аудитории.

3. Модифицированные, или формальные дебаты (по типу игры ).

Здесь допускаются некоторые изменения правил:

-сокращается время, увеличивается число игроков ;

-организуются групп поддержки;

-допускаются вопросы из аудитории.

План проведения урока с использованием технологии дебатов Сформулировать тему дебатов на уроке при изучении материала. Разбить учащихся на команды. Дать задание для команд: привести аргументы в поддержку «за» или «против». Работа по схеме: АРГУМЕНТ-КОНТРАРГУМЕНТ. В конце приводятся аргументы, на которые не нашлось контраргументов. Учащиеся- эксперты(судьи ) оценивают качество предложенных аргументов и контраргументов.

План проведения урока с использованием технологии дебатов

  • Сформулировать тему дебатов на уроке при изучении материала.
  • Разбить учащихся на команды.
  • Дать задание для команд: привести аргументы в поддержку «за» или «против».
  • Работа по схеме: АРГУМЕНТ-КОНТРАРГУМЕНТ.
  • В конце приводятся аргументы, на которые не нашлось контраргументов.
  • Учащиеся- эксперты(судьи ) оценивают качество предложенных аргументов и контраргументов.
Ведь урок литературы- это общение , это жизнь, это воспитание чувств  ФОРМУЛА ТАКОГО УРОКА: ИНТЕРЕС+ПОНИМАНИЕ+ПРИНЯТИЕ+СОПЕРЕЖИВАНИЕ+ЛЮБОВЬ.

Ведь урок литературы- это общение , это жизнь, это воспитание чувств

ФОРМУЛА ТАКОГО УРОКА:

ИНТЕРЕС+ПОНИМАНИЕ+ПРИНЯТИЕ+СОПЕРЕЖИВАНИЕ+ЛЮБОВЬ.

На уроке литературы в 7 классе по теме: «Два брата, две жизни, две смерти» уместным будет ввести элемент дебатов « Поступок Андрия- измена Родине». В нем принимают участия две команды: утверждающая и отрицающая. Утверждающая сторона , использует текст, доказывает , что Андрий- изменник Родины, аргументируя свои ответы. Отрицающая сторона опровергает доводы, приводимые утверждающей стороной ,пытается доказать, что поступок Андрия- это его личный выбор, ставший трагедией. Весь этот элемент урока займет 15-20 мин., а результаты будут следующими: привлечение учащихся в активной форме к тесту произведения, концентрирование внимания на основных этапах жизни младшего сына Тараса Бульбы, прослеживание логической выстроенности выступлений спорящих сторон.

На уроке литературы в 7 классе по теме: «Два брата, две жизни, две смерти» уместным будет ввести элемент дебатов « Поступок Андрия- измена Родине». В нем принимают участия две команды: утверждающая и отрицающая. Утверждающая сторона , использует текст, доказывает , что Андрий- изменник Родины, аргументируя свои ответы. Отрицающая сторона опровергает доводы, приводимые утверждающей стороной ,пытается доказать, что поступок Андрия- это его личный выбор, ставший трагедией. Весь этот элемент урока займет 15-20 мин., а результаты будут следующими: привлечение учащихся в активной форме к тесту произведения, концентрирование внимания на основных этапах жизни младшего сына Тараса Бульбы, прослеживание логической выстроенности выступлений спорящих сторон.

. В 10 классе можно использовать дебаты при изучении любого произведения. Возьмём роман И.А. Гончарова «Обломов».

. В 10 классе можно использовать дебаты при изучении любого произведения. Возьмём роман И.А. Гончарова «Обломов».

Тема дебатов: «Обломов- жертва воспитания» Сторона утверждения: « Мы считаем , что Обломов- жертва воспитания». В доказательство своей позиции приводим следующие аргументы: родители не были заинтересованы в том , чтобы Обломов изучил все науки. Они мечтали о справке , подтверждающей факт учебы; его не выпускали на улицу, боялись, как бы не расшибся; уже в детстве он только занимается тем , что лежит на диване, ленился. Вывод: Обломов- жертва воспитания, потому что он и во взрослом возрасте верит в чудесную страну.

Тема дебатов: «Обломов- жертва воспитания»

Сторона утверждения: « Мы считаем , что Обломов- жертва воспитания». В доказательство своей позиции приводим следующие аргументы:

  • родители не были заинтересованы в том , чтобы Обломов изучил все науки. Они мечтали о справке , подтверждающей факт учебы;
  • его не выпускали на улицу, боялись, как бы не расшибся;
  • уже в детстве он только занимается тем , что лежит на диване, ленился.

Вывод: Обломов- жертва воспитания, потому что он и во взрослом возрасте верит в чудесную страну.

Сторона отрицания: «Мы считаем, что Обломов- вовсе не жертва воспитания. Он всего лишь добродушный мечтатель. Он создает проект. Ему просто не хватило стимула. Илья Ильич- добрый, мягкий по характеру человек». Все аргументы учащиеся подтверждают цитатами из текста.
  • Сторона отрицания: «Мы считаем, что Обломов- вовсе не жертва воспитания. Он всего лишь добродушный мечтатель. Он создает проект. Ему просто не хватило стимула. Илья Ильич- добрый, мягкий по характеру человек». Все аргументы учащиеся подтверждают цитатами из текста.
Важным и главным а дебатах является то , что развиваются индивидуальные способности ребенка, его личностный потенциал, происходит очищение его речи, обогащается лексический запас, развивается устная монологическая речь. Потенциал дебатов очень высок , а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более глубокому изучению литературы, научит понимать художественный текст, укрепит их личностные качества.

Важным и главным а дебатах является то , что развиваются индивидуальные способности ребенка, его личностный потенциал, происходит очищение его речи, обогащается лексический запас, развивается устная монологическая речь.

Потенциал дебатов очень высок , а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более глубокому изучению литературы, научит понимать художественный текст, укрепит их личностные качества.

Подведем итог Применение различных форм, основанных на принципах игры «Дебаты», значительно расширяет возможности литературного образования. Программные произведения становятся предметом споров, а литература - интересным и нужным предметом .

Подведем итог

Применение различных форм, основанных на принципах игры «Дебаты», значительно расширяет возможности литературного образования. Программные произведения становятся предметом споров, а литература - интересным и нужным предметом .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!